Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие со странами СНГ
Процесс интеграции России в МХ, ее утверждение как равноправного уч-ка в системе МЭО в международном разделении труда находится в самом начале. Стр-а росс-го ее экспорта носит преимущественно сырьевой хар-р. Только около одной четверти росс-ой эк-ки " завезено" на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к её решению могут стать: 1) прохождение Россией основных ступеней развития эк-ки рыночного типа, которые в свое время миновали эк-ки более развитые страны; 2) восстановление нарушенных связей, эк-ая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в МХ. Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимод-ия с ПРС, развивающимися странами, м/н эк-ми орг-ми, регион-ми торгово-эк-ми блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров и сокращения времени перехода к рыночной эк-ке, интеграции в МХ необходимо: устан-ие стабильного полит-го режима; развитие и совершенств-ие рыночного механизма хозяйств-ия, адекватного росс-им условиям; всемерное привлечение и эффективное исп-ие ино инвестиций путем создания благопр-го инвестиц-го климата, соответственно требованиям открытой эк-ки с российской спецификой; проведение активной внешнеторговой политики. Россия обладает рядом преимуществ, позволяющих интегрироваться в МХ, занять должное место в МЭО К этим чертам относят: а) Развитую научно-техническую базу; б) Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну. Россия заинтересована в том, чтобы по периметру ее границ были дружественные, процветающие, демократические и стабильные гос-ва. Залогом лидерства России на пространстве СНГ могло бы быть создание привлекат-ой для партнеров реалистичной модели эволюц-го перехода к полноценным рынку и демократии. Интеграция на постсоветском простанстве имеет ряд серьезных ограничений, обусловленных объективными характерми группировки. Первое - недостаточное развитие промыш-го потенциала. Интеграция м/у странами с относительно невысоким уровнем индустриального развития - дело исключительно трудное. Если страны явл-ся звеньями единой технологич-ой цепи, отношения м/у ними легко могут выдержать колебания эк-ой и полит-ой конъюнктуры. Рез-ом такой взаимозавис-ти становится интенсивное развитие не столько межотраслевой, сколько внутриотраслевой торговли. Второй осложняющий фактор - различия в институциональной стр-ре экономик, отсутствие традиций рыночной эк-ки. В России нынешнее поколение учится ее правилам с нуля. В других странах СНГ, особенно неевропейских, ситуация еще сложнее. В азиатских республиках устои плановой экономики консервируются традициями семейственности, во многих регионах сохраняются докапиталистические, феодальные формы хозяйствования.. Вместе с тем интеграция неразрывно связана с типом производственных отношений. Третье препятствие - явная разнокалиберность СНГ. На Россию приходится половина населения СНГ и больше 2/3 ВВП. По численности населения Россия превосходит находящуюся на втором месте Украину в 3 раза, по ВВП в 5 раз. Поэтому в СНГ объективно не существует основы для создания наднациональных институтов интеграции, подобно тем, кот-ые имеются в ЕС (Совет ЕС, Европейская комиссия, Суд, Европарламент). Среди основных задач современного этапа интеграции стран СНГ и сотрудничества м/у ними субъекты Российской Федерации выделяют: создание механизма взаимовыгодных торгово-экономических отношений, формирование общего рыночного пространства, развитие взаимного товарообмена; конвертируемость нац-ых валют; сближение хоз-ых законод-в стран-партнеров, их бюджетно-налоговых и денежно-кредитных систем, вопросов внешнеэк-го рег-ия, тарифной, тамож. и миграц-ой политики; развитие страхования рисков внешнеторговой деят-ти; согласованное вступление в ВТО. Форм-ие зоны свободной торговли и развитие взаимодействия государств-участников СНГ в эк-ой сфере должно осущ-ся постепенно через повышение уровня интеграции, синхронизацию осуществляемых госу-ми-уч-ми преобразований в эк-ке и совместных мер по проведению согласованной эк-ой политики, гармонизацию и унификацию законод-ва в сфере эк-ки и торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов м/н права, а также опыта и законод-ва ЕС. Это подразумевает осуществление следующих основных мероприятий в рамках развития м/н и внешнеэк-их связей субъектов РФ с партнерами в рамках СНГ: 1. Создание благопр-ых условий для развития эк-го сотрудн-ва 2. Создание инфраструктуры эк-го взаимод-ия 3. Активизация сотрудничества регионов РФ с партнерами в рамках СНГ, включая приграничное сотрудничество 4. Формирование единого рынка труда и рег-ие вопросов миграции 5. Совершенствование нормативно-правовой базы.
|