Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационная конфликтология
2.9.1. Теория конфликта и теория порядка: взгляд на конфликты в организациях Организационная конфликтология (ОК) – наука, изучающая влияние конфликтов на деятельность организаций и особенности взаимоотношений людей в соответствии с заявленными целями организаций. Основная задача ОК – преодолеть сопротивление негативу конфликта. Феномены: 1. Сознание в конфликте обладает большей инертностью; 2. Негативная инерция конфликта либо аккумулируется и передается, либо человек саморазрушается; 3. В нашей культуре типовыми проигрышными действиями являются: a. Демонстрация слабости b. Поиск компромисса c. Защита по принципу «сам дурак» (неконструктивное поведение) 4. В ситуации конфликтного общения психологическая ответственность спихивается на человека, которого считают виновником развязывания конфликта (войны). Чаще всего управление поведением человека строится на провокации его на конфликт. Единственная форма противостояния – начало исследования ситуации Позитивная ценность конфликтата. 1. Диагностическая функция конфликта (выявляет проблемы, которые требуют разрешения, источники неудовлетворенности, гнева сторон). Большинство деструктивных конфликтов начинается с неумения правильно диагностировать ситуацию. 2. Эволюционная функция. Конфликт свидетельствует о необходимости перемен, и без управления конфликтами не существует управления изменениями. 3. Развивающая функция. Конфликт помогает определить роль и статус человека в группе. 4. Предохранительная функция. Конфликт – способ разрядки, выход внутреннего напряжения. 5. Стимулирующая функция. Только конфликт способен качественно накопить энергоизменения. Инструментальная задача менеджера – уметь своевременно выявлять и управлять (не разрешать!) и при необходимости моделировать их в целях организационного развития. Конфликт – целенаправленное взаимодействие сторон при разнонаправленных интересах и/или противоречивых потребностях. Структурная форма конфликта: конфликт = конфликтная ситуация + прецедент Ложный конфликт – ситуация, когда есть инцидент без реальной конфликтной ситуации. Скрытый конфликт – если есть проблемная ситуация, но нет инцидента. Чем больше скрытых конфликтов, тем меньше эффективность организации. Ресурсы управления конфликтом. Ресурсная точка – действия сторон, которые реально усилили свое положение или ослабили положение оппонента. § Действие в рамках чужого сценария. § Скорость, качество, наступательность в перепроверке информации. § Обнуление действий оппонента. § Работа в поле внимания собеседника. § Демонстрация вывода себя из сценария оппонента. § Прямые оценки. § Бесконтрольное эмоциональное поведение. § Предсказывание действий оппонента. § Иметь больший спектр целей, чем у оппонента. § Контроль ситуации после действия. Управление конфликтом. 1. Диагностика зон напряжения. 2. Перепроверка наличия конфликтной ситуации. 3. Анализ предшествующего опыта. 4. Разработка сценария управления конфликтом. Логика анализа конфликтной ситуации: 1. Установить действительных и косвенных участников ситуации, ранг оппонентов, их мотивы, цели, особенности характера, профессиональная компетентность. 2. Структура отношений в предконфликтной фазе: выделить столкнувшиеся ценности. 3. Посмотреть на ситуацию глазами каждой из сторон. 4. Оценить риск выхода ситуации из-под контроля. Логика разрешения конфликта: 1. Исчерпание инцидента: стороны удовлетворены принятым решением и получают гарантии неповторения инцидента. 2. Обеспечение совместного контроля за конфликтной ситуацией. 3. Обеспечение материального, процессуального и психологического баланса: все стороны должны иметь возможность сохранить лицо. Элементы конфликтной ситуации: § Участники с их несовпадающими целями; § Объект конфликта. - Объект конфликта чаще всего размыт. - Объект обладает эффектом передаваемости. Конфликт начинает самораскуричиваться, когда в конфликт вступают ценности и нарушается самоидентичность. Первый шаг эскалации конфликта – снижение самоконтроля. Вывод: объект, цели, оппоненты в конфликте обязательно связаны определенным уровнем отношений. Уровень цели, ранг оппонента и доступность объекта должны соответствовать друг другу. Изменение хотя бы одного из них автоматически ведет к изменению другого. Контекст информации всегда считывается по негативу. Демонстрация ухода вызывает желание добить. Управление неопределенной ситуацией: детализация информации в определенном направлении. Управление конфликтом предполагает: 1. Контроль собственного эмоционального состояния. 2. Анализ причин и условий возникновения конфликта, анализ мотивов всех его участников. 3. Усиление дозированности информации. 4. Стандартная предфаза: попытка предъявить оппоненту свой ресурс, что приводит к усилению конфликта. 5. Локализация конфликта: не позволять расширить ряды участников конфликта. 6. Активный сбор информации: технологии посредничества или выведывания информации. 7. Устранение технологии переубеждения. 8. По возможности надо занимать позицию третейского судьи.
|