Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распределение и использование прибыли торговым предприятием.
В законе «О предприятиях» в статье 62 записано: «Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Предприятия самостоятельно использует чистую прибыль, если иное не предусмотрено Уставом». Общим для всех предприятий не зависимо от фирм собственности и видов деятельности является распределение прибыли в соответствии с Уставом и коллективным договором на следующие цели: − платежи в бюджет; − отчисления во внебюджетные фонды, созданные по решению правительства или местных органов власти; − формирование фонда накопления; − создание фонда потребления; − благотворительные цели; − другие цели (на накопление средств для выкупа имущества и т.п). Чистый доход предприятия после уплаты налогов и отчислений используется для формирования: − фонда развития (фонда накопления). − фонда потребления (для повышения материальной заинтересованности работников предприятия в повышении эффективности и рентабельности предприятия); − резервного фонда, предназначенного для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной деятельности, других фондов, если они предусмотрены учредительными документами, законами, требованиями практики. Фонд накопления и фонд потребления − это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, расширение и реконструкцию предприятия, на финансирование новых разработок, на погашение ссуд и процентов по ним, на содержание объектов, предназначенных для культурно-просветительных работ, на пополнение собственных оборотных средств и др. Таким образом, фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующих субъектов, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т. п. Фонд накопления свидетельствует о росте имущественного состояния предприятия, увеличения собственных его средств. Фонд потребления − источник средств, зарезервированных хозяйственным субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложении) и материальному поощрению коллектива. Фонд потребления направляется на следующие цели: − на выплату единовременных вознаграждений по итогам работы за год; − на выплату пособий; − на оплату проезда; − на выдачу беспроцентных ссуд; − на установление надбавок к пенсиям работающим пенсионерам; − единовременные поощрения работников; − установление трудовых и социальных льгот; − на выплату дивидендов по ценным бумагам. Резервный фонд создается хозяйствующим субъектом на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерного общества, кооператива, товарищества, предприятия с иностранными инвестициями. Планирование распределения прибыли осуществляется в два этапа: на первом определяется потребность в прибыли по следующим направлениям ее использования: а) для финансирования развития материально-технической базы предприятия - авансирования основного капитала. Потребность в прибыли по этому направлению определяется на основе экспертной оценки потребности в модернизации оборудования с учетом других источников финансирования, но не менее 10 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (по действующему порядку распределения прибыли); б) для финансирования прироста собственных оборотных фондов − авансирование собственного оборотного капитала. По действующему порядку на пополнение собственных оборотных средств должно быть направлено не менее 40 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; в) для создания финансовых резервов. г) для погашения долгосрочных и среднесрочных кредитов банка и уплаты процентов по ним. д) для погашения прочих видов кредитных обязательств предприятия (облигации) и уплата процентов по ним; е) использование прибыли для приобретения кредитных обязательств, акций других предприятий определяется в основном экспертным путем с учетом выбранных целевых установок в развитии предприятия (перелив капитала в другие виды экономики, расширение рынка сбыта и др.); ж) для финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов и других горизонтальных структур, членом которых является данное предприятие. з) для обеспечения социального развития предприятия и повышения материальной заинтересованности работников с учетом потребности в социальных, культурных, жилищных мероприятиях и их стоимости. и) для выплаты дивидендов (если такие расходы предусмотрены учредительными документами). На втором этапе сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностью предприятия по ее получению.
Вопросы для самоконтроля
1. Экономическая характеристика и функции прибыли. 2. Источники образования прибыли. 3. Виды прибыли. 4. Показатель «рентабельность», её исчисление. 5. Рентабельность оборота. 6. Рентабельность вложенного капитала. 7. Рентабельность текущих затрат. 8. Из каких элементов состоит процесс анализа прибыли. 9. Внешние факторы, влияющие на размер прибыли. 10. Внутренние факторы, влияющие на размер прибыли. 11. Как производится анализ динамики прибыли и выполнения плана по прибыли. 12. Влияние на размер прибыли изменения объёма товарооборота. 13. Влияние на размер прибыли цен. 14. Влияние на размер прибыли изменения уровня дохода. 15. Оценка влияния расходов на реализацию на прибыль. 16. Резервы роста прибыли и рентабельности на предприятии. 17. Методы разработки прогнозов прибыли. 18. Расчёт нормы прибыли на вложенный капитал. 19. Сущность нормативного метода (технико-экономических расчётов) планирования прибыли. 20. Расчётно-аналитический метод планирования прибыли. 21. Сущность экономико-математического моделирования в планировании прибыли. 22. Порядок распределения прибыли. 23. Налоги и сборы, выплачиваемые из прибыли. 24. Порядок использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. 25. Сущность фонда накопления и на какие цели направляется фонд накопления. 26. Сущность фонда потребления и на какие цели направляется фонд потребления. 27. Порядок планирования распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Литература для подготовки 1. Арзуманова, Т. И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания [Текст]: учебник / Т. И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К°, 2009. 2. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли [Текст]: Учебник / Под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2008. 3. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – М.: Дашков и К°, 2008. 4. Мищенко, А.П. Экономика предприятия торговли [Текст]: Учебное пособие / А.П. Мищенко. - Казань: КИ МГУК, 2009. 5. Раздорожный, А. А. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учеб. пособие / А. А. Раздорожный. – М.: РИОР, 2009
|