![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ особенностей и роль информационного обеспечения процессов диагностики АТ на примере ГТД
Современный ГТД относится к сложным динамическим объектам АТ. Процесс эксплуатации очень сложный и дорогой. Также известно, что продолжительность любой формы ТО включает две составляющие: а) постоянную (tТО = conct) б) переменную (tТО = var) Значит, Одним из необходимых условий перехода от стратегии ТО по наработке к стратегии ТО по техническому состоянию, является наличие эффективной и разветвленной системы контроля, диагностики и прогнозирования ТС АД. Т.о. существующие в настоящее время методы и информационно-диагностические средства контроля и диагностики ГТД требуют существенных доработок. Международные стандарты, направленные на управление качеством путем гарантированного обеспечения качества самих технологий. Касаемо эксплуатации АТ, такой подход обязан включать в себя: - информирование о неисправностях в полете; - оперативный анализ статистики эксплуатации; - эффективный контроль ТС узлов ГТД; - опережающие поставки запчастей. Известно, что оптимальной эффективности использования методов и средств диагностики ГТД можно достичь только в результате их объединения в единую интегральную систему диагностики, которая сможет оперативно си надежно решать задачи по своевременному выявлению неисправностей ГТД и оценивать тенденции к изменению его ТС. Именно такую интегрирующую роль может выполнять автоматизированная система диагностирования (АСД) совместно либо с существующей бортовой системой контроля параметров двигателя, либо с наземно-бортовой системой. Следует отметить, что широкое внедрение АСД в процесс эксплуатации АТ (ГТД, функций, ЛА в целом) позволит значительно (от 30 до 70%) уменьшить влияние переменной составляющей на продолжительность и трудоемкость ТО АТ, повысить эффективность их эксплуатации. Именно в этом заключается суть тезиса о необходимости информации и автоматизации всех процессов эксплуатации АТ (на земле и в воздухе). Уменьшение трудоемкости поиска и устранения неисправностей, является одним из условий выполнения стратегической задачи ГА: на и12 часов налета в сутки – 12 часов ТО на протяжении всего жизненного цикла ВС. Такое соотношение отвечает коэффициенту необходимых затрат времени на выполнение всех видов ТО ВС Кt=1, который является одним из критериев эффективности процесса эксплуатации АТ.
где ТН – суммарное время налета ВС за рассматриваемый календарный период; ТТО – суммарная продолжительность форм то за рассматриваемый календарный период.
ТПТО –периодические работы ТКВР – ремонтные В настоящее время величина коэффициента Кt в различных авиакомпаниях составляет 1, 4 – 1, 7, что характеризует недостаточную эффективность процессов эксплуатации. Процесс определения авиаспециалистами ТС АТ имеет сложную технико-психологическую структуру. С технической точки зрения, специалисту необходимо проанализировать весь объем диагностической информации и на основе опыта эксплуатации оценить уровень его исправности и принять решение о возможности дальнейшей эксплуатации. С психологической точки зрения, процесс размещения специалиста по принятию решения тесно связан с оперативным мышлением, в ходе которого формируется объективная оценка ТС объекта и совокупность действий, направленных на обеспечение его исправности и безопасной эксплуатации. При этом этот процесс удобно рассматривать как с операционной, так и с логико-психологической стороны. Операционное описание позволяет рассматривать процесс оценки текущего ТС объекта АТ в виде композиции 3-х этапов:
Где R1 – характеризующий совокупность операций по информационной подготовке диагностирования; R2 – этап определения диагноза; R3 – этап принятия решения и определения действий по его реализации. Общую логико-психологическую структуру процесса диагностики сложного объекта АТ можно представить в виде ориентированного графа Из формулы 2.4 множество R целесообразно представить
Содержание этапов процесса диагностирования такого объекта представлено в таблице 2.1. Условно выделено 10 возможных действий при выполнении этого процесса. При этом действия 1-6 относятся к этапу информационной подготовки процесса диагностирования (R1); 7 – к принятию решения на основании определенного технического диагноза объекта АТ (R2); 8 – 10 к реализации решения на объект диагностирования (R3). Считается, что 7-е действие авиаспециалиста к принятию решения (R2) принципиально не формализируется. На этом этапе специалист использует три основные формы мозговой деятельности: империческую, аксиоматическую и диалектическую.
Рис.2.4. Обобщенный граф алгоритма реализации этапов процесса диагностирования типового сложного объекта АТ
Империческое мышление базируется на применении обобщенного опыта эксплуатации АТ данного типа, аксиоматическое связано со знанием методики его диагностирования, а диалектическое мышление является высшей формой психологических процессов человека, неотъемлемой от него и является источником его многопрограммности, адаптация, самоориентация при принятии решения в условиях неполной или неточной информации о работе АТ.
Таблица 2.1.
Из анализа графа вытекает, что для автоматизации информационного обеспечения процесса диагностирования необходимо возложить выполнение действий 1-6, 9, 10 на информационно-диагностические средства, т.е. автоматизировать функции обработки, анализа текущей информации, определение диагноза, распознавание неисправности, управления ИДМ с целью 1 оперативного процесса диагностирования, повышения качества анализа информации для принятия решения, оптимизации условий восприятия информации, планирования действий для реализации и накопления опыта. Т.о. суть автоматизированной поддержки процесса диагностики АТ заключается в формализованном описании процессов обработки диагностических данных о работе двигателя с помощью реализации алгоритма многопараметрической информационно-диагностической модели рабочего процесса и автоматического оперативного определения его текущего диагноза и принятия решений по вопросам его эксплуатации путем алгоритмизации этих процессов и применения новых видов информационных индикативных средств для авиаперсонала.
|