![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таможенное дело
Согласно законодательству РФ государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного | (применение импортного и экспортного таможенных тарифов),! нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела. Система мер таможенного и нетарифного регулирования ВЭД регламентируется Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Следующее звено правового регулирования в рассматрива емой сфере — нормативные акты Президента РФ и Правитель ства РФ. За последние годы на этом уровне принято больше количество решений, связанных с практическим использова нием таможенно-тарифных мер, в том числе определяют^ правовые основания деятельности таможенных органов. Разработку соответствующих нормативных актов на ведол ственном уровне обеспечивал раньше Государственный тамс женный комитет РФ, поскольку на практике именно на тамс женные органы возлагалось применение таможенно-тарифнь мер. С принятием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет РФ бь преобразован в ФТС России. Главное управление тарифного и нетарифного регулирования, входящее в структуру Минэкономразвития России, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифно* регулировании и введении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД. Таким образом, таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела'. • по установлению порядка перемещения товаров и транс —таможенного оформления; —таможенного контроля; —обжалования актов, действий (бездействия) таможен • по установлению, введению и взиманию таможенные Таможенно-тарифное регулирование — наиболее важный и трудоемкий процесс, который включает несколько взаимосвязанных операций'. ^ определение страны происхождения товара; •^ таможенной стоимости товара; ^ таможенных платежей. Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы. Вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали предметом регулирования ТК РФ. До этого они регламентировались Законом РФ «О таможенном тарифе». Согласно ст. 25 данного Закона полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется Правительство РФ. Так, например, постановлением от 23 апреля 1998 г. № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» был утвержден Порядок определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при их вывозе с территории свободного склада с особенностями правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию Российской Федерации. В ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» сформулировано требование, по которому принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Киотской конвенции в приложениях о правилах происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров. В рамках СНГ было заключено Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций. В соответствии с общепринятым в международной практике определением страны происхождения товара под ней понимается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными в ст. 31 и 32 ТК РФ. Аналогичное
определение содержится в ст. 26 Закона РФ «О таможенном тарифе». Таможенное законодательство допускает использование понятия страны происхождения товара в широком смысле слова — как место происхождения товара. В этом качестве могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или * часть государства. Наиболее часто встречаемый пример использования в практике внешнеторгового регулирования понятия «страна происхождения», за которым скрывается таможенный союз госу-: дарств, — Европейский союз. Другой важный аспект, который необходимо выделить для целей определения происхождения товара, содержится в Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В п. 2 ст. 30 ТК РФ; оговаривается возможность принятия таможенным органом 1 предварительного решения об определении страны происхож-1 дения. Оно принимается по письменному запросу декларанта | или иного заинтересованного лица (ст. 42 ТК РФ). Предварительное решение обязательно для всех таможенных органов. Оно действует в течение пяти лет со дня его принятия (ст. 43 ТК РФ). В ст. 31 ТК РФ перечислены товары, считающиеся полностью произведенными в данной стране. (Аналогичный список Л содержится в ст. 27 Закона РФ «О таможенном тарифе».) Статья 32 ТК РФ посвящена критерию достаточной переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны, и означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был подвергнут существенной последней переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Таможенный орган вправе требовать подтверждения страны происхождения товара в следующих случаях (ст. 37 ТК РФ): ^ если стране происхождения ввозимого товара Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами или законодательством РФ; ^ при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных платежей и (или) запре- тов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными. Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, считаются: ^ декларация о происхождении товара — составленный в произвольной форме документ, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара (ст. 35 ТК РФ). В качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаром; ^ сертификат о происхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентными органами или организациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе полученных из страны происхождения товара) (ст. 36 ТК РФ). В таможенной практике используются сертификаты о происхождении по форме «Ст-1» и по форме «А». ТК РФ 2003 г. впервые упоминает Декларацию о происхождении товара. В ст. 35 ТК РФ предусматривается, что для удостоверения страны происхождения в таможенный орган может быть представлена декларация о происхождении товара. Она составляется в произвольной форме и содержит сведения, позволяющие определить страну происхождения товара. Как правило, в международной практике сертификаты происхождения выдаются неправительственными организациями и учреждениями. В России правом удостоверять сертификаты о происхождении товаров наделены торгово-промышленные палаты, негосударственные некоммерческие организации, объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей (ст. 12 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»). Из этого общего правила есть исключения. Так, например, сертификаты о происхождении в Казахстане выдаются Госстандартом Республики Казахстан (телетайпограмма Государственного таможенного комитета РФ от 11 сентября 1997 г.№ АТ- 1019), в Узбекистане на автомобили — Министерством внешних эко- комических связей Республики Узбекистан (письмо Государственного таможенного комитета РФ от 11 сентября 1997 г. №07-10/17561). Сертификат может быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ. Выдавший сертификат орган обязан хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено проис-; хождение товаров, не менее двух лет со дня его выдачи. В ст. 38 ТК РФ регламентируются отдельные ситуации, возникающие в связи с отсутствием у декларанта документов, подтверждающих страну происхождения товара. Особое место института страны происхождения товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее вли-; яние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины. Следующая операция правового регулирования в рассматриваемой сфере — таможенная стоимость товаров. Принятый в 1993 г. Закон РФ «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных целей») Генерально-: го соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — так называемого Кодекса таможенной стоимости. Система определения таможенной стоимости включает: ^ комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ; ^ соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 г. по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров; •^ Закон РФ «О таможенном тарифе»; методические положения Государственного таможенного комитета РФ по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ; ^ организационно-правовые вопросы взаимодействия таможенных органов и декларантов в ходе их решения. В ст. 322 ТК РФ определен объект налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также обозначена основа налоговой базы, применяемой при исчис- \ лении сумм таможенных пошлин, налогов. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами считаются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РФ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу, при этом положения ст. 38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются. Налоговая база для целей исчисления таможенных пошлин, налогов — таможенная стоимость товаров и (или) их количество, что соответствует правилам Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода ее определения. В случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо по комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном размере за еди--ницу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров. Порядок определения и заявления таможенной стоимости определен в ст. 323 ТК РФ. Положения ст. 53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются. В ст. 323 ТК РФ установлена процедура определения и заявления таможенной стоимости товаров, выступающей основой налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 322 ТК РФ. Права и обязанности таможенного органа и декларанта при определении таможенной стоимости товаров определены ст. 15 и 16 Закона РФ «О таможенном тарифе». Так, декларант имеет право доказывать достоверность заявленной таможенной стоимости всеми доступными ему способами. При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган РФ с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества, гарантию банка или внесение денежных средств на депозит таможенного органа. Таможенный орган РФ по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята в ка-
честве базы для начисления пошлины. При несогласии декла-1 ранта с решением таможенного органа в отношении определе-1 ния таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в судебном порядке. Таможенное законодательство исходит из того, что процедура принятия решений при контроле таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью не- 3 допущения необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на данной таможенно-про-граммной операции. В ст. 318 ТК РФ установлены общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также перечислены виды этих платежей. Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ — это вид налога и важный тарифный инструмент регулирования ввоза (вывоза) товаров. НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей — неотъемлемое условие ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой считается таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, которая определяется в соответствии со ст. 323 ТК РФ. ТК РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл. 28, 29, 32, 33), Щ также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл. 30). Нормы НК РФ в этих случаях не применяются. Нормы гл. 28—33 ТК РФ применимы и для сезонных по-^ шлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенны-; ми органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров. Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют иную правовую приро- ду, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл. 1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах. Законом РФ «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины. Принятие решений по таможенным платежам — это заключительная таможенно-программная операция. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования. Таким образом, есть все основания утверждать, что в России создана и действует система источников таможенного права, основной из которых ТК РФ. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета РФ, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела. В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону РФ «О таможенном тарифе». В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России. Правовые основы тарифного регулирования содержатся и в Федеральном законе от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществле- нии внешней торговли товарами» и Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона РФ «О таможенном тарифе». В них установлены основы государственного регулирования ВЭД, определен правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере. Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей. Формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей, но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения. В странах с развитой рыночной экономикой национальная экономика развивается в узкой взаимосвязи с мировой экономикой с помощью мирового рынка, на базе рыночных отношений. В таких странах отсутствуют государственная монополия и внешняя торговля. Последняя осуществляется в основном частными фирмами на коммерческой основе. Государство регулирует внешнеэкономическую деятельность с помощью системы административных и экономических методов. В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ДОД обычно подразделяются на две группы: 1) тарифные, к которым относятся ввозные и вывозные по 2) нетарифные, к которым относятся НДС, акциз, а также Выделение тарифных методов в особую группу в определенной мере оправдано той специфической ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с тем приведенная классификация методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном отно- шении и на практике не способна ориентировать на системное решение вопросов регулирования ВЭД. Объединение в одну группу нетарифных (с помощью НДС и акциза) и административных методов регулирования (квотирования, лицензирования и т.