Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности
< И.И.Ильясов в своей работе “Основы теории речевой деятельности” (1974), проводя классификацию психолингвистических и психологических методов анализа значения, выделяет прямые методы установления семантических связей непосредственно в плоскости языкового материала и косвенные, анализирующие связи значений через их проявления в других психических процессах. К прямым методам И.И.Ильясов относит метод СД Осгуда и разновидности ассоциативного эксперимента, выделенные по различным основаниям: метод свободных ассоциаций, направленный ассоциативный эксперимент, эксперимент на дискретные ассоциации, эксперимент на цепные ассоциации. Хорошим приемом организации прямого отображения свойств внутренних процессов является устная беседа исследователя с испытуемым в форме направленных вопросов и ответов, что, как правило, дает также возможность лучше уяснить содержание рефлексивного отчета испытуемого. > (www.iidp.ru/images/Teor.rtf) < Под косвенными методами понимаются методы косвенного изучения психических процессов (особенно познавательных). Это имеет место тогда, когда изучаемые свойства явлений либо вообще не могут быть отражены прямо сами по себе, либо это нежелательно по соображениям, связанным с необходимостью обеспечения беспристрастного и умелого получения фактов об изучаемой действительности. Поэтому приходится осуществлять косвенное, опосредованное изучение одних сторон действительности через данные о других её сторонах, связанных с изучаемыми и доступными прямому отображению.> (www.iidp.ru/images/Teor.rtf) < Как полагает И.И.Ильясов, важнейшим вопросом любых эмпирических исследований является проблема, вытекающая из того положения, что не всегда возможно прямо отображать собственно подлежащие изучению свойства явлений материального и психического мира. В связи с этим полезно было бы иметь развернутую характеристику и даже классификацию видов связей и соответствующих им видов косвенного эмпирического изучения разных объективных и субъективных явлений, но их количество и разнообразие, вытекающие из количества и многообразия явлений материальной и идеальной природы, настолько велики, что сделать это очень трудно. Существуют некоторые очевидные виды опосредования: > (www.iidp.ru/images/Teor.rtf) < Изучение одних свойств психических процессов и явлений: 1) через связи с другими свойствами тех же психических процессов и явлений, или 2) через связи со свойствами других то психических процессов или явлений, или 3) через связи со свойствами объективных процессов и явлений.> (www.iidp.ru/images/Teor.rtf) < Изучение одних свойств объективных процессов и явлений 1) через связи с другими свойствами тех же процессов или явлений, или 2) через связи со свойствами других объективных процессов и явлений, или 3) через связи со свойствами психических процессов и явлений.> (www.iidp.ru/images/Teor.rtf) < “Согласно общему правилу, при косвенном изучении одних свойств познавательных процессов, лежащих в основе речи, используются другие свойства и свойства других психических процессов, основным из которых является память. Косвенное изучение мнестических процессов в механизме речи осуществляется по такому же принципу” (И.И.Ильясов, 1974, с.117).> (www.iidp.ru/images/Teor.rtf)
|