Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция: сущность и роль на рынке. Методы конкурентной борьбы






Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция – это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.

Методы конкурентной борьбы:

- ценовая – соперничество при помощи маневрирования ценами (война цен, лидерство в ценах, ценовые льготы оплаты);

- неценовая – повышение технического уровня качества продукции, овладение передовыми технологиями, послепродажное обслуживание, реклама).

Конкуренция выполняет следующие функции:

1) Регулирующая функция – проявляется в воздействии на производство товаров, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом, а также в ограничении рыночной власти.

2) Инновационная функция необходимость инновации как средство повышения экономической эффективности.

Особенности конкуренции на современном рынке. Конкуренция и монополия

В зависимости от соотношения конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – вид конкуренции, осуществляемой между множеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

- значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

- объемы производства и предложения отдельного производителя составляет незначительную долю, поэтому отдельная фирма не может повлиять на цену;

- продукция однородная, стандартная;

- все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении цен на рынке;

- фирмы могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую;

Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в., в настоящее время это явление редкое. В наибольшей степени к такому рынку можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, биржи, валютные, фондовые рынки (рынок зерна, ценных бумаг, валюты).

Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в условиях несовершенной конкуренции обладает определенной властью над ценой. К ней относятся следующие модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал