Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика ощущений, как психологического процесса






Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

 

Отличие ощущения от восприятия:

1. В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии

2. Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства только внешне окружающего нас мира.

Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Функции ощущения:

· Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром

· Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям поддерживается необходимый уровень бодрствования.

· Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет).

Широко распространенной является классификация по модальности ощущений, т.е. специфичности органов чувств.

это разделение чувств на зрительные, слуховые, вестибулярные вибрационные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и висцеральные,

существуют интермодальные ощущения, которые называются синестезия

Самая известная классификация Ч. Шеррингтон выделяет следующие виды ощущений

Экстероцептивные - это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы расположенные на поверхности тела, т.е. снаружи.

Дистантные (зрительные, слуховые)

КОНТАКТНЫЕ (осязательные, вкусовые)

Обонятельные - промежуточное

 

проприоцептивные (киностерические) ощущения - отражают движение относительно положения частей тела при помощи рецепторов расположенных в мышцах сухожилиях и суставных сумках.

 

инторецептивные (органические) ощущения - возникают при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов. Т. е изнутри

 

Генетическая классфик.ощ: Хедом |1)протопатическая(органические ощ.) |2)эпикритическая(более тонкая дифференциальная и рациональная чувствительность) |Классификация по принципу разделения рецепторов: Теплов |-экстерорецепторы(рецепторы расположенные на внешней поверх-ти тела) |-интерорецепторы(все внутренние рецепторы, располож-е внутри органов и тканей) |

Общие закономерности ощущений:

· Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя: существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а ощущений нет.

· Ощущение всегда имеет пространственную локализацию

· Адаптация к ощущениям

· Взаимодействие ощущений, возникает когда наличие одного ощущения влияет на другое.

· Особая форма взаимодействия ощущений - синестезия, т.е. под воздействием ощущений одной модальности, появляются ощущения другой модальности.

Основные характеристики анализаторов

1. нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, верхний порог ощущений - максимальная величина раздражителя, разница – диапазон чувствительности.

2. дифференциальный порог, разностный – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные

3. оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

4. интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя

5. временной порог – максимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.

6. латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения

различают две основные формы изменения чувствительности:

адаптация – изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям

сенсибилизация – повышение чувствительности по д влиянием внутренних факторов, состояния организма.

 

Восприятие – это целостное отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Свойства восприятия:

1. Целостность - т.е. это всегда целостный образ предмета.

 

2 аспекта этого свойства.

объединение разных элементов в целом независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

2. константность – мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.

3. структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Слушая музыку воспринимаем весь оркестр, а не отдельные инструменты.

4. Осмысленность - восприятия основана на связи восприятия с мышлением и с пониманием сущности предмета

5. избирательность – преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими.

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.

Исследования показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Результатом этой воспринимающей деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Этапы восприятия:

Обнаружение, различение, идентификация и опознание

1 этап - целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании образа может принимать участие мышление.

2 этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления их с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память.

3 этап - воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта).

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Закономерность субъективного восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности – апперцепция.

С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории.

При описании процесса построения образа

Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия.

1. В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль восприятие делят на: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

2. По форме существования материи выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

 

Аккомодация - это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза, на четкое восприятие близких или отдаленных объектов или их деталей.

 

Конвергенция - сближение и расхождение осей глаз происходящих от восприятия соответственно приближающихся и удаляющихся предметов.

 

эти процессы работают 5-6м для аккомодации и 450 метров для конвергенции

 

Восприятие форм - определяется участием 3х основных групп факторов

 

1 фактор - вроженая способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображения имеющих определенную насыщенность ориентацию, конфигурацию и длину.

2 фактор - законы выделения фигуры на фоне

3 фактор - жизненный опыт человека, получаемый за счет движения рук по контуру и поверхности объектов, перемещение человека и частей его тела в пространстве.

 

Восприятие движения - констатируется нейронами, т.е. детекторами движения или новизны входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции

Восприятие времени - механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми биологическими часами, т.е. определенной последовательностью и ритмикой биологических объменныъ процессов происходящих в организме человека.

Субъективное продолжительность времени частично зависит от того, чем она заполнена.

Для формирования адекватного образа необходимы следящие условия:

активные движения обратная связь, поддержание определенного оптимума информации поступающего в мозг из внешней и внутренней среды, сохранение привычной структурированности информации

 

Так же существуют иллюзии восприятия - происходит, когда информация искажается, происходит, когда от предметов происходит противоречивая информация или мы не правильно ее воспринимаем.

 

Представление - это процесс восприятия прошлых образов.

результаты представления это вторичные образы, т.е. извлеченный из памяти. Первый сигнал.

Представление производит прошлые первичные образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторные поверхности анализаторов.

Представление воплощает в себе один из видов памяти, т.е. образную память.

представление накапливают в себе признаки различных единичных образов на основе этих признаков строится портрет класса объектов и тем самым обеспечивает возможность понятийно- логического отображения структуры этого класса.

Представления позволяют видеть не только лицо, но и спину объектов во время их отсутствия причем объектов не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов.

 

6. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ощущеНИЙ, ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

Осмотр и наблюдение в некоторых случаях могут дать очень много. О наличии, например, гиперестезии и гиперпатии можно судить по особенностям реакций на некоторые раздражители: человек садится к окну спиной, просит собеседника говорить негромко, сам старается произносить слова тихо, полушепотом, вздрагивает и морщится при скрипе или хлопаньи двери.

При слуховых галлюцинациях больные затыкают уши (пальцами, ватой), накрывают голову подушкой; могут разговаривать с голосами, При благоприятных обстоятельствах с " голосами" можно наладить " контакт", что послужит более углубленному изучению переживаний больного и может быть использовано в лечебно-диагностических целях.

Упомянутые в примере императивные галлюцинации вызывают необходимость установить за больным строгий надзор, а при разговоре соблюдать известную осторожность.

Больного со зрительными иллюзиями или галлюцинациями определить значительно легче. Прежде всего бросается в глаза выражение лица - то веселое, то испуганное, с " бегающими глазами", живой мимикой.

Осмотр полости носа у больного с обонятельными галлюцинациями может привести к обнаружению бумаги, ваты или специальных трубочек-фильтров, " предохряняющих" больного от неприятных, раздражающих запахов.

Осмотр пациента с тактильными галлюцинациями тоже бывает обычно результативен, так как обилие " бегающих по телу насекомых", " передвижение в сосудах шариков, комочков, гусениц", наличие " волос и щепок во рту", вызывая зуд и жжение кожи " и под кожей", заставляют больных постоянно находиться в движении и предъявлять соответствующие жалобы. Многие пациенты протирают кожу различными жидкостями или пропитывают ими одежду, вскрывают вены, наносят себе другие повреждения. Характерны глубокие расчесы кожи, обширные участки гиперемии от частого трения.

 

Иногда странное поведение человека и необъяснимые на первый взгляд поступки связаны с нарушениями сенсорного синтеза, например при явлениях дереализации (человек в страхе " спасается от падающей стены"). При соответствующих вопросах пациенты обычно охотно описывают свои переживания.

 

Однако при многих расстройствах восприятия осмотр может не привести ни к каким положительным результатам. Тогда следует перейти к расспросу пациента: о травмах головы, о перенесенных в прошлом инфекционных и органических заболеваниях головного мозга, об интоксикациях (бытовых, производственных). Расспрашивая затем об окликах, мелькании в глазах, тактильных и других галлюцинаторных образах, ощущениях и о восприятии собственного тела, личности, необходимо тщательно следить за тем, как собеседник отвечает на вопросы (невпопад, с периодическими задержками - при слуховых галлюцинациях; избегает отвечать на некоторые вопросы - при склонности диссимулировать и т.п.). Показательны рассказы о " видениях", которые окружающие " почему-то не замечали". Учитывая культурный уровень некоторых пациентов, можно иногда расспросить о " привидениях" и др.

При необходимости дифференцировать нарушения восприятия с патологией других психических сфер обследование должно проводиться особенно детально и тщательно, с привлечением всех возможных способов обследования, в том числе и экспериментально-психологических.

Сведения о нарушениях акта восприятия можно иногда добыть из писем или другой письменной продукции пациентов. При наличии художественных способностей пациенты могут отображать свои переживания в виде рисунков, схем.

Необходимость проверки акта восприятия у здорового человека может возникнуть, например, при прохождении медицинского освидетельствования с целью профотбора. В этих случаях выясняют степень отклонения того иди иного органа чувств от нормы. Для исследования используют шепотную речь, специальные таблицы с рядами букв и знаков (Крюкова, Головина, цветные таблицы Рабкина и др.), эстезиометры и др.

 

В неврологической и иных клиниках, когда налицо те или иные нарушения акта восприятия, применяют сложные психофизиологические методы, позволяющие выявить даже незначительные отклонения зрения, слуха, обоняния, различных видов чувствительности (криоскоп, перметр, скиоскоп; пробы Вебера, Ринне, Швабаха и пр.).

В экспериментальной психологии восприятие исследуют при помощи тахистоскопии (в настоящее время с этими же целями используются многофункциональные психофизиологические аппараты " Мнемотест", " Ритмо-тест" и " Бинатест"), разнообразных таблиц и рисунков. Например, применяются таблицы с изображениями предметов или их силуэтами, наложенными один на другой (таблицы Поппеяьрейтера): исследуемый должен узнать предмет, сказать, сколько он видит предметов, как они взаиморасполагаются и др. Можно использовать рисунки-схемы со зрительными иллюзиями, рисунки типа " фшура и фон", загадочные картинки и т.п.

В любом случае, проводя исследование ощущений, восприятий и представлений, всегда надо использовать комплексный подход, включающий в себя как экспериментально-психологическое (в том числе и инструментальное) исследование, так и - в особенности - беседу с испытуемым, собирание его жалоб и анамнеза, подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях.

 

2. Мышление. Основные характеристики. Виды мышления.

Мышление - верх блаженства и радость жизни,

доблестнейшее занятие человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал