Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иностранные инвестиции и их роль в структурной перестройке экономики России






Инв-ии - это динамич-ий процесс смены форм капитала, последоват-го преобраз-ия первонач-ых рес-ов и ценностей в инвестиц-ные затраты и превращ-ие вложенных ср-в в прирост капитальной ст-ти в форме дохода или соц-го эффекта.

ИИ– вложение ино капитала в сферу предприним-ой деят-ти на терр-ии РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих ино. инвестору, в т.ч. денег, ценных бумаг, иного имущества, имуществ-ых прав, имеющих денеж. оценку, исключит-ых прав на рез-ты интеллект-ой деят-ти, а также услуг и инф-ии.

ИИ в рос эк-ке нужно рассматривать как важный инструмент стимулир-ия эк-го роста. К тому же они помогают создавать дополнит-ые рабочие места, ускоряют НТП, добавляют конкур-ые преимущества по сравнению с др. странами, положи-но влияют на м/н престиж страны.

Цели привлечения: 1.увелич. выпуска опред. видов прод-ии, расширение экспорта с помощью ино партнеров. 2.сотрудн-во с зарубеж. партнерами, что может дать положит-ый эффект с т.з. освоения зарубеж. опыта упр-ия, маркетинга, подготовки кадров.

Вложение ино капитала осущ. в след. формах: 1. прямые и портфельные И. (предпринимательская форма). 2.кредиты, компенсац-ые соглашения, лизинг и др. (ссудная форма). Основным видом вложений ино капитала в России явл-ся прочие инв-ии (их доля составляет около 75% всех инв-ий, приходящих из-за рубежа). Второй формой поступления явл-ся прямые инвестиции (около 24-25% от всех ИИ). Что касается величины портфельных инв-ий они составляют незначит-ую величину (2-5%).

Основной объем привнесенного в Россию из-за рубежа капитала на протяжении ряда лет поступает из Кипра (примерно 18% всех иностранных инвестиций), из Великобритании (17%), Нидерландов (13%), из Люксембурга (10%), Германии (8%), Франции (6%) и Швейцарии (4%).

В стр-ре привлеч-ых прямых инв-ий, можно отметить, что значит-ная доля ино инв-ий направл-ся либо в экспортно-ориентир-ые отрасли (ТЭК, горнодобывающую промыш-ть, обрабатыв-ие пр-ва, в т.ч металлургию и нефтепереработку), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначит-ой фондоемкостью (оптовую и розн торговлю, телекоммуникации, обществ-ое питание, пищевую промыш-ть, финн-ые услуги и др.). В целом сложившаяся видовая стр-ра ино инв-ий в рос.эк-ке указывает, на то, что развитые и высокоразвитые страны рассм-ют Россию в основном как рынок сбыта своих товаров. Поэтому в их инвестициях и преобладают кредитные ресурсы – прочие инв-ии. А высокие доли ино инвестиций с Кипра и Виргинских островов, косвенно указывают на легализацию в России незаконно ранее вывезенных из нее финн-ых ср-в.

В наст.вр. рос. Эк-ка обладает значительно благоприятным инвестиц-ым климатом. Это обусловлено след-ми факт-ми:

9. Наличие значит-ых запасов природных рес-ов (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, и др.).

10. Огромный потребит-ий внутр рынок.

11. Относит-ая дешевая квалифицир-ная раб.силы.

12. Отсутствие серьёзной конкуренции со стороны росс. произв-ей.

13. Возможность получения быстрой сверхприбыли в короткие сроки.

14. Динамично развивающаяся эк-ка.

15. Политика широкой гос-ой поддержки.

16. Устойчивая социально-полит-ая сис-ма.

Кроме этого учитывается близость России к крупным м/н рынкам, наличие соврем-ых научных центров. Именно эти факторы оказ-ся решающими для ино инвесторов, и страны.

Можно сказать, что сегодня росс. эк-ка испытывает настоящий инвестиц-ый бум. Если в 2006 г. было получено 55 млрд.долл. ино инвестиций, то в 2008 г.-103 млрд.долл. Все это говорит о том, что цели, которые преследовались в политике привлечения ИИ в Россию, достигнуты. Рост притока ино капитала объясняется стабилизацией полит-ой ситуации, высокими темпами роста эк-ки, повышением престижа России на мировой арене. Но все же хочется отметить, что далеко не все проблемы в инвестиц-ой сфере решены. Заруб инвесторы сталкиваются в РФ с множеством препятствий, главным из которых явл-ся коррупция, админ-ые барьеры, бюрократия и избирательное толкование законов России. Отсутствие сильного независимого суда и правоохранительной системы также не добавляет баллов российскому инвестиционному климату. В связи с этим росс. эк-ка недополучает существенной доли инвестиц-ых потоков, которую могла бы потенциально получить.

В наст.вр.сущ-ет реальная необх-сть разработки и коммуникации продуманной стратегии привлечения инв-ий в Россию. Привлечение значит-ых объемов ИИ в несырьевые отрасли возможно, если гос-ом будут предприняты конкретные меры по структ-ой перестройке эк-ки – в первую очередь, направл-ые на стимулир-ие НИОКР, содействие коммерциализации технологий, создание системы гос-го кредитования венчурного предпринимат-ва. Ключевой задачей должно стать развитие прочных связей м/у промышленностью, образованием и правит-ом для накопления экспертных знаний и создания благопр-ых условий для построения инновационной среды, которая привлечёт широкий круг компаний-инвесторов.

Все вышеуказанные направления совершенствования механизма привлечения ИИ в России должны способствовать дальнейшему улучшению инвестиц-го климата и притоку ино капитала из-за границы.

 

24. СЭЗ– понятие, виды, цели создания

СЭЗ предст-ют собой часть нац-го эк-го пространства, где исп-ся особая система льгот и стимулов, не принимаемая в остальных частях страны.

СЭЗ – это часть территории страны, на которой товары рассматр-ся как объекты, находящиеся за пределами нац-ой таможенной терр-ии и потому не подвергаются обычному тамож-му контролю и налогообложению.

Хар-ые черты СЭЗ: 1. Применение различных видов льгот и стимулов.

а) внешнеторг-ые льготы – предусм-ют введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществл-ия внешнеторг-ых операций;

б) налоговые (фискальные) льготы - связаны с налоговым стимулир-ем конкретных видов деят-ти.

в) фин-ые льготы – включают различные формы субсидий, представл-ых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных госкредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками; г) админ. льготы – предоставл-ся админи-ей зоны с целью упрощения процедур рег-ии предпр-ий и режима въезда/выезда ино граждан

2. Наличие локальной обособленной системы упр-ия зоны, наделенной правом принимать самостоят-ые решения в широком эк-ом спектре.

3. Всесторонняя поддержка со стороны центральной гос-ой власти.

4. Тенденция к расширению границ СЭЗ, укрупнение масштабов торгово-производств-ой деят-ти.

5. В процессе функц-ия СЭЗ происходит торгово-промышл-ая диверсификация их деят-ти, комплексное развитие.

Создание СЭЗ – это направление развития эк-ки отдельных территорий и регионов, ориентиров-ое как правило на решение конкретных приоритетных эк-их задач, реализацию стратег-их программ и проектов.

Цели и причины создания СЭЗ:

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-эк-го развития организующих их стран, их стратег-их нац-ых хоз-ых планов. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга:

1) - в ПРС (США, Великобритания, Франция) СЭЗ создавались для активизации внешнеэк-их связей, реализации рег-ой политики, направл-ой на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегион-ых различий;

- в развив-ся странах СЭЗ создаются с целью привлечения ино капитала, технологий, модернизации промышл-ти и повышение квалификации рабочей силы.

2) стимулир-ие промышл-го экспорта и получение на этой основе валютных средств.

3) рост занятости.

4) апробирование на базе СЭЗ новых методов хозяйствования, рост национализ-ии эк-ки.

Виды СЭЗ:

1. Свободные (беспошлинные) таможенные зоны (зоны 1-го поколения, существуют с 17-18 веков) – предст-ют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначит-ой обработки товаров. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Наиболее распространены в ПРС.

2. Зоны свободной торговли (ЗСТ) – наибольшее распространение получили в США.

ЗСТ предст-ют собой огранич-ые участки территории в пределах кот-ых установлен льготный режим хоз-ой деят-ти, в т.ч. внешнеэк-ой.

3. Промышленно-производств-ые зоны (зоны 2-го поколения). Возникли в рез-те эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал; заниматься не только торговой, но и производственной деят-ю. Промышленно-произв-ые зоны созд-тся на терр-ии со спец-ым тамож-ым режимом, где производится экспортно- или импортнозамещающаяся прод-ия. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финн-ми льготами.

4. Технико-внедренческие зоны– в них концентрируется нац-ые и зарубежные исследоват-ие, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финн-ых льгот. Наибольшее число технико-внедренческих зон функционируют в США (технопарки), Японии (технополисы) и Китае (зоны развития новой и высокой технологии).

5. Сервисные зоны – предст-ют собой терр-ии с льготным режимом предприним-ой деят-ти для фирм и орг-ий, оказыв-их различные услуги (фин-ые, эк-ие, в т.ч. банковские, страховые, консалтинговые и др.).

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны, которые характ-ся благопр-ым валютно-фин-ым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и комм-ой секретности, лояльностью госрег-ия.

К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Швейцария, Ирландия, Гонконг и др.

Льготный режим в оффшорных зонах опред-ся также отсутствием валютных огр-ий, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для ино инвесторов и т.д.

Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополн-ых ино капиталов, получение дохода от пребывания зарегистрир-ых компаний в этой зоне, создание дополнит-ых рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию эк-ки.

Кроме оффшорных зон к числу сервисных зон относятся «налоговые гавани» - в них все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

6. Комплексные зоны - образуются путем установл-ия особого льготного режима хоз. деят-ти на терр-ии отдельных админ-ых образований. Отличием комплексных СЭЗ от др. форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации пр-ва и в более широких сферах деят-ти. Комплексные зоны созданы в Китае, КНР, Бразилии, Аргентине и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал