Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип разделения власти и механизм сдержек и противовесов.
Принцип разделения власти – принцип, на котором строится система органов государственной власти в РФ и её субъектах. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть РФ осуществляется на принципе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, которые посредством деятельности своих органов соответственно осуществляют основные функции государственной власти, а именно правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы «сдержек и противовесов», отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения власти предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Главная роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти принадлежит Уполномоченному по правам человека РФ. Принцип разделения власти наиболее последовательно впервые воплощен в Конституции Соединенных Штатах Америки, принятой 17 сентября 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через так называемую «систему сдержек и противовесов». Заметим, что менее последовательно принцип разделения власти закреплен в парламентских республиках, так как там парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти. Конституция РФ принцип разделения власти закрепляет в ст. 10. Здесь будет уместна краткая справка. Ещё в памятниках Древнего Египта и Вавилона, сочинениях мыслителей Древней Греции, например Аристотеля, и Средних веков уже имели место рассуждения о различных сторонах деятельности государства. Однако, по мысли Р.В. Енгибаряна, возникновение теории разделения было связано с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи молодой буржуазии выдвинули тезис о необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Предполагалось, что законодательная власть будет вручена избираемому народом парламенту, а исполнительная власть будет вручена главе государства, под которым буржуазия, стремившаяся к компромиссу с феодальной верхушкой, в то время подразумевала наследственного монарха; считалось, что ему будет подчинено и правительство. Судебная власть должна была осуществляться независимыми судами с участием представителей населения, например суды присяжных, суды шеффенов и иные суды. Обычно эту концепцию связывают с именами английского философа Дж. Локка и французского просветителя Ш.Л. Монтескье. Модификационные изменения теории разделения власти неизбежны, и с течением времени создатели некоторых новых конституций стали полагать, что выделение трех властей неполно отражает существующие реалии. Конституционная доктрина отдельных стран Латинской Америки, например Никарагуа (1987), Колумбия (1991) и других исходит из существования четырех властей. Четвертой властью названа избирательная власть – граждане, обладающие избирательными правами и составляющие избирательный корпус. Организационное выражение эта власть нашла в создании системы специальных избирательных трибуналов – судов, которые рассматривают споры о прямых выборах в государственные органы. Представляет интерес, например, Конституция Алжира 1976 г. (действовала до 1989 г.), в которой, по сути, названы шесть ветвей власти: политическая (осуществлялась правящей, в то время единственной легальной партией – Фронтом национального освобождения); законодательная (парламент); исполнительная (президент и правительство); судебная (суды); контрольная; учредительная. Усложнение общественных связей и отношений привело к появлению новых направлений государственной деятельности, одно из которых – контрольная деятельность. В связи с этим начали появляться для этой цели специализированные органы государства: конституционные суды и конституционные советы для контроля за соблюдением конституции, омбудсманы, парламентские комиссары, народные защитники и другие уполномоченные парламентом должностные лица, контролирующие соблюдение прав человека, генеральные контролеры и аудиторы, счетные палаты и счетные суды для контроля за административно-финансовой деятельностью государственных и смешанных предприятий и учреждений, а также частных предприятий, выполняющих государственные подряды, и другие органы. Принцип разделения власти означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность – органами исполнительной власти, судебная власть – судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение дении единого органа государственной власти, либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
|