Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Настольные игры






Относятся к дидактическим играм, которые с одинаковым успехом можно применять как на самом уроке, так и при проведении внеклассной работы по географии. В настольные игры одинаково любят играть как учащиеся 5-8 классов, так и старшеклассники. Поэтому использование настольных игр (географических ребусов, кроссвордов, шарад, географического лото, домино, топографического лото, игровых кубиков) возможно на уроках при изучении всего школьного курса географии.

Особенность применения таких игр на уроках географии - наличие игровых правил, в которых внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи определяет её результат и способствует у учащихся развитию навыков самооценки, как личностных качеств, так и уровня своих знаний. При этом очень важно то, что самооценка личностных качеств и уровня знаний, реализуемых в процессе игры, осуществляется в сравнении с возможностями своих товарищей. Происходит своеобразная «саморасстановка» в рейтинговый ряд, что является дополнительным внутренним стимулом, определяющим развитие интереса к географическим знаниям и, как результат, успешность процесса обучения. Необходимо заметить, что данная особенность присуща не только настольным играм, но и всем видам игр, которые применяются на уроках географии.

Одной из особенноcтей настольных игр является занимательность и присутствие элемента соревновательности, поэтому ученики с удовольствием принимают в них участие. Настольные игры развивают такие качества личности как воображение, наблюдательность, сообразительность, ловкость, быстроту реакции, учат быстро и логично рассуждать.

В настольной географической игре закрепляются умения применять имеющиеся знания, извлекать необходимые знания из справочной, научно-популярной литературы, привлекать иные дополнительные источники знаний, использовать все возможности школьной географической карты, в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие и радость.

Настольные игры можно использовать при всех формах организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальной, коллективной (групповой) и индивидуальной.

В технологии организации проведения настольных игр, как правило, выделяют следующие этапы: этап разработки игры учителем или выбора игры из опыта работы учителей-географов, игровой этап и этап составления настольных игр самими учениками под руководством учителя. На этапе разработки или выбора игры учитель должен адаптировать содержание учебного материала, заложенного в игре, с уровнем обучаемости и обученности учащихся класса, в котором планируется проведение игры и решить все организационные вопросы, которые предусмотрены правилами игры.

 

На этапе проведения самой игры от учителя требуется терпение, такт и умелое руководство игрой. Как показывает опыт работы учителей, нельзя сразу вводить сложные игры, надо начинать с более лёгких игр со знакомым учащимся знаниевым содержанием, чтобы учащиеся познавали суть игры на знакомом учебном материале. Например, предлагая учащимся играть в картографическое или топографическое лото, первоначально необходимо предложить учащимся карточки с наиболее часто употребляемыми условными знаками и только после того как учащиеся уяснят правила игры, можно вводить карточки с незнакомыми для них условными знаками. При этом учащиеся должны выяснить и запомнить, что обозначает новый условный знак, предложенный учителем. Таким образом, сочетание известного и неизвестного в игровой ситуации - ещё одна из особенностей организации настольных игр.

На заключительном этапе проведения настольный игры учитель подводит итоги и оценивает участие каждого ученика класса в игре, руководствуясь критериями, выработанными им самим с учётом игровой ситуации и соответствующей шкалы оценки уровня достижений учащихся.

Проведение настольных игр целесообразно организовывать на соответствующем этапе комбинированного урока: на этапе проверки знаний учащихся, этапе изучения нового материала активизируя познавательную деятельность учеников, при повторении и закреплении изученного на уроке.

Психологически оправдано проведение настольных игр на уроках повторения и обобщения изученного, особенно после сложной темы, к окончанию триместра, или учебного года. В эти периоды учебного года ученики устают и значительно теряют интерес к учёбе, а проведение таких игр позволяет активизировать мыслительную деятельность учеников и повышать интерес к предмету.

Немаловажной особенностью настольных игр, является формирование продуктивного мышления, определяющего возможность самостоятельного составления учениками географических кроссвордов, ребусов, шарад и т. д. При этом главным становится не технология составления самой игры, а умение использовать при её составлении текст учебника, географическую карту, справочную и научно-популярную литературу, уметь грамотно сформулировать вопрос или задание. Учителю необходимо не только поддерживать стремление учеников к самостоятельному составлению игр, но быть и организатором такого процесса. Так как при составлении настольных игр ученики не только выполняют мыслительную работу по воспроизведению учебного материала, но проявляют и большую творческую активность. Им приходится применять имеющиеся знания в новой продуктивно-творческой ситуации со значительной степенью ответственности за правильность разработки того или иного вида игры.

Настольные игры и их составление способствуют развитию не только памяти и усвоению знаний и географической номенклатуры, но, что очень важно при изучении географии, служат источником развития творческого мышления учеников.

Имитационная Игра «Бюро дизайна»

Имитационная игра — это одна из разновидностей деловых игр, которая позволяет участникам понять суть некоторых экономических и управленческих процессов, оценить свои способности работать в команде и проявить аналитические, лидерские, профессиональные и другие качества.

Цель имитационной игры – ознакомить с профессиональными действиями дизайнера, конструктора, архитектора, иллюстратора, художника-графика, художника-живописца, художника ДПИ, учителя ИЗО и ДПИ (старшие классы).

Содержание игры: Организация проектной деятельности по подготовке Дизайн-проекта летней Олимпиады 2014 г.).

Роли: профессионалы (дизайнеры, конструкторы, архитекторы, экономисты, Распределение «профессиональных» обязанностей.

Правила: организовать работу бюро по выполнению атрибутов Олимпиады (символ, олимпийский факел, костюмы, оформление стадиона, реклама, фейерверк).

Оценка: Худсовет утверждает или не утверждает проект

 

Ролевая игра «Полянка»

Особенность такой игры заключается в моделировании реальной ситуации в соответствии с сюжетом и обозначенными ролями, распределёнными между учащимися класса.

Обучение в данном случае происходит в процессе разыгрывания ролей, взятых на себя учениками. При этом она предполагают не столько процесс усвоения новых знаний, сколько, с опорой на имеющиеся знания, умение прогнозировать результат действий, от которых зависит развитие предложенного игрового сюжета.

Цель отработать специальные функции, учебные действия участников на уроке (занятиях в младших классах).

Содержание игры: полянка, цветы, насекомые – бабочки, кузнечики, жуки, ящерицы и т.п.

Роли – ведущий, исполнители (ученики).

Правила – встреча на полянке. Каждый участник должен себя представить: описать словами (имя, внешность, строение, характер) и выполнить костюм из дидактических средств (аппликация или другое).

Оценка: Хоровод на полянке (коллективная работа) на формате А1.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал