![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация валютного контроля
Обеспечение экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ — цель валютного контроля. Только при наличии у экспортера разрешения Центрального банка РФ выручка от экспорта товаров перечисляется на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанном в контракте. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в валютном контроле используются следующие основные понятия: • валюта РФ — денежные знаки в виде банкнот и монеты Центрального банка РФ, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
• иностранная валюта: — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; - средства на банковских счетах и в банковских вкладах • внутренние ценные бумаги — это эмиссионные ценные • внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в • уполномоченные банки — кредитные организации, создан • валютные операции:
- приобретение резидентом у резидента и отчуждение ре - приобретение резидентом у нерезидента либо нерези бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; — приобретение нерезидентом у нерезидента и отчужде — ввоз на таможенную территорию Российской Федера - перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; — перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внеш • валютные биржи — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых считается организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. Паспорт сделки — это базовый документ валютного контроля, содержащий сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регу-
лировании и валютном контроле» и иными федеральными законами. Органами валютного контроля в Российской Федерации выступают Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля считаются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также таможенные органы и налоговые органы. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, атакже валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, считается Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ. На основании Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и нерезидентов. Резидентами считаются: ^ физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей; ^ юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории России; ^ дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и др. Нерезидентами считаются: ^ физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России; ^ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России; ^ находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и др. Расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов). Сделки купли-продажи на сумму свыше 10 тыс. долл. США фиксируются территориальными управлениями Центрального банка РФ. Резиденты, как физические, так и юридические лица, имеют возможность открывать счета и вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России. Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через эти счета операций устанавливает Центральный банк РФ. Для открытия валютного счета юридическому лицу необходимо представить в уполномоченный коммерческий банк документы: ^ заявление на открытие счета;
^ нотариально заверенные копии устава организации и учредительных документов; ^ свидетельство о государственной регистрации юридического лица; •/ документ, подтверждающий постановку на учет в нало ^ документ о регистрации в органах государственной статистики; •/ заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих в данной организации право распоряжаться иностранной валютой. Организации и предприятия могут иметь несколько валютных счетов в одном или в ряде коммерческих банков, они также и вправе открывать счета в нескольких валютах. Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России. | Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в упол- | помоченных банках на территории Российской Федерации, независимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете предприятия. Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организации параллельно два вида счетов: ^ транзитный валютный счет — для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте; •^ текущий валютный счет — для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи части валютной выручки. Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки по рыночному курсу. При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом предприятие, а послед- нее дает поручение этому банку на обязательную продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия иностранную валюту в течение семи рабочих дней. По операциям уполномоченных банков, связанных с обязательной продажей части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их комиссионное вознаграждение не должно превышать 1, 3% суммы продаваемой иностранной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам), комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж — не более 0, 3% суммы нетто — продажи иностранной валюты, проведенной через биржу. Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки может быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды. С текущего валютного счета отечественные предприятия и организации могут получить наличную иностранную валюту или приобрести чеки в иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в командировку). Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы валютного контроля имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
^ выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; •^ применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается: • для представления агентам валютного контроля, за исклю • для представления уполномоченным банкам — Централь Агенты валютного контроля для целях осуществления контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов: ^ документы, удостоверяющие личность физического лица; •^ документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; •^ документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов; ^ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; ^ документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; ^ документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства; / уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации; ^ регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Фе- деральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»; ^ документы (проекты документов), служащие основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты); доверенности; выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; акты государственных органов; ^ документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций; ^ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; ^ паспорт сделки. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц -нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона
«О валютном регулирования и валютном контроле», или представления им недостоверных документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии. Налоговые органы, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации. Вопросы и задания для повторения 1. Назовите инструменты регулирования внешней тор 2. Что собой представляют «максимальные пошлины»? 3. Опишите нормативные правовые основы тарифного ре 4. Охарактеризуйте таможенно-тарифное регулирование. 5. Как тарифные методы влияют на регулирование внеш 6. Какую роль играют ввозные и вывозные пошлины? 7. Какие существуют таможенные платежи? 8. В отношении каких товаров не взимаются таможенные 9. Перечислите виды пошлин.
10. Приведите классификацию внешних торговых опера 11. Что представляет собой обычай делового оборота? 12. Какие существуют основные документы внешнеэко- 13. Что подразумевается под международной коммерче 14. Какие виды контрактов вы знаете? 15. Каким образом осуществляется валютный контроль? 16. Назовите права и обязанности органов валютного
|