![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мероприятия по осушению и отводу вод.
Осушение и отвод вод со строительной площадки, осуществляется сетью открытых и закрытых водостоков. Сеть открытых водостоков состоит из лотков, каналов и канав. Для открытых водостоков используют лотки и кюветы железных и автомобильных дорог. Сеть закрытых водостоков называют также ливневой канализацией, которая состоит из водопритоков, собирающих и отводящих коллекторов, смотровых колодцев и выпусков. Открытые и закрытые водостоки, а также отверстия искусственных сооружений должны пропускать максимальное расчетное количество воды без аккумуляции и образования подпоров. Водостоки по своему назначению подразделяются на ограждающие и внутри площадочные. Ограждающие водостоки или нагорные канавы устраивают при расстоянии от верхней границы промплощадки до водораздела 100 - 150 м. Они предназначены для размещения в них воды и служат для защиты промплощадки от затопления атмосферными осадками, выпадающими за ее границами. Внутри площадочные водостоки служат для сбора и отвода атмосферных осадков с территории поверхности шахты. К ним относятся лотки, образуемые проезжей частью автодорог и их бортами (бардюрами) и боковыми кюветами при наличии обочин. Из лотков воду спускают через водоприемные колодцы или другие водоотводные сооружения в пониженные места рельефа местности. Кюветы и лотки могут быть открытого и закрытого типов. На территории лесного склада устраивают кюветы и лотки преимущественного закрытого типа. Глубина лотков, в зависимости от расчетных расходов воды и продольных уклонов, принимается в пределах 0, 4 - 1, 2 м, ширина в свету 0, 4 - 0, 6 м. Лотки и кюветы крепят в основном деревом. Бетонные лотки и трубы утраивают на пересечении водостоками автомобильных и железных дорог. Ширина бетонных лотков в свету 0, 4 - 0, 8 м. Сверху лоток перекрывают железобетонными плитами, толщиной допускающей движение по ним автомобильного и железнодорожного транспорта. Железобетонные трубы принимают диаметром 0, 5 - 0, 75 м. В тех случаях, когда позволяют технические условия толщина засыпки от верха трубы до бровки земляного полотна железной или автомобильной дороги не менее 0, 5 м. Чугунные трубы диаметром 0, 5 м укладываются ниже балластного или дренирующего слоя. Общие принципы объемно-планировочных решений одноэтажных промышленных зданий. Поверхностный комплекс, образующий промышленную площадку горного предприятия, включает в себя различные здания и сооружения вблизи шахтных стволов, обеспечивающие бесперебойную работу в под- земных выработках, а также технологические узлы и линии по обработке и погрузке полезного ископаемого, сооружения складского хозяйства и зда- ния административно-вспомогательного назначения. Характерный архи- тектурно-строительный облик горных предприятий определяется наличием таких сооружений на поверхности, как стальные укосные или железобе- тонные башенные копры значительной высоты, эстакадные мосты, соеди- няющие здания различного назначения, аккумулирующие и погрузочные бункера, здания подъемных машин и т. д.
В связи с тем, что объекты горнодобывающей промышленности от- личаются большой капиталоемкостью и требуют значительных материаль- ных и трудовых затрат, длительных сроков проектирования и возведения, эффективность капитальных вложений в строительство во многом опреде- ляется совершенством объемно-планировочных и конструктивных реше- ний.
Проектирование горнотехнических, как и любых производственных зданий, начинается с составления производственно-технологической схе- мы, которая определяет основные размеры и планировку зданий, т. е. явля- ется основой строительных проектных решений. Производственная техно- логическая схема, определяя характер и массу рабочего оборудования и продукции, является решающим фактором при выборе этажности и других параметров здания. При проектировании горнотехнических зданий объем- но-планировочные и конструктивные решения должны обеспечивать вы- сокий технический уровень их строительства и, прежде всего, индустри- альные методы возведения конструкций. Индустриализация строительства предполагает высокую степень заводской готовности здания и его конст- руктивных элементов.
При выборе основных строительных параметров необходимо стре- миться к блокированию в одно здание цехов с однотипными санитарно- гигиеническими условиями и требованиями пожаро-и взрывобезопасности. Это позволяет снизить стоимость строительства и расходы на эксплуата- цию, уменьшить площадь застройки. Блокированию подлежат как основ- ные производственные, так и вспомогательные цеха, общецеховые склады, шахтоуправления, бытовые помещения, трансформаторные подстанции, распределительные устройства и т. д. Принятые объемно-планировочные решения здания должны обеспе- чивать наилучшие условия труда, организацию рабочих мест и безопас- ность работы. Безопасность и условия труда регламентируются противо- пожарными [2] и санитарными [3] нормами строительного проектирова- ния. Противопожарные требования к производственным зданиям обуслов- лены характером размещаемого в них производства. По пожарной опасно- сти производства подразделяют на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Угольные шахты относятся к категории В, рудники — к категории Д. Для обеспече- ния благоприятных санитарно-гигиенических условий труда в производст- венных зданиях следует обеспечить:
– необходимый уровень естественного и искусственного освещения рабочих мест;
– вентиляцию и удаление излишков тепла и влаги;
– предотвращение воздействия на рабочих динамических нагрузок от вибрации технологического оборудования.
