Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административная школа в менеджменте. Принципы управления А. Файоля
Отцом менеджмента большинство специалистов считают французского инженера Анри Файоля (1841-1925), который почти всю свою жизнь проработал (58 лет) во французской компании по переработке угля и железной руды, возглавлял ее в течение 30 лет. Центром внимания Файоля (объектом управления) была управленческая деятельность, и он считал, что его успех связан в первую очередь с тем, что он правильно организовал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. В определенном смысле Файоль имел аналогичный с Тейлором подход: он стремился найти правила рациональной деятельности. Особенность же учения Файоля в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности – управление, чего в таком виде, как это сделал Файоль, никто до него не делал. Судьба идей А. Файоля: В Европе он был достаточно известен, в Америке его толком не знали до 40-х гг. ХХ в., пока не перевели его работу, и с тех пор американцы ощутили, что все то, с чем они «возились» последние 20 лет в том или ином виде было сформулировано Файолем. Особенности работы Файоля: 1) он представитель классической школы (административное направление), даже более канонический, чем Тейлор; 2) в отличие от Тейлора – он представитель высшего звена управления. Если у Тейлора взгляд «снизу», то у Файоля – «сверху»; 3) по Тейлору организация – скорее процесс, а для Файоля организация имеет три ипостаси: процесс, управленческая функция и главное – это закрытая система; 4) по Тейлору объектуправления – человек, по Файолю – деятельность. Рассматривая организацию как единый организм, Файоль определил, что для любой деловой организации характерно наличие шести видов деятельности, или шести функций: 1) техническая деятельность (производство: техника, технология, инженеры) 2) коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен) 3) финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала) 4) деятельность по защите (защита собственности людей) 5) бухгалтерский учет (деятельность по анализу, учету и статистике) 6) управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль) Основная заслуга такого рассмотрения в том, что Файоль выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя 5 обязательных функций: 1) предвидение/планирование 2) организация 3) распорядительство (обязанностей) 4) координация 5) контроль Считая, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т.п. Файоль подчеркивал, что в то же время она обязательно должна включать в себя пять обязательных функций. Чем выше управленец по ступеням иерархии, тем в большей степени он – администратор. На низших уровнях управления очень важны технические функции. Чем выше по уровню иерархии – тем в меньшей степени важны технические функции, а в большей – чисто административные. Администратор самого высшего уровня это вообще человек, который не работает с отдельными видами деятельности, а работает с людьми. Из этого вытекает, что администраторов нужно готовить специально и ими не могут быть специалисты в своих узких областях (экономисты, инженеры и т.д.). Хороший управленец – тот, кто может организовать тех, кто делает дело. Администратор – противоположность профессионалу, он знает понемножку обо всем для того, чтобы быть экспертом по тем вопросам, которые он решает. Качества администратора: здоровье, моральные качества, волевые качества, широкий кругозор, умение работать с людьми, умение планировать свою работу и т.д. Условия возникновения организации 1) разделение труда на программирующую и исполнительскую деятельность (начальник – подчиненный) 2) с увеличением числа подчиненных возникает проблема контроля. Файоль понимает слово контроль как внешний контроль, «контроль сверху». Файоль находит единственный способ установления реального контроля и говорит о том, что начальники должны передать часть своей власти и ответственности другим, при этом определив их функции. Исходя из этого, получается, что рисунок организации – это не что иное, как производное от числа подчиненных. То есть Файоль латентно сформулировал законы, которые в классической школе носят названия: 1) закон делегирования полномочий – скалярная цепь, по которой приказы проходят вниз; 2) закон координации средствами иерархии – обеспечение контроля, сохранив централизацию управления. Но Файоль утверждает, что нельзя до бесконечности наращивать управленческую пирамиду, а можно делать это до тех пор, пока уровень иерархии не достигнет 8, ибо появится проблема «координации координирующих». Файоль делит всех представителей управления на два класса: 1) управленцы/линейные руководители – те, кто руководит людьми, выпускающими продукцию или услуги; 2) функциональные управленцы/инженеры – обеспечивают условия для управления. Файоль задается вопросом, почему линейная структура прожила столько лет. Видимо потому, что там был принцип единоначалия. А структура, которая позволяет совместить разбиение на функциональных и линейных специалистов с принципом централизации получила название линейно-штабной. Ее изобрел Харингтон Эмерсон, заимствовав идею из устройства немецкой армии, Файоль был лишь активным пропагандистом этой идеи. Характерны отличия этой структуры: § комбинация линейной и штабной, § функциональные специалисты лишены права отдавать указания вниз по иерархии (решен позиционный конфликт) Существуют руководители функциональных специалистов, которые образуют управленческий орган - штаб. Их задача – разработка проектов управленческих решений, стратегий на перспективу и создание новых управленческих решений. Но, готовя решения, штаб не имеет права их принимать, а принимает их руководитель того уровня, при котором существует штаб. Эта система, которую мы сейчас рассматривала, и является командно-административной системой, так широко распространившейся в СССР. Эта система обслуживала Форда, Файоля и экономику СССР. Эта система стала исчезать на западе в конце 40-х гг. ХХ в., так как она была хороша для ненасыщенного рынка, то есть для закрытых систем. Она великолепна с точки зрения использования ресурсов, но не гибка. Файоль впервые вводит понятие коммуникация: 1) В формальной организации он сводит все коммуникации к коммуникации по поводу принятия решений. 2) Это всегда коммуникации вертикальные (либо сверху вниз, либо снизу вверх). 3) Они формальные, то есть это отношения между позициями, а не между людьми. Файоль водит два первых принципа формальной коммуникации: a. при передаче информации ни одно из управленческих звеньев не должно быть пропущено; b. при коммуникации на одном уровне возможна прямая передача информации – «мостик» Файоля. Ближайшие последователи Файоля: Лэндел Лоурел, Лэндел Урвик, Лютер Гьюлик, Альфред Рейли, Джордж Муни сформулировали следующие принципы: 1. закон классической школы, сформулированный Урвиком в 30-40-е гг. ХХ в. – границы/диапазоны контроля: «Увеличение численности подчиненных ведет к квадратичному увеличению объема контролируемых в организации отношений». Указали две переменные, влияющие на возможности контроля: число подчиненных, сложность самых отношений. То есть чем выше уровень иерархии, на котором происходят отношения, тем меньше число подчиненных, которых можно реально контролировать. Урвик считал, что предельно число подчиненных – 3-5. Современная теория организации: на высшем уровне – 5-6 человек, на низшем – 25-30 человек. 2. принцип максимального делегирования полномочий (закон сформулировал Урвик): «Эффективный руководитель обязан передавать своему непосредственному подчиненному вниз по иерархии все свои функции и весь объем власти, кроме тех, которые кроме него никто выполнить не может». 3. закон выведен Урвиком: «Объем ответственности, которую несет руководитель, должен быть прямо пропорционален объему власти, которые он наделен». («мальчик для битья» - в чистом виде не работает) 4. принцип департаментализации (закон выведен Гьюликом): Ввел три основания для формирования подразделений: § разбиение по цели/результатам (типу конечного продукта); § по процессу (по технологии) – с помощью чего делаем; § по географии. 5. принцип скалярной цепи (закон сформулировали Гьюлик и Урвик): «Принцип снижения объема власти вниз по цепи иерархии и полномочий». Файоль сформировал 14 принципов управления предприятием, которым он сам следовал в своей практике и многие из которых не устарели и по сей день.
Принципы управления А. Файоля: 1) Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения заданий рабочим) 2) Единство распорядительства (распоряжение только от лица одного руководителя и подотчетность только одному руководителю) 3) Единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей) 4) Цепи взаимодействия – scalar chain (четкое построение цепей следования команд от руководителя подчиненным) 5) Власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты) 6) Дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации) 7) Порядок (все должны знать свое место в организации) 8) Равенство (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму) 9) Инициатива (менеджеры должны поощрять и давать подчиненным достаточно свободы для выдвижения новых идей) 10) Централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать наилучший лучшие результата) 11) Вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать рабочих на работу с отдачей) 12) Стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации, частая смена персонала не эффективна) 13) Подчинение индивидуальных интересов общим (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не преобладали над интересами организации в целом) 14) Корпоративный дух (единение персонала, создание атмосферы совместных действий). Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль считал, что применение этих принципов должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. После Файоля многие исследователи занимались теоретическим описанием управленческой деятельности, функций управления. Однако все они, в конечном счете, были только последователями, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.
|