п.) нецелесообразно. НДС, акциз, как экономические методы управления, по своей природе схожи с тарифными, считающимися также экономическими методами регулирования ВЭД. И те и другие относятся к числу важных экономических регуляторов экономики, значение которых будет усиливаться. К использованию их в качестве регуляторов ВЭД необходим системный комплексный подход. Административные методы регулирования ВЭД необходимо выделить в особую группу. Международные и региональные организации резко реагируют на использование этих мер и требуют их отмены, но при определенных ситуациях применение этих мер может стать необходимым и сами меры незаменимыми мерами экономического регулирования. Например, когда необходимо в какой-то период сократить до определенных размеров или увеличить экспорт или импорт соответствующих товаров. Наиболее целесообразна следующая классификация методов регулирования ВЭД'. ^ экономические методы регулирования ВЭД, включающие таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС, спецналоги и акциз; ^ административные методы регулирования ВЭД, включающие лицензирование, квотирование, государственную монополию на экспорт и импорт отдельных специфических товаров, сертификацию качества товаров и т.п. Экономические методы регулирования ВЭД должны составлять единый экономический механизм регулирования ВЭД, учитывая их взаимосвязь и известную взаимозаменяемость. В условиях рыночной экономики различных модификаций (планово-рыночной, социально-ориентированной и т.д.) единый экономический механизм регулирования должен выполнять основные функции. Понятие «единый экономический механизм» означает существование определенных взаимосвязей между отдельными элементами, которые его образуют, наличие системного подхода к образованию этого механизма с обеспечением внешних и внутренних связей элементов этой системы. С одной стороны, внешние связи экономического механизма регулирования ВЭД базируются на взаимосвязи проблем ВЭД с внутренними проблемами национальной экономики, а с другой — на обязательствах, принимаемых на себя Россией при вступлении в международные и региональные союзы и соглашения и при получении экономической помощи от международных экономических организаций. Внутренние связи в границах единого экономического механизма формируются на основе взаимосвязей между его элементами и возможности их взаимозамены в определенных пределах. ВЭД любого государства обычно предназначена для решения национальных задач и связана с проблемой развития внутренней экономики, в частности участвует в повышении ее эффективности. Для достижения этих целей страны нередко идут на некоторые потери. Например, импортный тариф в Китае на технику и технологии учитывает их уровень и соответствие мировым достижениям в этой области. Импорт новейшей техники и технологий облагается минимальным таможенным тарифом или вообще освобождается от ввозных пошлин, однако государство теряет определенную сумму импортных пошлин, так как при ввозе техники и технологий обычного качества взимается обычный (не льготный) тариф. Эти потери легко окупаются тем дополнительным доходом, который страна получает в результате использования современной техники и технологий. Недобор средств от ВЭД может быть с избытком компенсирован государству увеличением доходов от внутренней экономики, если сокращение доходов от ВЭД способно дать значительный эффект на стадии практического использования импортной техники и технологий. В результате получается, что доходы от ВЭД и от внутренней экономики взаимосвязаны. Уменьшение одних доходов с избытком может быть компенсировано увеличением других. Такая взаимосвязь управляется необходимостью сбалансированного подхода к планированию доходов от ВЭД и от национальной экономики с конечной целью оптимизации совокупного дохода. Требования стран, занимающих лидирующее положение в международных экономических организациях, обычно приводят к дальнейшей либерализации ВЭД, т.е. к уменьшению таможенных пошлин, акцизов и НДС. Происходит ограничение и сокращение административного регулирования ВЭД. Такие требования часто вступают в противоречие с национальными интересами России. Они обессиливают позиции отечественных производителей на мировом и даже на внутреннем рынках. В ходе реализации требований и рекомендаций Международных организаций и союзов должны быть найдены способы защиты национальных интересов России и национальных производителей, а также увеличена конкурентоспособность их продукции. Решить эту задачу можно с помощью одновременного снижения таможенных пошлин и компенсирующим это снижение повышением ставок НДС, акциза на импортные товары, но только в том случае, если возможность такого повышения не заблокирована соответствующими обязательствами Правительства РФ. Образование единого экономического механизма регулирования ВЭД в России происходило постепенно, в результате проведения радикальных экономических реформ. Определяющую роль в этом процессе сыграли либерализация ценообразования, налоговая реформа, новое законодательство, регулирующее ведение валютных операций. Налоговая система также оказывает значительное влияние на ВЭД. При экспорте товаров страны-экспортеры, как правило, не облагают экспортируемые товары НДС и акцизом, с тем чтобы обеспечить им более высокую конкурентоспособность на мировом рынке, хотя допускаются и исключения. При импорте товаров, для того чтобы обеспечить им равную конкурентоспособность с товарами отечественного производства, все страны облагают импортные товары НДС по ставкам, применяемым при обложении товаров отечественного производства. Нетипичны для мировой практики случаи освобождения импортных товаров от НДС. Отсюда следует, что НДС выступает тем самым элементом единого механизма экономичного регулирования ВЭД, формирующимся преимущественно исходя из внутренних условий развития экономики, к которым система регулирования ВЭД должна приспособиться. Это не исключает возможности использования данного налога в регулировании ВЭД в интересах экономики страны в определенных пределах, которые допускаются законодательством России.
От национальных условий зависит акциз как форма косвенного налога, так как ему в большей степени свойственна социальная функция. Значительно меньшую роль при формировании ставок акциза играют международные обязательства. Это говорит о том, что при формировании единого экономического механизма регулирования ВЭД государство относительно свободно при определении ставок акциза. Определенную роль в системе единого экономического механизма регулирования ВЭД играет система вывозных и ввозных пошлин и специального налогообложения. Главную роль в адаптации товаров иностранного производства к условиям российского рынка и товаров отечественного производства к условиям мирового рынка играют пошлины. Получается, что пошлины формируются в соответствии с условиями ВЭД и определяются особенностями национальной экономики. Для обоснования ставок пошлин необходим индивидуальный подход по каждому конкретному товару или группе товаров. Следует помнить, что иногда такой подход должен учитывать особенности жизненного цикла товара (прогрессивный, новый или морально устаревший). Существует необходимость индивидуального подхода при определении пошлин с учетом специфики каждого товара. В развивающихся странах импортные пошлины весьма значительны и возрастают по мере увеличения различий между национальными и интернациональными издержками и ценами, а в экономически развитых странах относительно невелики. Относительно низкие ввозные пошлины в условиях высокой производительности труда, а также низкие национальные издержки могут обеспечить защиту национальных производителей, у которых издержки приближаются к мировому уровню. Для экономически слаборазвитых стран такие же пошлины не обеспечат должной защиты национального производства и могут ослабить развитие национальной экономики. Экспортные пошлины взимаются в исключительных условиях и по ограниченному кругу (перечню) товаров. В основном экспортные пошлины (и налоги) взимаются по энергоносителям и сырьевым товарам, а также по изделиям высокохудожественным, которые составляют достояние народа. К ним же относятся произведения старины, а также наукоемкая продук- ция, составляющая объекты интеллектуальной собственности. Общим основанием для всех таких товаров считается то, что их национальная стоимость и ее цены ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен, которые регулируются издержками производства замыкающих поставщиков. Если эти предпосылки отсутствуют, то отпадают экономические условия для взимания экспортных пошлин. Итак, экспортные пошлины определяют разницу между низкими национальными издержками и ценами продукций и между более высокими издержками замыкающих поставщиков и регулируемыми этими издержками мировыми ценами. Основанием для отнесения их к категории рентных платежей служит экономическая природа экспортных пошлин и экспортного спецналога. От соотношения между национальными и интернациональными издержками и ценами зависит размер этих платежей, его величина колеблется в зависимости от уровня этих различий. Мировые и национальные цены служат основанием для определения ввозных и вывозных пошлин, поэтому возникает сложная проблема определения этих цен как базы расчета ставок пошлин. Суть проблемы состоит в необходимости четко определить, какие из мировых и национальных цен могут быть приняты в качестве базы для определения ставок ввозных и вывозных пошлин. Особое внимание следует уделить мировым национальным ценам. Известно, что в практике международной торговли применяются многие разновидности мировых цен: ^ цены мировых бирж, аукционов, торгов; ^ контрактные цены, ^ каталоговые цены крупнейших мировых фирм и т.д. Эти цены могут различаться также условиями оплаты, базисными условиями поставки товаров, валютой платежа. Из всей совокупности мировых цен необходимо отобрать виды цен на конкретные товары, ставшие базой для расчета таможенных пошлин. По этим видам цен формируется массив информации для определения уровня таможенных пошлин т-ввозных и вывозных. Ассортимент продукции, который реализуется на мировых рынках, и цены на нее систематически меняются под влиянием ряда факторов, поэтому система пошлин должна корректироваться, в основном это номенклатура товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и уровень пошлин. По товарам довольно стабильного ассортимента с более устойчивыми ценами такие корректировки системы пошлин могут осуществляться реже, чем по товарам с быстро обновляющимся ассортиментом и с более динамичными издержками и ценами. Ценовой базой для обновления и корректировки таможенных пошлин также считаются национальные цены. Эти