Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды дошкольных образовательных программ. Моделирование образовательной программы дошкольной организации в контексте ФГОС ДО.
Любая образовательная деятельность, осуществляемая организациями или индивидуальными предпринимателями, строится на основе образовательной программы дошкольного образования, что обусловливает особую значимость, важность создаваемого документа. Это подтверждается и в приказе Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», где говорится о том, что все содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования (п. 8). В настоящее время, содержание образования в ДОО определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст.12 ФЗ «Об образовании в РФ» разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками, пройдут экспертизу и будут размещены в федеральном реестре. Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) – это нормативно-управленческий документ ДОО, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса в данной ДОО (далее – программа дошкольной образовательной организации или Программа). Образовательные программы дошкольного образования (ОП ДО) должны быть направлены на: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода к дошкольникам и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. В ст.7. ФЗ «Об Образовании в РФ» указано, что «освоение образовательных программ дошкольного образования НЕ сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». (п.2) В ст 15.ФЗ «Об Образовании в РФ» сказано, что «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». (организации партнеры: научные и медицинские организации, организации культуры, физкультурно- спортивные…) В соответствии с Законом «Об Образовании в РФ» все общеобразовательные программы подразделяются на : основные и дополнительные. Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Организация их разработки осуществляется по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. Основные программы ДОО - программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОО в рамках реализации основных образовательных услуг. Основные программы для ДОО можно разделить на: · комплексные (общеразвивающие) - программы, направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках. · специализированные (парциальные, локальные) - программы, направленные на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях и/ или культурных практиках. Адаптированная образовательная программа разрабатывается для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Дополнительные программы ДОУ - программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и бесплатных) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д. Занятия по дополнительному образованию лучше проводить во второй половине дня. Следует помнить, что дополнительные программы не могут реализовываться вместо, или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ. В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных организаций, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками. АЛГОРИТМ разработки программы: 1. Формирование проекта программы (вносятся коррективы всех педагогов, проект обсуждается родительской общественностью). 2. Решение о принятии проекта образовательной программы (т.е. содержание программы принято всеми участниками образовательного процесса и претензий к данному содержанию нет). Принятие проекта программы осуществляется на педагогическом совете, решение по данному вопросу фиксируется в протоколе. Без соблюдения соответствующего алгоритма нет возможности вести речь о соблюдении права педагогов и родителей воспитанников на управление образовательным процессом. 3. Утверждение Программы к реализации приказом, подписанным руководителем ДОО. Структура и объем ОП ДО: Программа состоит из: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, представляющих определенные направления развития и образования детей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое; - физическое развитие. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Если обязательная часть Программы соответствует Примерной программе, то она оформляется в виде ссылки на данную Примерную программу; в случае несоответствия - обязательная часть Программы, которую реализует Организация, представляется «развернуто». Такое же правило распространяется и на оформление части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Она может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы; или включать Программы, самостоятельно разработанные педагогами или специалистами Организации. Разделы ОП ДО: Программа включает три основных раздела (в каждом отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений): Целевой: Пояснительная записка 1.цели и задачи реализации Программы 2. принципы и подходы к формированию Программы 3. значимые характеристики (особенности развития детей раннего и дошкольного возраста) Планируемые результаты · освоения Программы · с учетом возрастных возможностей · индивидуальных различий детей · особенностей развития детей с ОВЗ Содержательный: Представляет описание: · образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; · вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; · образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена). В содержательном разделе Программы должны быть представлены: · особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; · способы и направления поддержки детской инициативы; · особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников: Организационный: · описание материально - технического обеспечения Программы; · описание методических материалов и средств обучения и воспитания; · описание распорядка и /или режима дня; · описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий; · описание особенностей организации развивающей предметно - пространственной среды Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно - пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4)система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы должны быть указаны: возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; используемые примерные программы; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
|