![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация государственных органов
Напомним, что, согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления НЕ входят в систему органов государственной власти. Исходя из конституционной модели оформления системы государственной власти в РФ орган государственной власти это: – инструмент осуществления власти народа; – инструмент осуществления функций государства; – носитель властных полномочий; – образование в установленном порядке; – осуществляемая деятельность в установленном порядке; – упорядоченная внутренняя организация (структура). Смысл статьи 10 Конституции РФ позволяет предположить следующее:
выражение вотума недоверия правительству со стороны парламента; возможность досрочного прекращения полномочий главы государства. Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно скоординирована. Отметим, что эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства, а именно:
Арбитражного суда РФ, назначения судей других федеральных судов;
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в Конституции РФ, которая выводит Президента РФ за рамки этих ветвей власти, не относя его ни к одной из них, хотя именно глава государства возглавляет систему органов осуществления государственной власти. За исключением института отрешения президента от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (процедуры очень усложненной и практически неосуществимой) у Федерального Собрания и судебной власти, равно как и у избирательного корпуса, нет реальных рычагов воздействия на деятельность президента или установление ответственности за последствия этой деятельности. Эти нормы Конституции РФ предварили положения Указа Президента РФ от 22.10.1993 г. «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации».
объем полномочий: правовое (законодательное) регулирование
Интересна история развития конституционных норм в нормативных правовых актах. Указ Президента РФ от 03.10.1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» содержит положения, которые можно представить следующим образом:
глава субъекта РФ руководит исполнительным органом и должен
Особую роль играет постановление Конституционного Суда РФ 1996 г. в связи с оценкой ряда положений Устава Алтайского края, которым Конституционный Суд РФ разрешил прямые выборы глав администраций субъектов – губернаторов. Наконец, несомненное развитие конституционных положений о системе органов государственной власти в субъектах РФ видим в Федеральном законе от 06.10.1999 г. «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», основы которого составляют следующие концептуальные положения: – государственная и территориальная целостность РФ; – распространение суверенитета РФ на всю её территорию; – верховенство Конституционного Суда РФ и федеральных законов на территории РФ; – единство системы государственной власти; – разделение власти и механизм сдержек и противовесов; – разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ; – самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; – самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления; – представительство субъекта Федерации в Совете Федерации РФ; – обладание законодательного органа субъекта РФ правом законодательной инициативы.
|