Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ганноверская лошадь






Как известно, ганноверский принц Георг-Людвиг вступил на английский престол в 1714 г. после королевы Анны. С тех пор Ганновер управлялся английскими королями по 1837 г.

Прямым следствием этого явилось то, что английские лошади в прошлом столетии имели больше всего приверженцев. В 1735 году был основан завод в Целле, который пополнялся жеребцами из Англии, Мекленбурга и Голштинии. Этому созданию английских королей ганноверское коннозаводство обязано своей славой.

По сообщению ландшталмейстера фон-Унгера коннозаводство ведется в Целле и в других местах провинции, где существуют хорошие пастбища, стало быть по Эльбе, Везеру, Эмсу и их притокам. В Люнебурге, Оснабрюке и Гарце коннозаводство мало распространено, зато в Восточной Фрисландии оно достигло высокого развития. Лошади, воспитанные на Эльбе и Везере, отличаются более крупным ростом, тогда как питомцы округа Верден имеют более благородства.

В Оснабрюке, где землевладельцы пользуются частными жеребцами, коннозаводство заставляет желать многого.

Живой обмен между Восточной Фрисландией и Ольденбургом, само собою разумеется, коснулся и Фрисландского коннозаводства; целью последнего сделалось производство сильной упряжной лошади, от которой требуется больше массы, чем благородства.

Больших частных заводов чем, и за исключением Гернгаузен коннозаводство в руках крестьян. Что касается Гернгаузен, то последний раньше был собственностью королей, теперь же он принадлежит герцогу Кумберландскому.

Завод занимается производством двух весьма интересных фамилий: бело-рожденных и " изабелловых". Первая была основана королем Георгом II (1730—1740) в прежнем королевском заводе Мемзен. Первоначальный род обязан своим происхождением серому жеребцу „Augustus" и выведенному в 1730 г. из Англии берберийскому жеребцу (Le barbe blanc). Затем было куплено несколько датских кобыл, но желанная белоснежная масть была достигнута после многолетних усилии. Хотя „Augustus V" считается родоначальником фамилии бело-рожденных, тем не менее следует заметить, что закреплению желанных расовых отличий способствовали также и бело-рожденные жеребцы, закупленные на датском заводе Фредериксборг.

Завод в Мемзене был уничтожен в 1838 году и переведен в Нейгауз. Когда и этот завод через 6 лет был упразднен, то все лошади были переведены в Гернгаузен, где завод в небольших размерах существует и теперь. В настоящее время имеется всего 10 маток; последние ежегодно покрываются жеребцами той же фамилии. Бело-рожденные лошади имеют нежную розовую кожу и черные глаза. Их рост колеблется от 160 до 164 см. Несколько длинная шея с красиво оформленной головой; к сожалению, спина часто провисшая, а подпруга и зад недостаточно развиты. Зато конечности дают редко повод к нелестным замечаниям; движения довольно нарядны.

Эти лошади, а также и „изабелловые" употреблялись для парадных выездов, причем в красной упряжи производили самое подкупающее впечатление.

" Изабелловая" фамилия ведет свое начало от жеребцов и кобыл испанской породы, но вероятно имеет в своих жилах и неаполитанскую кровь.

Весьма большой интерес с иппологической точки зрения представляет тот факт, что родственное разведете, практикующееся в Гернгаузене, повлияло так же мало на плодовитость, как и в Кладрубе.

Ганноверские крестьяне употребляют своих кобыл для полевых работ, при этом за ними смотрят и на них ездят либо сами крестьяне, либо их сыновья. Такие порядки имеют ту неоценимую выгоду, что кобылы не попадают в руки грубых работников и таким образом ценный маточный материал служит не только для коннозаводства, но и для работы. Но зато крестьянин редко имеет возможность заняться сам воспитанием жеребят. Обыкновенно он бывает вынужден их продавать еще сосунами. Эти условия повлекли за собою оживленную продажу сосунов, особенно в тех местностях, где хлебопашество является главною отраслью сельского хозяйства; напротив, в местностях с богатыми пастбищами, жеребята остаются у хозяев до 3-х лет.

Большинство проданных Ганноверских жеребят идет в Мекленбург, Саксонию, Тюринген и Скандинавию. Зато взрослые фрисландские лошади скупаются больше для Франции и Англии.

Восточная Фрисландия заняла совершенно особое место в области коннозаводства. В средние века там разводили тяжелую военную лошадь, которая постепенно приняла формы статной каретной лошади, так как коннозаводство этой провинции уже с древних времен подвергалось заботливому воспитанию, как это и видно из вышедшего в 1755 году постановления, по которому забракованные комиссией жеребцы не допускались в случку. Фрисландия прежде не пользовалась жеребцами из Целле, но имела своих собственных производителей. Все эти правила послужили к тому, что Восточная Фрисландия, во всем касающемся коннозаводства, занимает выдающееся положение.

Тем не менее в Фрисландии коннозаводство заставляет кое чего желать. Это касается, главным образом, питательности корма. Хорошее пастбище и сено, вот и все, что считает фрисландский коннозаводчик достаточным для беспрепятственного развития своего жеребенка. Работать начинают уже по второй осени; и уже трех лет лошадь употребляется для всех работ. И ковка до последнего времени была неудовлетворительна, но по-видимому премированием опытных кузнецов уже сделан шаг к улучшение.

Это описание ганноверского коннозаводского быта имело бы значительный пробел, если бы мы прошли молчанием завод в Целле, которому ганноверское коннозаводство главным образом обязано высокою степенью своего развития.

Завод Целле был основан в 1735 году в царствование короля Георга II. В начале завод имел только 12 голштинских жеребцов, но к концу прошлого столетия он уже насчитывал 90 жеребцов. Большинство жеребцов было, вероятно, мекленбургского происхождения, хотя в то время начали уже пользоваться английской чистокровной породой. За время последующих лет войны, завод был почти вовсе уничтожен, и только с 1816 года, под управлением фон-Шперкена он снова стал подыматься. Два года спустя в Целле уже было 110 жеребцов, а в 1836 году уже 130 производителей, из коих 56 чистокровных. При короле Эрнсте-Августе количество производителей достигло 220. Как сообщает фон-Унгер в своей интересной книге „Die Pferdezucht der Provinz Hannover", стремление управляющего заводом было направлено к тому, чтобы создать племя хороших и рационально воспитанных кобыл, в которых были бы закреплены желаемые особенности, так что рождающияся лошади имели бы гарантию в отношении экстерьера и происхождения; в таком направлении трудился фон-Шпер-кен до самой своей смерти в 1869 году и после него фон-Унгер.

Относительно того, улучшился ли завод в Целле, после того как Ганновер перешел к прусскому государству, ответить трудно. Несомненно, что после 1866 года завод значительно ухудшился, как в количественном, так и в качественном отношении, но такой упадок был только временный и, благодаря трудам последующих управляющих, уже в конце семидесятых годов завод достиг своего прежнего положения.

Полукровный английский жеребец Alnok, был родоначальником длинного ряда великолепных производителей. Он осуществил идеал ганноверского типа, обладая крепостью, абсолютным благородством с прекрасными, аллюрами и большой энергией.

С 1892 г. директором в Целле состоит маститый ландшталмейстер Грабензе. Ганноверское коневодство обязано ему очень многим. Его стараниями удалось развести во всех провинциях крупных кобыл с хорошими аллюрами, а в Целле собраны 360 жеребцов не имеющих себе равных. Все эти лошади замечательно сильны, но при этом сухи и отличаются прекрасными аллюрами. Холодная кровь проникла только в небольшой округ Гильдесгейм, где, впрочем, никогда не было хорошего кровного коневодства. В 1908 г. почти 19 тыс. кровных кобыл были покрыты жеребцами из Целле, а в 1909 г. даже более 20 тыс., поэтому число производителей будет увеличено до 375. Ганновер доставляет германской армии отличных лошадей для артиллерии. Пятая прусская ремонтная комиссия покупает ежегодно 1500 лош. в Ганновере. Оттуда же получается сильная верховая лошадь, а менее благородные экземпляры идут в упряжь, сохраняя xopoшие аллюры; эти же лошади, имея хороший темперамент, годятся для всякой трудной работы и весьма полезны для сельского хозяйства. Самыми благородными считаются лошади происходящая от жеребцов из рода чистокровного Adeptus'a. He менее благородны тяжелые верховые лошади (немецкий хёнтер) из потомства Kingdom'a.

Сын последнего, King, представляет лучший образец для хёнтера. Большим успехом в Ганновере пользовался Neckar благодаря своему сыну Nelusco. Целый ряд сыновей последнего служит в Ганноверском коннозаводстве. Это тяжелые, но благородные, даже изящные лошади, с энергичными движениями. Несколько грубее, зато громадной силы, потомки жеребцов, принадлежащих к обширным родам Norfolk'a и Julius'a.

Подробности о Ганноверском коневодстве находятся в предисловиях к ганноверскому студ-буку, 3-й том которого появился в 1903 г. Список Целленских жеребцов присоединен к студ-буку, но существует и в отдельном издании. В нем помещены имена, происхождение и период деятельности всех жеребцов Целленского завода.

Pay пишет в своей книге („Нужды немецкого коннозаводства"), следующее о ганноверской лошади нашего времени:

„Управляющий ганноверским местным заводом Целле предвидел запросы рынка и всеми силами старался усилить ход и увеличить массу жеребцов. Если эти качества и не всяким жеребцом будут передаваться потомству, потому что многие из них развились на особенно благоприятной почве и при самом обильном корме, а продукты их выросли хотя тоже на хорошей почве, но при менее обильном корме, тем не менее, в последние годы ганноверская лошадь увеличилась в массе, сохранила все благородство и хорошие аллюры. Холодная кровь как будто вовсе не проникла в эту провинцию, потому что местная полукровка достаточно сильна для всякой сельскохозяйственной работы. Ганновер показал нам, что можно воспитать сильную полукровку с большою кровностью. Ганновер доставляет тех сильных и очень благородных лошадей, которых так часто считают " англичанами", благодаря их гармоничной наружности и природной бодрости. В этой породе встречаются великолепные хёнтеры в большом числе. Кроме калибра, большого благородства, прекрасных очертаний, большой подвижности, несмотря на массивность тела, изящные ганноверские жеребцы восхищают знатоков пропорциональностью своих форм."

Все жеребята, рожденные в заводе, получают свидетельства, в которых указаны масть, отметины, день рождения и генеалогические данный. Для жеребят от чистокровных жеребцов имеются свидетельства синего цвета, жеребята от полукровных жеребцов и кобыл доказанного происхождения получают свидетельства красного цвета, для жеребят же от полукровных жеребцов и кобыл неизвестного происхождения выдаются свидетельства на белой бумаге.

Наконец, что касается годности ганноверской лошади для коннозаводства и других целей, то взгляды здесь очень расходятся. Неоспоримый авторитет, граф Лендорф высказался, что воспитанные в Ганновере лошади, несмотря на присутствие английской чистой крови, не могут быть так крепки и выносливы как восточно-прусские лошади.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал