Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нациокультурная специфика речевого общения
< К национально-культурной специфике относятся национально-культурное своеобразие языковой картины мира определённого народа и национально-культурная специфика речевого поведения отдельных представителей данной нации.> (Е.В.Фирсова 2003: 2). < B речевом поведении отправителя текста проявляются национальные особенности мышления, обусловленные национальной культурой, к которой принадлежит данный отправитель текста.> (Е.В.Фирсова 2003: 2). < Речевое поведение, определяемое в рамках прагмалингвистического исследования как заавтоматизированный, машинальный и неосознаваемый выбор семантико-синтаксических средств для вербализации мысли и интенции говорящего (пишущего) отражает его национально-культурные особенности мышления. < Национально-культурная специфика речевого поведения может быть рассмотрена в рамках параметров национальных семантических форм мышления.> (Е.В.Фирсова 2003: 2). < Семантические формы мышления свидетельствуют о различном отражении действительности, в частности членения действительности представителями разных национальностей и характеризуют национальную специфику грамматического строя языка. Особенности грамматического строя национальных языков проявляются в различном грамматическом оформлении одного и того же понятийного содержания.> (Е.В.Фирсова 2003: 2). < Во многих случаях языки располагают несколькими синонимичными структурно-грамматическими средствами для выражения одного и того же мыслительного содержания. Более частый выбор носителями определённого национального языка одного из ряда семантико-синтаксических синонимов характеризует национально-культурную специфику речевого поведения представителя данной нации.> (Е.В.Фирсова 2003: 3). < Национально-культурная специфика речевого поведения – совокупность национальных стереотипов речевого поведения. Данные стереотипы обусловлены национальными особенностями мышления и характерны для большинства членов нации. Национально-культурная специфика речевого поведения отправителя текста находит своё выражение в выборе грамматических средств языка при порождении речевого высказывания говорящим.> (Е.В.Фирсова 2003: 4). < Анализ теоретической литературы по проблеме изучения национально-культурной специфики языка позволяет говорить о том, что связь национальной культуры и языка происходит посредством сознания человека. Сознание – система значений, отражающая весь предшествующий опыт данного общества. В этом проявляется общественная природа значений и сознания. Наряду с общественным опытом отдельная личность имеет свой индивидуальный опыт жизнедеятельности, который обусловливает индивидуальное сознание личности. В национальном сообществе индивидуальное сознание подвергается воздействию общественного сознания, что находит своё отражение в существовании у всех представителей данной нации специфичных логической и языковой картин мира.> (Е.В.Фирсова 2003: 4) < Языковая картина мира является промежуточным звеном между объективной реальностью и логической картиной мира. Языковая картина мира одной нации отличается от языковой картины мира другой нации в силу различий у этих наций логических картин мира и в силу существования периферийных участков в языковых картинах мира, детерминированных структурой языков. Проявлениями национальной специфики языковых картин мира у разных народов в целом, и образного мышления в частности, являются языковые лакуны, особенности лексического состава языка, различия во фразеологии, метафоризации окружающего человека мира, в ассоциативных реакциях.> (Е.В.Фирсова 2003: 4)
|