![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И транспортных средств
Товаром в таможенном законодательстве считается любое! перемещаемое через таможенную границу движимое1 имуще-1 ство, а также перемещаемые через таможенную границу отне-| сенные к недвижимым вещам транспортные средства. Федеральный закон «Об основах государственного регули-| рования внешнеторговой деятельности» в п. 26 ст. 2 к товараь относит следующие предметы внешнеторговой деятельности:! •^ движимое имущество; ^ отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, мор-| ские суда, суда внутреннего плавания и смешанной: (река — море) плавания и космические объекты; ^ электрическую энергию и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о меж-* дународных перевозках, не рассматриваются в качестве товара В таможенном отношении товар — это предмет таможенного оформления и таможенного контроля, объект обложен* таможенными пошлинами, налогами. Признаками товаров считают: • движимость; • перемещаемость через таможенную границу РФ. результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исклю-| чительные права на них (интеллектуальная собственность), не относятся к понятию товара, применяемому в таможенном за-г конодательстве. Вместе с тем при перемещении через таможен-| ную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, последние также подлежат таможенному контролю и учету при исчислении налоговой базы для взимаю таможенных платежей. Контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной I собственности, преследует такие цели: • обеспечение поступления в государственный бюджет • недопущение:
—приостановления процессов создания объектов интел —подрыва легальной индустрии товаров; —создания угрозы безопасности потребителей; —подрыва авторитета государства и, как следствие, умень • защита интересов правообладателей. Как показывает практика, нарушения прав пользования объектами интеллектуальной собственности в таможенной сфере могут быть связаны: ^ с физической подделкой (т.е. вместо одного товара, заявленного на упаковке, предлагается иной продукт, например вместо коньяка — крашеный спирт, вместо духов -туалетная вода или иной пахучий раствор и т.п.); ^ несанкционированным изготовлением и ввозом/вывозом продукции; ^ несанкционированной торговлей товаром (без получения на это прав производителя, так называемый параллельный импорт). Для защиты публичных интересов (интересов государства) пРи перемещении через таможенную границу товаров, содер-ъекты интеллектуальной собственности, таможенные
органы наделены компетенцией привлечения к администрати* ной ответственности, например по фактам: ^ недостоверного декларирования; ^ нарушения авторских и смежных прав, изобретательс и патентных прав; ^ незаконного использования товарного знака. Для защиты частных интересов, т.е. интересов обладателе: исключительных прав (интеллектуальной собственности) к объекты авторского права и смежных прав, прав на товарны знаки, знаки обслуживания, а также прав пользования найме нованием места происхождения товара таможенные орган] вправе принимать меры, связанные с приостановлением выпуск, товаров. Владелец любого зарегистрированного товарного знака, зна ка обслуживания, обладатель авторского или смежного права права пользования наименованием места происхождения то вара обращается в Главное управление товарной номенклатур^ и торговых ограничений с заявлением о защите его прав. Заявление должно относиться к одному объекту интелле туальной собственности (объектам авторского права, объект; смежных прав, товарным знакам, знакам обслуживания, на именованиям мест происхождения товаров), причем в рамка одного объекта возможно несколько их видов, например т варных знаков или объектов авторских прав. ФТС России рассматривает заявление и принимает решен об обеспечении защиты прав правообладателя и о включени: объекта интеллектуальной собственности в Реестр ФТС Рос сии. Данный Реестр подлежит опубликованию в официальны изданиях. За включение в Реестр объектов интеллектуальной собствен ности плата не взимается. Предельный срок нахождения в Рё естре ФТС России и соответственно принятия таможенным) органами мер, связанных с приостановлением выпуска това ров, не должен превышать пяти лет. Правообладатель должен принять меры по обеспеченик исполнения возможных обязательств, обусловленных необхо димостью возмещения имущественного вреда заинтересован ному лицу (декларанту, собственнику, получателю товаров причиненного приостановлением таможенным органом вып ска товаров. Способ обеспечения может быть любой, предусмотренный гражданским законодательством РФ, но сумма обеспечения обязательства должна быть не ниже 500 тыс. руб. Таможенные органы на местах (таможни, таможенные посты) осуществляют контроль за перемещением объектов интеллектуальной собственности. При выявлении товаров, указанных правообладателем как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на Ю рабочих дней (возможно продление срока еще на 10 рабочих дней). О приостановлении выпуска товаров и его причинах уведомляются декларант и правообладатель, причем одновременно с этим таможенный орган сообщает указанным лицам их взаимные адреса и наименования. При подтверждении правообладателем факта подделки таможенный орган принимает меры по привлечению к ответственности декларанта, и дальнейшая судьба контрафактной продукции (арест, изъятие, конфискация) зависит от решения соответствующего уполномоченного органа. В случае если товары оказались подлинными, правообладатель несет ответственность за причиненный декларанту (собственнику товаров) имущественный вред. Принадлежность товара к российскому или иностранному используется для целей применения либо неприменения в рамках отдельных таможенных режимов или таможенных процедур (временного хранения, внутреннего таможенного транзита): • мер тарифного и нетарифного регулирования; • запретов и ограничений неэкономического характера. иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В целом российские товары — это товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, т.е. свободном от ограничений прав собственности со стороны таможенного законодательства. Критериями приобретения товарами статуса российских могут выступать: ^ полное производство товаров на территории Российской Федерации;
^ выпуск товаров для свободного обращения на территоч рии Российской Федерации (т.е. товар, изначально про] изведенный за рубежом, после ввоза в Российскую Фе] дерацию и уплаты таможенных платежей с соблюдением всех запретов и ограничений приобретает статус россий! ского); •/ изготовление в Российской Федерации товаров из това] ров, полностью произведенных или выпущенных для сво| бодного обращения на таможенной территории Россий| ской Федерации. Важно подчеркнуть, что при вывозе российских товаров з| пределы таможенной территории Российской Федерации они утрачивают статус российских и рассматриваются как ино| странные. В отличие от российских товаров иностранные товары всег| да находятся на таможенной территории Российской Федера! ции под таможенным контролем. Нахождение иностранны! товаров под таможенным контролем предусматривает пользо] вание и распоряжение ими только в порядке и на условиях! которые определены ТК РФ. Данные ограничения, например I могут быть обусловлены требованиями таможенных процедур внутреннего таможенного транзита, временного хранения та варов или требованиями таможенных режимов. Данная детализация применяется к иностранным товарам ^ происходящим из стран, пользующихся режимом наибо| лее благоприятствуемой нации, который предоставляете) I Российской Федерацией на основании заключенного дву| стороннего торгового соглашения (например, США, Ка[ нада, Япония, Китай, страны Европейского союза и др.); ^ происходящим из стран, которым Российская Федераций не предоставляет режима наибольшего благоприятство] | вания (например, Алжир); ^ происходящим из развивающихся стран — пользователе! национальной системой преференций РФ (Аргентина! Бразилия, Вьетнам, Индия и др.); ^ происходящим из наименее развитых стран — пользова) телей национальной системой преференций РФ (Афгани стан, Бангладеш, Эфиопия, Гвинея, Замбия и др.); ^ происходящим из стран СНГ (участников Соглашения (создании зоны свободной торговли); / произведенным на территории свободной таможенной зоны (на свободном складе); •/ имеющим статус российских на момент их вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Таможенные операции — это отдельные действия, совершаемые участниками таможенных правоотношений при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Порядок осуществления конкретных таможенных операций, включая статус товаров для таможенных целей, обусловлен соответствующей таможенной процедурой. Помещение товаров на склад временного хранения, хранение товаров, включая особенности совершения с ними отдельных действий (осмотр, пересчет, отбор проб для проведения экспертных исследований), выпуск товаров со склада объединены таможенной процедурой временного хранения товаров. Операции, связанные с заявлением по установленной форме сведений о перемещаемых товарах, в том числе в соответствии с требованием конкретного таможенного режима или специальной таможенной процедуры, считаются таможенным декларированием. Таким образом, все возможные таможенные операции можно разделить на несколько групп: ^ операции, предшествующие таможенному декларированию; ^ операции таможенного декларирования, а также таможенные операции, обусловленные требованиями по завершению таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока. Под специальными таможенными процедурами в ТК РФ понимаются отдельные совокупности правил: ^ перемещения через таможенную границу РФ транспортных средств; •* перемещения товаров физическими лицами (не для предпринимательских целей); ^ перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц (дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями); ^ перемещения товаров в международных почтовых отправ- лениях; ^ перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Каждая из специальных таможенных процедур содержит особенности по уплате таможенных платежей (с учетом предоставляемых льгот, сроков и порядка исчисления платежа), порядку и формам таможенного декларирования товаров, порядку применения (неприменения) отдельных форм таможенного контроля, а также особенности условного выпуска товаров (транспортных средств). Под транспортными средствами понимаются любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства), единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. Рассматриваемая специальная таможенная процедура может быть условно разделена на три части: 1) временный ввоз транспортных средств; 2) временный вывоз транспортных средств; 3) временный ввоз (вывоз) оборудования и запасных час Временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Таможенные органы не требуют обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых транспортных средств. Временно ввозимое транспортное средство: • должно быть зарегистрированным за иностранным лицом или на территории иностранного государства;
• должно использоваться на таможенной территории Рос • не должно использоваться на таможенной территории • не должно передаваться в аренду (субаренду) на таможен Правительство РФ также вправе устанавливать исключительные случаи временного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, транспортных средств, использование которых осуществляется российским лицом, либо временно ввозимое транспортное средство зарегистрировано за российским лицом, либо когда не соблюдаются иные условия временного ввоза с освобождением от уплаты таможенных платежей. Во всех перечисленных случаях исключения возможны при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства последнее не переходит в собственность российского лица. При невыполнении хотя бы одного из условий временного ввоза транспортного средства с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (в том числе условий, установленных Правительством РФ) применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с порядком, установленным таможенным режимом временного ввоза товаров (уплата по 3% от общей суммы ввозных таможенных платежей за каждый полный и неполный месяц временного нахождения транспортного средства на таможенной территории Российской Федерации). Конкретных сроков временного ввоза транспортного средства ТК РФ не предусмотрено. В соответствии с п. 1 ст. 272 ТК РФ обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено. Представляется, что сроки временного ввоза транспортных средств приблизительно могут быть сориентированы на сроки внутреннего таможенного транзита, поскольку это основная таможенная процедура, используемая для перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем. В отношении временно ввезенных транспортных средств допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту. Как правило, временный ввоз транспортных средств завершается их обратным вывозом за пределы таможенной территории Российской Федерации. ТК РФ допускает (с разрешения] таможенного органа) завершение временного ввоза транспорта ного средства его выпуском для свободного обращения при-1 менительно к товарам, режим временного ввоза которых за-1 вершается выпуском для свободного обращения. Временный вывоз транспортных средств за пределы таможен-1 ной территории Российской Федерации допускается без ограв ничений сроков временного вывоза в отношении: • транспортных средств, находящихся на таможенной тер-| • транспортных средств, временно ввезенных на таможен-! В случае временного вывоза российским лицом временна ввезенного транспортного средства таможенный режим вре! менного ввоза не приостанавливается и действует до его за! вершения, включая обязанность уплаты таможенных платеже! (поЗ%). Временный вывоз транспортных средств может быть за вершен: •^ обратным ввозом на таможенную территорию транспорт! ных средств; ^ изменением таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта или иной таможенный ре| жим, например переработки вне таможенной территория (без фактического представления транспортного средств| таможенному органу). При завершении временного вывоза обратным ввозом транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случаях, когда транспортное средство подвергалось за пределами Российской Федерации операциям: ^ по ремонту, техническому обслуживанию и другим подобным операциям, необходимым для обеспечения сохранности транспортного средства и его эксплуатации, а также для поддержания в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза; ^ ремонту, осуществляемому бесплатно в силу закона или договора; ^ ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемому для восстановления транспортного средства после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории России. Во всех остальных случаях совершения за рубежом в отношении возвращаемых транспортных средств операций по переработке (ремонту) действует частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к таможенному режиму переработки вне таможенной территории. Временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей, морских (речных) судов и воздушных судов, не используемых для международных перевозок товаров и пассажиров, допускается с полным условным освобождением от уплаты соответственно ввозных таможенных пошлин, налогов и вывозных таможенных пошлин. Под оборудованием и запасными частями понимаются: • временно ввозимое с транспортным средством специаль • временно вывозимые запасные части, предназначенные
живании временно вывезенного транспортного средства в целях замены частей и оборудования, которые встроены во временно вывезенное транспортное средство. Временно вывозимые с таможенной территории Российской Федерации морские (речные) суда в целях их использования для промысла водных биологических ресурсов, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, в учебных, спортивных и культурных целях, а также в иных целях, связанных с торговым мореплаванием, перемещаются через таможенную границу при их временном вывозе и обратном ввозе по правилам, установленным для временного вывоза транспортных средств. То же относится к временно вывозимым гражданским, государственным и экспериментальным воздушным судам, не используемым для международных перевозок товаров и пассажиров. Специальная таможенная процедура перемещения транспортных средств не применяется в случаях перемещения транспортных средств физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд. Порядок перемещения через таможенную границу транспортных средств физическими лицами установлен специальной таможенной процедурой перемещения товаров физическими лицами. Таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории. В качестве декларации на временно ввозимые/вывозимые транспортные средства, оборудование и запасные части могут применяться: • стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами РФ в области транспорта, содержащие сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства; • въездная или выездная декларация (если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения). В том случае, если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путем предоставления соответственно въездной или выездной декларации по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно въездной и выездной декларации (п. 2 ст. 279 ТК РФ) Требовать предоставления иных сведений таможенный орган не вправе. В соответствии с письмом ФТС России от 4 августа 2006 г. № 01-06/27170 «О таможенном оформлении транспортных средств» должностным лицам таможенных органов, расположенных в месте прибытия транспортного средства, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, или в месте убытия транспортного средства, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, или в месте убытия транспортного средства, вывозимого с таможенной территории Российской Федерации, соответственно должны предоставляться следующие документы: • при временном вывозе или обратном ввозе грузового авто • при временном ввозе или обратном вывозе грузового авто • при временном вывозе или обратном ввозе пассажирско ванного в Российской Федерации, — свидетельство о регистрации транспортного средства; • при временном ввозе или обратном вывозе пассажирского автомобильного транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и используемого при '. осуществлении регулярных международных перевозок I пассажиров, — свидетельство о регистрации транспортного средства; • при временном ввозе, или обратном вывозе, или времен • при временном ввозе или обратном вывозе грузового Если принимается решение о выпуске транспортных средств 1 таможенными органами в месте прибытия транспортных I средств на таможенную территорию Российской Федерации \ (убытия транспортных средств с таможенной территории Рос- | сийской Федерации) должностным лицом таможенного орга- | на, то проставляются отметки «Выпуск транспортного средства разрешен» либо «Выпуск транспортного средства запрещен» на документах перевозчика. Если в качестве въездной декларации на транспортное сред Если в качестве въездной декларации на транспортное средство используется свидетельство о регистрации транспортного средства, уполномоченным должностным лицом таможенного органа заполняется форма декларации в следующих графах: 3, 4, Д (подраздел «Таможенный орган на границе (при въезде)») с проставлением подписи и личной номерной печати. Декларация о транспортном средстве заполняется в двух экземплярах (для таможенного органа и перевозчика) отдельно на самоходные и несамоходные транспортные средства. В соответствии со ст. 279 ТК РФ таможенное оформление замененных запасных частей и оборудования, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, производится по правилам таможенного оформления товаров, ввозимых в соответствии с таможенным режимом реимпорта. Использованные и не вывезенные обратно запасные части и оборудование подлежат выпуску для свободного обращения либо помещению под иной таможенный режим с соблюдением требований и условий, установленных ТК РФ.
|