![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные тенденции развития менеджмента
В 90-е в мировом менеджменте появился ряд новых тенденций, связанных с необходимостью углубления адаптации предприятий к меняющейся внешней среде. Первая из них связана с всеобщим распространением стратегического управления, как современной формы объединения разработки долгосрочных планов развития компаний в меняющейся конкурентной среде с внутренними организационными механизмами подчинения всей деятельности реализации принимаемых стратегий. Видение (образ компании в будущем), миссия (главная задача, определяющая само назначение компании), бенчмаркинг (целевые ориентиры деятельности, не уступающие показателям передовых компаний) Вторая тенденция 90-х гг. связана с дальнейшей глобализацией экономики, что привело к усилению международного характера менеджмента. Это ставит много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Третья особенность, связана с некоторым возвратом в прошлое – осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества (TQM, ISO, 6 Sigma) для победы в конкуренции, но и стремлением перестроить процессы производства и управления, саму технологию ведения бизнеса на более рациональной основе. Широко распространилось понятие реинжиниринг, охватывающее совокупность методов и подходов, соответствующих цели рациональной перестройки процессов, происходящих в деятельности организаций.
Современный менеджмент. Можно по разному относиться к слову «современный». Однако будем подразумевать под истолкованием его смысла следующее: стоящий на уровне своего века, отвечающий материальным потребностям, общественным и культурным запросам настоящего времени. Во-первых, современный менеджмент интернационален. Со времен Тейлора и Файоля появился не только американский менеджмент, но и японский, французский, немецкий и т.д. Базовое различие лежит в области национальной культуры, то есть те закономерности, которые были открыты или опровергнуты временем «работают» в той или иной стране по-своему, приобретая национальный оттенок. Во-вторых, появление корпоративного менеджмента – альянс техноструктуры и финансового капитала, поддерживаемые бурно развивающимися информационными технологиями. В-третьих, увеличивается роль личности в управлении. Люди – самая большая ценность в любой организации. Именно люди являются фактором, определяющим целостный или непосредственный характер любой деятельности. В-четвертых, изменения происходят ускоряющимися темпами. Необходимо научиться быстро улавливать изменения внешней среды и превращать их в конкурентные преимущества компании. Развитие навыков и умение людей должны быть направлены на обнаружение и исследование динамики окружающей предпринимательской среды, то есть на изучение методов управления изменениями и реализацию стратегий изменений. В-пятых, переход к сетевым принципам организации компании. Это обусловлено тем, что производственная и коммерческая деятельность все более усложняется и предприятие для своего выживания и развития должны искать методы адаптации к изменениям внешней среды. При этом необходимо учитывать фактор времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления) и расширение пространства предприятия. Создание сетевой структуры компании призвано обеспечить благоприятные условия для высокоэффективного развития. Стратегия сетизации сравнима с аутсорсингом. Функционирование в режиме сети дает новые конкурентные преимущества. Стратегическое управление сетями позволяет сократить издержки и повысить доходы Однако сетевая организационная структура обладает и рядом недостатков: § высокая централизация; § предпочтение специализации, концентрация на ключевых компетенциях; § чрезмерная зависимость от кадрового состава; § опасность чрезмерного осложнения, в частности, вытекающая из разнородности членов организации и других вопросов, касающихся, например, дефицита мотивации и «сдерживания» предпринимательства. В-шестых, знания рассматриваются как новая парадигма менеджмента, сюда же входит и проблемы совместного использования знания и организационного обучения. Теория организационного обучения была окончательно оформлена в работах Дж. Батесона, К. Арджириса, Д. Шена. А с выходом в свет книги Сенга «Пятая дисциплина» понятие обучение было окончательно интегрировано в состав стратегического менеджмента, а организационное обучение стало рассматриваться как важнейший компонент адаптации компании.
|