Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория потребительского поведения: кардиналистский и ординалистский подходы. Факторы, влияющие на поведение потребителей на рынке
При анализе потребительского поведения используется два подхода: - кардиналистский (количественный) - ординалистский (порядковый) Кординалистский основывается на основе теории предельной полезности (А.Маршалл). Ординалисткий (В.Паретто и И.Фиглер) используют теорию кривых безразличия и бюджетную линию. Полезность(Ютиль) – это субъективное удовлетворения, получаемое потребителем от потребления набора товаров или услуг. Общая полезность (TV) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага, она увеличивается с увеличением единиц потребления блага. Предельная полезность (MV) – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага. Она выступает как прирост общей полезности блага на одну единицу. Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения: 1. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара. 2. Потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход. Правило потребительского поведения состоит в том, что предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, была бы равной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар. Закон равных предельных полезностей: По мере насыщения потребителя в приобретении какого – либо товара субъективная полезность этого товара сокращается. Это значит, что действует закон убывающей предельной полезности (закон Госсена), он состоит в следующем: по мере потребления все новых единиц одного и того же товара общая полезность получаемая индивидом возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Функция полезности – обратно пропорциональность между полезностью и количеством потребляемого блага. Более глубокое объяснение поведения потребителя дается при помощи метода бюджетных линий и кривой безразличия. Ограниченность денежных доходов потребителя в пределах, в которых могут быть осуществлены расходы на потребления называется бюджетными ограничениями. Это условия, в рамки которых попадает потребитель. Они показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах. Для графического отображения бюджетных ограничений используются бюджетные линии (линии цен) Точка С – точка недоиспользованного дохода; точка Д – точка заимствования дохода; М – бюджетная линия, показывает различные комбинации товара А и В, которые могут быть приобретены при фиксированной величине дохода. Уравнение бюджетной линии РА*А+РВ*В=М, где РА – цена товара А, А – количество товара А, РВ – цена товара В, В – количество товара В. Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А. Факторы, влияющие на бюджетную линию: 1 – Доходы потребителей: увеличение дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо (М1), уменьшение дохода перемещает ее влево. 2 – Изменение уровня цен: снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо (М1), рост цен на оба продукта перемещает график влево (М2). Теперь рассмотрим кривые безразличия. Проблема оптимального выбора набора товаров привела к возникновению техники кривых безразличия. Они служат для анализа потребительских предпочтений. Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность, т.е.потребителю безразлично какой набор товаров выбрать. Пример построения кривой безразличия:
Все варианты А, В, С, Д имеют одинаковую полезность для потребителя. На основании таблицы построим кривую безразличия. Любая точка на данной кривой U1 отражает разное количество двух товаров, но в то же время варианты А, В, С, Д имеют одинаковую суммарную полезность. Но могут существовать такие наборы кривых безразличии, которые отличаются по уровню полезности. Норма безразличия – это набор кривых безразличия для определенного потребителя, т.е. шкала предпочтений потребителя (U1, U2, U3). Чем выше кривая безразличия от начала координат, тем выше уровень полезности набора товаров. Свойства кривых безразличия: 1 - Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 2 - Две кривые безразличия не могут пересекаться. 3 - Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров. 4 - Наклон кривой безразличия уменьшается при движении вправо, они вогнуты по отношению к началу координат. Для того, чтобы определить условия оптимального выбора потребителя необходимо провести совместный анализ предпочтений и возможностей потребителя. Для этого совместим на одном графике кривые безразличия (U1, U2, U3) и бюджетную линию (М). В точке Е – точка оптимума потребителя, точка слияния бюджетной линии с самой высокой кривой безразличия (U2). В точках С, Д, где бюджетная линия пересекается с U1, набор продуктов обладает меньшим уровнем полезности. Равновесие потребителя достигается в точке Е, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель получает максимальную полезность от потребления набора товаров. В этой точке наклон бюджетной линии и кривой безразличия совпадает. Понижение цены товара приводит к двум различным последствиям: 1. «Эффекту дохода»: если цена продукта падает, то реальный доход потребителя данного товара увеличивается. 2. «Эффект замещения»: снижение цены продукта означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам, что будет стимулировать потребителя к замещению этим товаром других подорожавших товаров. Если «Эффект дохода» будет на столько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения на него цен, то это называется парадоксом «Гиффена», а товары – товарами Гиффена.
|