Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изображения движений великими художниками
А между тем, это элементарное положение далеко не всем известно, и многие художники грешат в изображении лошади на шагу. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на известную картину Ораса Вернэ „Le trompette mort". Лошадь, изображенная великим артистом, наклонив голову к убитому трубачу, стоит на односторонних ногах, расположенных настолько близко одна от другой, что им невозможно удержать всю тяжесть лошади, корпус которой наклонен на левую сторону. Необходимо было бы дать лошади диагональное упирание, иначе так и кажется, что она упадет. На другом не менее известном полотне того же Horace Vernet, занимающем видное место в Версальском музее, „Стан Абделькадера", на правой стороне картины изображена белая лошадь, которую один араб, по-видимому военачальник, грубо тащит за поводья, в то время как другой накладывает ей на спину седло. По положению ног следует признать, что лошадь эта идет рысью, а между тем, художник. очевидно, желал изобразить ее на шагу, так как араб ее усиленно тянет, и лошадь, повинуясь его силе, вытянула голову; к тому же и желание другого араба ее оседлать не могло бы иметь места на рыси. Несомненно, художник желал изобразить удлиненный шаг и для этого ему следовало бы только поставить на землю переднюю левую и заднюю правую ноги. Хотя Орас Вернэ в обеих картинах своих совершенно неправильно изобразил лошадей на шагу, тем не менее надо ему отдать справедливость, что он был одним из первых, рискнувших избрать этот аллюр. Как это ни странно, но в самой отдаленной старине люди уже имели вполне определенное понятие о механизме движений лошади на шагу, как о том свидетельствует один из сохранившихся ассирийских барельефов, исполнение которого, разумеется, неудовлетворительно, но в смысле правильности движений не оставляет желать лучшего. И вот, в течение почти двадцати столетий, художники, казалось, совершенно забыли о древних изображениях и всячески избегали изображать лошадь на шагу; от трудности ли этой задачи, от того ли, что тихий шаг мало гармонирует с быстротой их фантазии, но во всяком случае, до Horace Vernet, Gericault и Сверчкова немногие отваживались изображать лошадь на шагу. Когда знаменитый Мэссонье, 47 лет назад, решился изобразить в своей великолепной картин” „1814 г." лошадь Наполеона на шагу, то вся пресса поспешила выразить свое удивление столь „смелому шагу", хотя в то время ни художники, ни критика, или еще меньше, публика, не привыкли видеть на полотне правильно изображенный шаг, вместо которого предлагались условные и дикие положения, одновременно показывающие и рысь, и вставание на дыбы. В картине этой Мэссонье все же допустил грубую ошибку, которую сам же в 1888 г. (24 года спустя) и исправил.
На прилагаемых рисунках (см. рис. 97 и 98) читатель увидит, что на первом эскизе равновесие лошади не могло быть соблюдено, тем более, что засыпающий всадник тоже наклоняется на правую сторону. Если бы в действительности лошадь так повернула голову направо, как это изображено на рисунке, упираясь при этом на левую переднюю ногу, то она рисковала бы упасть. В исправленном виде, вся тяжесть лошади и всадника перенесены художником с левой стороны на правую и остается только пожалеть, что голова лошади не достаточно обращена вправо, чтобы освободить переднюю правую ногу, выдерживающую всю тяжесть корпуса.
|