Главной особенностью проектирования и строительства горного предприятия является большой удельный вес горнопроходческих работ. Задачи сокращения сроков строительства и ввода в действие новых произ- водственных мощностей требуют максимально возможного совмещения во времени проходческих и общестроительных работ, использования посто- янных зданий и сооружений в процессе строительства. В настоящее время в технических проектах строительства угольных и горнорудных предпри- ятий обычно предусматривается значительный объем постоянных зданий, подлежащих строительству в подготовительный период. На период про- ходки стволов целесообразно использовать следующие постоянные здания и сооружения: – копры главного и вспомогательного стволов; – резервуары запасов воды, насосную станцию, градирню; – столовую; – часть зданий блока вспомогательного ствола; – электроподстанцию и 40 – 50% санитарно-технических коммуни- каций и дорог. Промышленные здания классифицируются по архитектурным и кон- структивным признакам, назначению, капитальности, долговечности и ог- нестойкости.
Из архитектурных признаков основными являются число этажей и пролетов, характер расположения внутренних опор и застройки. По числу этажей промышленные здания подразделяются на одно- и многоэтажные. Преимущественное распространение получили одноэтажные здания с го- ризонтальным технологическим процессом — на них приходится около 75% всех сооружаемых производственных площадей. В поверхностном комплексе горных предприятий — это технологические секции вспомога- тельного подъема, котельные, компрессорные, вентиляторные, склады, ме- зависимости от характера территории производственные здания могут быть сплошной и павильонной застройки (рис. 2.3).
Здания сплошной застройки (рис. 2.3, а, б, в) отличаются значитель- ными размерами. Они проектируются либо бесфонарными с искусствен- ным освещением и принудительной вентиляцией, либо с устройством све- товых и аэрационных фонарей, обеспечивающих естественное освещение и проветривание.
Здания павильонной застройки (рис. 2.3, г) имеют ограниченное чис- ло пролетов или один пролет с целью обеспечения естественного освеще- ния и аэрации через боковые проемы и фонари. Здания этого типа находят применение при строительстве главных корпусов обогатительных фабрик.
По расположению внутренних опор одноэтажные промышленные здания подразделяют на три типа: пролетные, зальные и ячейковые.
Пролетный тип (рис. 2.3, а) характеризуется преобладанием пролета над шагом колонн.
Для зданий зального типа (рис. 2.3, б) характерны большие пролеты, требующие специальных не- сущих конструкций кровли с пролетом от 36 до 100 м. Здания такого типа приме- няют в случаях, когда необ- ходимо иметь значительные производственные площади без внутренних опор. Здания зального типа не являются массовыми, и поэтому их ар- хитектурно-планировочные и конструктивные решения же- стко не регламентируются.
Здания ячейкового типа (рис. 2.3, в) имеют обычно квадратную сетку колонн. Такие здания легко допуска- ют изменения в направлени- ях производственных пото- ков. Производственные зда- ния классифицируются также по конструктивным призна- кам. В этом отношении они подразделяются на каркас- ные, бескаркасные и с непол- ным каркасом. В каркасных зданиях все вертикальные и горизонтальные нагрузки воспринимают элементы каркаса, а стены (самонесущие или навесные) выполняют только роль ограждения. Конструктивная каркасная схема обеспечивает редкую сетку колонн, свободную планировку помещений, полную унификацию сборных конструкций и экономичное решение одно- и многоэтажных зданий. Каркас одноэтажных зданий состоит из поперечных рам с защемлен- ными в фундаментах колоннами и опертыми на них конструкциями по- крытия, чем достигается независимая унификация колонн, ферм и кро- вельных балок. В многоэтажных каркасных зданиях применяют рамно- связевую систему, при которой поперечная жесткость обеспечивается ра- мами с жесткими узлами, а продольная – связями и лестничными клетка- ми. Бескаркасные здания применяют редко – при небольших пролетах и высотах. В месте опирания стропильных конструкций несущие стены уси- ливают, как правило, пилястрами. Здания, имеющие два и более пролетов, иногда проектируются с не- полным каркасом, при котором наружные ряды колонн отсутствуют и за- менены несущими стенами (например, здания АБК на ряде шахт). На рис. 2.4 представлена общая конструктивная структура ячейки в каркасном здании и его основные элементы: фундаменты, колонны, балки различного назначения, фермы, плиты покрытия, стеновые панели ограждения и т. д. По функциональному назначению здания и сооружения на поверхно- сти горных предприятий подразделяются на: производственные, вспомога- тельные, энергетические, транспортные, санитарно-технические.
По капитальности промышленные здания делятся на три класса в зависимости от их назначения и значимости. Для каждого класса устанав- ливаются соответствующие эксплуатационные требования, определяемые размерами помещений, технической оснащенностью, удобством монтажа технологического оборудования и т. п., а также требования по долговечно- сти и огнестойкости основных конструктивных элементов здания.
К I классу относятся здания и сооружения, к которым предъявляются максимальные требования. Класс здания назначается организацией, вы- дающей задание на проектирование. Здания и сооружения основного про- изводственного назначения на поверхности горных предприятий, как пра- вило, имеют II класс капитальности. По долговечности, которая характе- ризуется сроком службы основных строительных конструкций, промыш- ленные здания подразделяются на три степени: со сроком службы не менее 100 лет — I степень; со сроком службы не менее 50 и 20 лет — соответст- венно II и III степени.
По огнестойкости, которая характеризуется степенью возгораемо- сти и пределом огнестойкости строительных материалов и конструкций, промышленные здания подразделяются на пять степеней. При этом все строительные материалы и конструкции делят на три группы возгораемо- сти — несгораемые, трудносгораемые и сгораемые, а под пределом огне- стойкости понимают время в часах до потери устойчивости или несущей способности данными конструкциями.
Группы возгораемости и минимальные пределы огнестойкости ос- новных строительных конструкций промышленных зданий установлены нормами [2]. Так, для зданий I и II степени огнестойкости основные несу- щие конструкции должны быть несгораемыми, предел их огнестойкости должен быть не менее 2, 5 и 2 ч соответственно, а предел огнестойкости плит перекрытий — 1 и 0, 75 ч. К V степени огнестойкости относятся зда- ния из сгораемых материалов. Выбор основных строительных параметров здания, т. е. его основ- ных размеров (ширины пролетов, шага колонн, высоты помещений и этажности), определяется в соответствии с требованиями единой модуль- ной системы и согласно унифицированным габаритным схемам. Выбор ширины пролетов и шага колонн одноэтажного промышленного здания определяется расстановкой оборудования, размерами изготовляемой про- дукции и технико-экономическими расчетами, в частности, возможностью изготовления стропильных балок или ферм принятой длины в районе строительства.
Высота одноэтажного здания, т. е. расстояние от уровня чистого пола до низа несущих конструкций покрытия, зависит от технологических, са- нитарно-гигиенических и экономических требований. Предварительное определение высоты пролета производится в результате суммирования следующих величин (рис. 2.5): h1 — высоты наибольшего технологическо- го оборудования; h2 — расстояния от верха оборудования до низа переме- щаемого груза (≥ 0, 5 м); h3— высоты перемещаемого в транспортном по- ложении груза; h4— расстояния от верха до центра крюка (≥ 1 м); h5 — рас- стояния от центра крюка до головки рельса (0, 5—4, 8 м в зависимости от грузоподъемности крана); h6 — высоты крана (0, 5—5, 9 м); h7 — просвет между верхом крана и низом несущих конструкций покрытия (≥ 0, 1 м). Высота одноэтажных зданий (от пола до низа горизонтальных несу- щих конструкций на опоре) должна быть не менее 3 м, высота этажа мно- гоэтажных зданий (от пола лестничной площадки данного этажа до пола лестничной площадки вышележащего этажа), за исключением высоты тех- нических этажей, должна быть не менее 3, 3 м. В помещениях высота от пола до низа выступающих конструкций перекрытия (покрытия) должна быть не менее 2, 2 м. Высота от пола до ни- за выступающих частей коммуникаций и оборудования, в местах регуляр- ного прохода людей и на путях эвакуации, не менее 2 м, а в местах нерегу- лярного прохода людей — не менее 1, 8 м. При необходимости въезда в здание пожарных автомобилей высота проездов должна быть не менее 4, 2 м до низа выступающих частей комму- никаций и оборудования.
Длину цеха определяют делением общей площади цеха, подсчитан- ной с учетом мощности предприятия, на принятую ширину пролетов. На- метив основные строительные параметры зданий, выбирают применитель- но к ним габаритные схемы или унифицированные типовые секции.
|