цены колеблются значительнее, чем мировые. Так, например, цены на одинаковую продукцию на территории Российской Федерации в обрабатывающей промышленности могут отличаться в три — пять раз, а в добывающей промышленности и в сельском хозяйстве — еще больше. В связи с этим возникает ряд весьма сложных вопросов. Во-первых, необходимо ли ориентироваться на цены при формировании таможенных пошлин? Во-вторых, на базе единого для всей Российской Федерации уровня таможенных пошлин разрешима ли проблема протекционизма и в какой мере актуальна проблема регионального аспекта этих пошлин? В-третьих, какие способы могут быть применены (кроме пошлин) для защиты отечественных производителей при резкой дифференциации национальных издержек и цен? От решения данных вопросов могут зависеть все методологические проблемы формирования массива информации для расчета пошлин, и главная из них — должен ли этот массив быть единым для всей Российской Федерации или в дополнение к нему следует формировать аналогичные массивы по регионам с указанием регионов и их границ. Национальные цены РФ более динамичны, чем мировые. В то время как изменения мировых цен за год, как правило, не превышают 10%, цены в Российской Федерации за год изменяются на сотни процентов. На мировом и внутреннем рынках опережающий рост национальных цен в Российской Федерации по сравнению с мировыми снижает конкурентоспособность отечественной продукции. Для защиты отечественных производителей на внутреннем рынке требуется повышение пошлин на импортируемые товары для приведения цен на эти товары на рынках РФ в соответствие с национальными ценами на аналогичные товары. Тре- бования международных организаций о снижении пошлин противоречат интересам России. Их выполнение может причинить ущерб российской обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству. Для того чтобы снизить импортные пошлины, необходимо снижение национальных издержек и цен, а это возможно лишь в том случае, если российская экономика стабильна и растет. Следовательно, пересмотры системы таможенных пошлин следует производить с учетом следующих факторов: • динамики интернациональных издержек; • динамики национальных издержек; • динамики курса рубля по отношению к иностранной ва Модель расчета таможенных пошлин, методология их формирования должны учитывать все эти факторы и систему их взаимодействия. Те изменения, которые происходят в национальной экономике и в конъюнктуре мирового рынка, вызывают необходимость пересмотра тарифной системы и всего экономического механизма регулирования внешнеэкономических связей. Пересмотры тарифных ставок, а особенно массовые, целесообразны в исключительных случаях, когда намечаются существенные изменения внешнеэкономической политики и требуется коренное изменение всей тарифной системы. Один из приемлемых способов реформирования тарифной системы — частичный пересмотр ввозных и вывозных пошлин, акцизов, НДС. Изменения соответствуют эволюционному пути развития национальной экономики, исключающему в основном ее революционные преобразования. Для частичной корректировки системы тарифов необходим определенный механизм, который бы своевременно выявил необходимость таких корректировок и сигнализировал соответствующим органам о такой необходимости, готовил обоснования для изменения тарифов, прогнозировал результаты таких изменений для отечественного производства, государственного бюджета, внутреннего рынка и системы внешнеэкономических связей РФ. Объективная оценка последствий предполагаемого изменения тарифов требует комплексного системного подхода кдан-ной проблеме и основывается на научных расчетах. Эта оценка
должна охватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД, отечественного производства и потребителей продукции, а также государственного бюджета. При обосновании мер по регулированию ВЭД должен обязательно соблюдаться приоритет государственных интересов. Таким образом, эффективность тарифного регулирования зависит прежде всего от уровня ставок пошлин. Статистика таможенных правонарушений показывает, что чрезмерно высокий уровень ставок толкает большинство импортеров и экспортеров либо на уклонение от уплаты таможенных платежей всеми доступными средствами, либо на сокрытие их части, либо на свертывание торговых операций. Все это приводит к значительным потерям средств, предназначенных для пополнения доходной части федерального бюджета. В этой связи вопросы корректировки целесообразного снижения абсолютного уровня таможенных пошлин и других платежей должны находить оперативное решение со стороны федеральных органов исполнительной власти.
|