Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка дошкольников к обучению решению задач
Обучение решению задач является сложнейший методический проблемой. Знакомить ребенка с арифметическими действиями и простейшими приемами вычислений следует раньше, чем начинать обучению решению задач. Задача - это текст, содержащий численные компоненты. Структура этого текста, такова, что в нем можно выделить УСЛОВИЕ и ТРЕБОВАНИЕ (которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения). Решить задачу, - значит выполнить арифметические действия, определенные условием и удовлетворить требованию задачи. При рассмотрении задачи, как текстовой структуры принято выделять её характерные признаки: · условие; · вопрос; · данное; · искомое. Разновидность задач В типовых задачах условие выражено повествовательным предложением и предшествует вопросу, который выражен вопросительным предложением. К нетиповым относятся тексты, в которых или требование выражено повествовательным предложением, или вся задача сформулирована одним предложением, или условие разделено на две части… Нетиповые тексты могут быть построены и на других принципах – с нехваткой или излишком данных… ПРИМЕРЫ нетиповых текстов задач: · требование выражено повествовательным предложением На клумбе расцвело 3 розовых и 2 красных тюльпана. Определите количество цветов. · вся задача сформулирована одним предложением Сосчитайте клубники на грядке, если в одном ряду созрели 4 ягоды, а в другом – 6. условие разделено на две части На полке стояло 8 игрушек. Сколько игрушек осталось на полке после того, как дети взяли 3 игрушки? · Нетиповые тексты с нехваткой данных На дереве сидели птицы. 5 из них – воробьи, остальные – голуби. Сколько было голубей? · Нетиповые тексты с излишком данных В вазе лежало 9 яблок. Петя съел 2 яблока и Юля съела 3 яблока. Сколько яблок они съели? Вначале нужно обучить ребенка моделировать различные ситуации (объединение совокупностей, удаление части, сравнение), используя простейшие заменители палочки, фигурки). Затем выбирать соответствующие арифметические действия и составлять математические выражения, в соответствии с ситуацией, заданной текстом. На третьем этапе следует убедиться, что ребенок д остаточно уверенно пользуется приемами присчитывания и отсчитывания, а не получает ответ пересчетом. (Поскольку пересчетом можно пользоваться только лишь для проверки, но не для получения результата) Для подготовки ребенка к обучению решению задач, полезно учить его на слух улавливать разные необычности в текстах задач. Для чего исполняются тексты похожие на задачи, тексты с разными несоответствиями и тд. Данные тексты акцентируют внимание ребенка на основных признаках задачи, учат внимательно вслушиваться в текст, анализируя его и вычисляя основные параметры. При знакомстве детей с задачей предлагается использовать простейшую рисованную схему, являющуюся графической моделью задачи. Этот простой и наглядный для ребенка вариант схемы, который легко конструируется на доске, с помощью: карточек с цифрами, знаками вопроса и стрелок поможет ребенку лучше представить ситуацию.
|