Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кладрубская лошадь






Из Липпицы мы перейдем в Кладруб, другой австрийский императорский завод, находящийся близ Пардубица в Богемии и состоящий из лошадей испанка-итальянского происхождения.

Кладруб был основан в 1560 году, приводом нескольких испанских и итальянских лошадей императором Максимилианом и его сыновьями Рудольфом и Маттиасом. Завод этот существует и в настоящее время, причем с начала прошлого столетия в нем есть отделения для английских чистокровных и полукровных. Кроме того, ежегодно 10 кобыл кроется сильными и крупными ослами. Весь приплод поступает на придворную конюшню.

Задача отделения английских полукровных состоит в поставке верховых и экипажных лошадей для императорских конюшен. Прежде поддерживали весьма строгое требование каштано-гнедой масти без отметин, ныне Венский Двор в этом отношении менее требователен, допуская рыжих, серых и темно гнедых. Благодаря постоянно возобновляющейся чистой крови из Англии, удается поддерживать в полукровках Кладрубского завода достаточно энергии. Это в особенности выражается в элегантных и размашистых аллюрах, которыми эти лошади отличаются как под седлом, так и в упряжи.

Когда - то цветущая чистая порода, в настоящее время значительно сократилась. Прежде в Кладрубе разводили скаковых лошадей, продукты которых на австро-венгерских ипподромах в 60 и 70 годах прошлого столетия одерживали не одну победу в честь императорского флага. Из победителей того времени известны: победитель „Дерби" Drum-major, Pantalon, Hastings, отец Tegetthoff, Blaubart, и некоторые другие.

Но так как скаковые конюшни обходились придворному ведомству слишком дорого и составляли сильную конкуренцию частным заводчикам, то их закрыли в 1876 г.

С иппологической точки зрения главный интерес сосредоточивается не на чистокровных и полукровных лошадях в Кладрубе, но на старой испански-итальянской породе. Когда видишь ее представителей в Вене в старинных парадных экипажах Австрийского Двора, то кажется будто современный мир отступает перед видениями прежних времен, настолько они необыкновенны, представляя типичных с важною высокою поступью вороных и серых коней, в полную противоположносте извозчичьим юккерам и экипажным лошадям нынешней знати, или тяжелым ломовикам—пинцгауэрам.

Родоначальником кладрубской породы является вороной жеребец " Pepoli", родившийся в 1764 году. От этого „Pepoli", и дочери „Toscanello" родился в 1775 году серый жеребец „Imperatore", сын которого „General", p. в 1787 году, был основателем кладрубской серой породы. Вороная порода считает свое происхождение от вороного жеребца " Sacramoso" испански-италеянской породы.

Интересно, что вышеназванный „General" всегда передавал свою серую масть, несмотря на то, что дед его и мате были вороные, а мате даже из вороной фамилии. От него было три сына - Generale I (1796), Generate III (1797) и Generalissimus (1797), положившие основание серой породе.

В вороной фамилии, кроме названного Sacramoso, оставили наибольшее число потомков другой Sacramoso (1800) и вороной Napo-leone (1853).

И так кладрубская раса имеет следующих родоначальников: Серые:

Pepoli, вороной, 1764 (куплен в Италии).

Imperatore, серый (1775).

GeneraHssimus, серый Generale IGenerale III

(1797). (1796).(1797).

Вороные:

Sacramoso, вороной, Sacramoso, вор., Napoleone, вор.,

р. 1799 г. в Залецбурге. р. 1800 неизвестн. р. 1849, куплен в происхождения. Риме в 1853 г.

Помимо этих родоначальников итальянского происхождения в заводе всегда были жеребцы и других кровей, но продукты скрещивания с ними не оставались в заводе. Исключение составляет вороной Napoleone (род. 1861), который, хотя и был неизвестного происхождения, имел большое влияние на все потомство. Это тем более интересно с иппологической точки зрения, и доказывает, что в передаче наследственных качеств помимо чистоты происхождения имеет огромное значение и так называемая индивидуальная потенция.

Napoleone, судя по имеющемуся у нас рисунку, был длинный, высоконогий жеребец с тяжелой грубой головой и саблевидными задними конечностями. В его полезу говорила только вороная масть и итальянское происхождение. Тем не менее, он передал вороной фамилии своеобразную физиономию, так, что они стали крупнее, более высоконоги и тоньше костью, чем потомство Sacramoso (см. рис. 47).

Не лишено интереса, что при скрещивании вороной и серой фамилий последняя почти всегда берет верх и потомство родится темно-серое. Английский полукровный жеребец North-Star, так слабо влиял на чистую кладрубскую породу, что только три его дочери могли остаться в заводе. „Кладрубцы" могучие лошади 170—190 сант. роста.

Большие тяжелые головы с длинным затылком. Уши длинные и заостренные. Широкий лоб и нос выпуклы, так что линия профиля образует одну или две дуги. Глаза большие, темные. Ноздри широкие. Сильно развитый и мускулистые ганаши. Серые (рис. 48.) имеют широкую низко поставленную шею. Холка низка, коротка и кажется круглой. Спина длинная и прямая, круп короткий. Хвост высоко приставлен и касается часто земли. Грудь широкая, ребра удовлетворительные. Сравнительно с ростом, лошади кажутся узкими и длинноногими.

Плечо широкое и прямое. Предплечье короткое, широкое и мускулистое. Запястья сильные и хорошо округленные. Берцовые кости длинны, бабки тоже длинны и прямо поставлены, но широки с хорошо видимыми сухожилиями. Копыта большие, с крепким рогом, но имеют слабо развитую стрелку. Скакательные суставы широки и прочны, но соединены под слишком малым углом. Постав задних конечностей нередко коровий. Движения очень высоки и нарядны. Вообще за свои движения кладрубская лошадь заслуживает названия „парадёра".

Кладрубские серые лошади почти все с массивным костяком, передние ноги поставлены под корпус, у многих колена выдвинуты и копыта стаканом. Острый круп обусловливает выворачивание колена и сдвинутые скакательные суставы, берцовые кости параллельны и выдвинуты вперед, несмотря на саблевидные задние ноги. Вследствие неправильного положение ног, почти все лошади имеют также неправильную рысь. Передние ноги разбрасываются в стороны. Серые кладрубцы имеют короткую, собранную рысь, притом высоко поднимая ноги. Они идут „испанским" аллюром, по своей природе.

Серые лошади, потомки Generale, рождающиеся большею частью темными и только в редких случаях светлыми, по 4-му году, иногда по 7-му, становятся серебристо-белыми, но некоторые из них и в старшем возрасте на крупе с яблоками.

Угольно - вороные и блестяще - вороные представители этой расы имеют отметины на лбу и на задних бабках, но только в зрелом возрасте цвет шерсти делается вполне черным с глянцем. В возрасте жеребенка при линянии, и в особенности посреди лета на пастбище, шерсть матовая и рыжая.

Формы вороных вследствие скрещивание с жеребцами рода Наполеона потеряли однообразный характер, заимствуя многое от потомков Sacramoso.

От серых кладрубцев потомки Sacramoso отличаются выпуклым профилем, но в некоторых случаях они имеют плоский лоб и только нос горбом, уши длиннее чем у серых, глаза меньше, ноздри уже.

Потомки Sacramoso имеют иногда короткую, но красиво изогнутую шею, короткую, однако высокую холку, длинную спину и поясницу, круглый, или крупный круп с выступами. Хвост посажен низко. Грудная полость глубже и шире, чем у серых, но ребра недостаточно круты. Плечо у вороных более наклонно, нежели у серых, локти прижаты; у многих колена выдвинуты вперед, копыта стаканом с коровьим поставом. Рысь вороных высокая, медленная, но в сущности тропотящая и неуверенная.

У рода Наполеонов головы бывают тяжелы, неуклюжи и без всякого выражение, вместо красиво изогнутой шеи, у них длинная, толстая, слегка изогнутая тяжестью головы. Эти лошади выиграли в размерах, но длинноноги, а кобылы и тонконоги. Грация движенья пропадает вместе с чистым типом расы.

Изложенные здесь характерные черты кладрубцев, конечно, не относятся ко всякому экземпляру. Длина шеи и всего корпуса, крепость костяка и густота гривы и хвоста, наконец свойство копыт и их положение часто варьируют.

Метод воспитание кладрубцев во всех отношениях соответствует требованием императорской придворной конюшни. Выездка начинается когда лошади окончилось три года. В тоже время стараются развить их силу путем работы и ухода; затем на 5-м году жеребцов хорошо выезженных и приобретших хорошую кондицию отправляют в придворную конюшню в Вену.

Мотлох сообщает, что приучение к тяге у потомков Napoleon'a и Generalissimus'a, как жеребцов, так и кобыл, требует величайшего спокойствия, терпения и внимание кучера, потому что лошади с большим темпераментом, притом пугливы и очень недоверчивы ко всякому незнакомому предмету.

Выбранные для завода кобылы по 4-му году покрываются, но оставляются для езды и работы, пока не выяснится их жеребость.

Для полного развитие, как жеребцы, так и кобылы требуют до 6 — 7 лет, и затем остаются на службе до 20 — 24 летнего возраста.

Список австро-венгерских пород, интересных в историческом и иппологическом отношении, не ограничивается липпизанами и кладрубцами, и мы встречаем в Венгерском государственном заводе Мецогегие еще три породы, именно: Gidran, Furioso-North-Star и Nonius.

Завод Мецогегие, занимающий около 11 т. десятин, основан императором Иосифом II в 1785 г. Сначала там находилась пестрая коллекция родоначальников. Из 194 жеребцов 66 происходили из Германии, 52 — Трансильвании, 25 — Турции, 16 — с Кавказа, 8 — из Венгрии, 5 — Польши, а 533 кобылы были не менее разнообразны. С таким материалом хотели организовать завод с ясно определенною целью создание кавалерийской лошади. После Парижского мира в 1814 г. на завод поступила масса отобранных кобыл и несколько добытых во Франции жеребцов. Между последними находился знаменитый впоследствии англо-норманн Nonius, родившейся в Нормандии в 1810 году от Английского полукровного жеребца Orion и нормандской кобылы. Nonius, следовательно, был один из первых англо-норманнов, о которых упоминает история французского коннозаводства.

Было назначено поставить Nonius'a на случный пункт Бак, для чего направили его вместе с другими молодыми жеребцами на Цвейбрюкенский завод с целью испытания в отношении перемены климата, корма и пр. условий. До окончание этих испытаний заводы Цвейбрюкен и Розьер были соединены и когда, вскоре после того, австрийские кирасиры заняли последнее местечко, то конфисковали часть жеребцов, между которыми и Nonius'a. Последнего отвели в Мецогегие, где он произвел многочисленное и прекрасное потомство, разделяемое на два рода, на больших и малых нониусов.

Большие нониусы, наряду с горячими поклонниками, имеют и ожесточенных противников. Когда большой нониус удался, то он прекрасен; но как и всегда у очень крупных пород, гармонически развитые экземпляры составляют редкость. У большинства спина, округлость ребер, бабки, далеки от совершенства, а также зад бывает узок, аллюры неопределенны и вообще весь тип мало благороден. Тем не менее Венгрия может быть довольна своими большими нониусами, отличающимися константностью, солидными ногами, значительным ростом и тяжестью (172 снтр. и 640 клгр.), а кроме того редкою верностью человеку.

Такие лошади, без сомнение, поддержать свою славу на практической службе, а также не допустят излишней утонченности в продуктах местного коннозаводства. Прежде всего nonius'ы могут удовлетворить распространенному в Венгрии требованию тяжелой лошади и будут препятствовать ввозу хладнокровных пород, из заграницы.

Маленькие nonius'ы имеют громадное значение для местного коннозаводства. Они равно пригодны для сельского хозяйства, для армии и для промышленности, представляя таким образом чистый тип „cheval a tout usage". Но красотою они не отличаются; продолговатая спина, как бы отсеченная холка и короткий круп значительно безобразить их. За то ноги у них короткие, мускулистые и сухие, чем вознаграждаются поименованные недостатки. Обыкновенный рост мелкого нониуса 158 сантр. и более 160 небывает.

Большие nonius'ы достигают полной зрелости с концом шестого года. Большая часть их также, как и малые — гнедые; другие масти редки.

Для избежание слишком родственной близости, порода nonius'ов в течении уже 45 лет скрещивается с чистой английской кровью, но если продукты этого скрещивание оказываются слишком мелкими, то немедленно скрещиваются опять с жеребцами своей породы, чем и восстанавливается равновесие между кровностью и массою.

Род Gidran'a, хотя он произошел от настоящего арабского жеребца того же имени, находившегося в Бабольне в 1817 г., в последние 60 лет подвергся такому основательному скрещиванию с английскою кровью, что в настоящее время его можно отнести к классу англ-арабов. Английские чистокровные жеребцы Bibor, род. 1873 г. от Buccaneer, и Kengyel, род. 1880 г. от Bajnok, имели громадное влияние на род Gidran'a.

Типичные признаки нынешних Gidran'oв следующие:

Чудная рыжая масть, рост 164 —168 снтр., глубина подпруги 180— 185 сантр., много благородства, хорошо поставленное плечо, прекрасная линия спины и сильные почки, красивый длинный круп, широкие мускулистые штаны, сильные суставы, короткие берца, правильно поставленные ноги, удовлетворительные, хотя и не очень определенные движения и живой, иногда неподатливый темперамент. Еще 25 лет тому назад Gidran'ы считались мягкими и малонадежными, но старательный выбор производителей и умелое скрещивание оказали очень хорошее влияние и в настоящее время вялые экземпляры редко встречаются.

Род Furioso-North-Star представляет тип полезных, энергичных, пользовательных лошадей; спина у них сильная, ребра хорошей формы, суставы крепки и сухи, ноги надежные, с правильными размашистыми движениями. За то у них большой недостаток „grandes lignes", как выражаются французы. Преобладающая масть светло и темно гнедая.

Средний рост 160—165 сантр.

То, что представляет Венгрия для Австрии, Нормандия для Франции,. Йоркшир для Англии, то представляет Восточная Пруссия для Германии. Одна эта провинция поставляет ежегодно в прусскую армию от 4700— 5000 лошадей, поставляет ремонт для саксонской армии и частью для баварской и вюртембергской и была бы в состоянии поставлять ремонт. на всю немецкую конницу. Понятно поэтому, почему „Остмарк" составляет гордость германской кавалерии.

Восточно-прусское коннозаводство имеет старых предков.

Во времена рыцарей было уже много заводов, принадлежавших рыцарству и дворянству, лошади коих славились даже заграницей, напротив рабочей местной породы невидимому не существовало. Большой удар прусскому коннозаводству был нанесен вторжением татар в 1656 году и сибирской язвой, свирепствовавшей в 1709—1711 годах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал