![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таможенно-тарифный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства. Классический инструмент регулирования внешней торговли — таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли. | Таможенный тариф (сиМотз 1ап$) в зависимости от контекста может определяться как: ^ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; •^ свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД; ^ конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но если ряд стран объединяются в торгово-экономи- ческую группировку и формируют свой таможенный союз, то таможенный тариф считается общим инструментом внешнеторгового регулирования, который является единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Наиболее яркий пример таможенного союза — Европейское экономическое сообщество, которое объединило все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом. Таможенные тарифы формируются на основе товарных классификаторов, которые содержат перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время самым распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Вместе с ней применяется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН. Таможенные тарифы обычно содержат несколько колонок ставок обложения: ^ колонку максимальных пошлин; ^ колонку минимальных пошлин; ^ колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. В отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, действуют минимальные пошлины. Таможенные тарифы большинства стран содержат также колонку преференциальных пошлин. Ими облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран Для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) общую систему преференций. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Названным Законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:
• рационализация товарной структуры ввоза товаров в Рос • поддержание рационального соотношения вывоза и вво • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия • обеспечение условий для эффективной интеграции Рос В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД. Совершенствуется и развивается импортный тариф. Это объясняется тем, что при переходе от централизованно планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наибольшей степени может играть роль механизма приспособле- • ния российской экономики к мировому рынку. Таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой в отличие от количественных ограни-.; чений, которые представляют собой меры административно-технического характера. Это в свою очередь представляет собой единственный гибкий экономический регулятор ввоза конкретных товаров. Активное участие в процессе разработки предложений по < внесению изменений и дополнений в таможенный тариф РФ принимает Министерство экономического развития РФ (далее — Минэкономразвития России). Работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В настоящее время в таких рамках проводится работа по уточнению списка товаров, которые имеют свое происхождение в развивающихся странах и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. В связи со складывающейся эконо- ] мической ситуацией в России планируется значительно сократить список таких товаров. В современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие: ^ обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей; ^ защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства; ^ создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции. ^ получение торгрво-политических уступок от стран — торговых партнеров Российской Федерации; ^ обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности. Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных факторов. При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного оформления и регулируемой определенными нормами и правилами. Российское таможенное законодательство состоит из действующего ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативных правовых актов, служащих источниками таможенного права, традиционна: Конституция РФ, законы и подзаконные акты. Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в Законе РФ «О таможенном тарифе» и в других правовых актах. Согласно Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ «таможенное регулирование», включает совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ.
|