Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Из истории концертов. Как сложился и что представляет современный концерт.
Слово «концерт» - термин музыкальный. Словарь толкует его следующим образом: «музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже 2-3 солирующих инструментов. В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра. Для концерта характерен всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных возможностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения». Концерт есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление виртуозности, высокого мастерства исполнения, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий – таково определение современного концерта. Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано, прежде всего, с ростом культуры широких слоев населения. На эстраду сегодняшнего концерта спустились такие жанры как камерная и инструментальная музыка, которые когда-то принадлежали только высшим привилегированным слоям общества. Более того, рояль, скрипка, виолончель стали постоянными участниками смешанных концертов, и даже концертов развлекательных, где они соседствуют с эстрадными жанрами. Такого соединения нельзя было и помыслить вплоть до последней четверти 19 века: камерная музыка не выходила за стены светских салонов и дворянских клубов; для простого народа не устраивались гулянья. Народные гулянья начались еще в XVIII веке, в XIX веке они стали особенно популярными. На рождество- «гулянья под горами», на масленицу и пасху- «под качелями» «Под горами» и «под качелями» складывались различные виды истинно народных эстрадных выступлений. Историк русской эстрады Е.Кузнецов пишет: «В репертуар балаганов, выраставших под горами и под качелями, включались небольшие дивертисменты, в которых выступали гимнасты и фокусники, акробаты и плясуны, звукоподражатели и атлеты, наконец певцы, а подчас и рассказчики. Проходили эти выступления под предводительством паяцев или народных забавников(карусельных дедов). В их обязанности входило объявление номеров. Это далекие предки конферансье. Выступали на гуляньях и солдатские хоры, т.е., те же крестьяне, одетые в солдатские мундиры. Еще один источник есть у современного концерта- театр. С конца 18 века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов- любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий из опер или танцев из балетов. Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только у ведущих спектаклей. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления остались так или иначе скованными. В середине 20-х годов 19 века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом, в Александровском в г. Петербурге и Малом театре г. Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. В антрактах выступают самые знаменитые актеры того времени. Великий М. Щепкин первый стал читать перед занавесом произведения Пушкина и Шевченко, басни Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров. И еще очень важно, что выделялись и вносились на просцениум лучшие, наиболее удавшиеся монологи, куплеты и другие фрагменты ролей. И этот естественный отбор постепенно превращался в новую форму искусства- КОНЦЕРТ. Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор живут в концертных программа. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара прочно вошел в концертную жизнь. Без их выступлений не обходится современный концерт. Вряд ли многие знают сейчас, что слово вокзал, связанное со «встречами» и «отъездами», «лязгом колес» закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства и притом искусства эстрадного. В 18 веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из «Лондонского Воксала» - столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах 19в. большой популярностью пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада и Сад искусственных вод. В садах и вокзалах интереснейшими постановками были целые представления, построенные на фольклоре- танцах, песнях, обрядах некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестров, исполнявших танцевальную музыку. Пятнадцать лет на эстраде Павловского вокзала выступал композитор Иоганн Штраус. В эти годы им были созданы лучшие вальсы. Эстрада вокзалов и садов развивалась в явно демократическом направлении, чем вызвала недовольство Николая I. При Александре II ее положение еще больше ухудшилось. В 1862г. вышел указ, окончательно подчинивший концертное дело полицейскому надзору. Допускались только благотворительные концерты при императорском театре. Но и благотворительные концерты сыграли немалую роль в развитии отечественной эстрады, но ее истинно народный характер был несколько приглушен. В 20-30 –е годы ХХ века концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству. Концерт сегодня стал самостоятельным видом искусства, многоликим и многообразным. Он вобрал в себя жанры от серьезной камерной и симфонической музыки до жанров эстрадно-развлекательных.
II. Классификация концертов Концерт- самая популярная и общедоступная форма культурно-досуговой деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция его - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного. И, наконец, удачный концерт- это всегда хорошая возможность отдохнуть, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта, в какой-то степени, условная. По целевому назначению можно выделить концерты: текущие, отчетные, смотровые, праздничные, юбилейные. По месту проведения: стационарные, выездные, гастрольные. По составу участников выступлений: любительские, профессиональные, смешанные концерты. По числу участников: сольные(бенефисы), групповые(полубенефисы), коллективные(одного кружка или студии), сводные и т.д. По составу зрителей: концерты для детей, ветеранов, для женщин. По способу построения программ: концерты могут быть: Тематические. Ведущий в них не «рамка», а «стержень». Он прочерчивает через все номера основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте произведения подбираются с большим или меньшим приближением к теме. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов произведений или готовятся новые. Между номерами связка ведущего. Сборные концерты/ дивертисменты/. Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных видов и жанров искусства в исполнении представителей разных художественных коллективов. Театрализованные концерты. Они готовятся и стравятся по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный, обычный концерт лишь на основе составленной накануне его проведения программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды: первый раз – на столе драматурга, сценариста; второй - на сцене под руководством режиссера-постановщика. Театрализованный концерт строится по законам театрального действия. Начинается он чаще всего с пролога, выполняющего роль своеобразного эпиграфа ко всей программе, составленной из номеров различных жанров. Это должен быть большой и мощный номер многолюдного коллектива. Вслед за прологом идет экспозиция, роль которой- познакомить зрителя с общим замыслом, темой и идеей концерта. Экспозиция перерастает в завязку, которая является одновременно и первым номером – событием. Одно из последующих событий - кульминационное, здесь обнажается главная идея всей программы. Завершается концерт финалом. Но это скорее схематическое расположение композиционных элементов, в практике они не обязательно следуют один за другим именно в такой последовательности, но и выражены не столь четко и однозначно. Чаще автора сценариев объединяют несколько близких по характеру и значению номеров в отдельные эпизоды. Таких эпизодов в одном концерте может быть от 3-х до 5-6-ти, что зависит от назначения концерта, его масштабов, места постановок. К участию в концерте привлекают все виды и жанры искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. В частности, в театрализованном концерте активно используется кино. Отснятые ролики специально подобранного документального материала, подтверждают мысль, заключенную в номере, помогают уточнить место действия и создать необходимую атмосферу. Часто для театрализованных концертов применяется оформление специально выполненное художником. Должен быть точно найден художественный образ. Ни в одном другом жанре искусства не ставится так остро вопрос о стремительной и органичной подаче на сцену разнообразных сил. Заставляет художника вместе с режиссером заранее продумать четкий порядок красивой и легкой «эвакуации» со сцены тех или иных номеров с их декоративным оформлением и появление на сцене новых коллективов. Главное в режиссуре театрализованного концерта непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые увлекают за собой зрителя. Это достигается хорошей организацией всего концерта. Если же закулисная часть не мобилизована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают разрывы в «ткани» концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта. В театрализованном концерте все номера объединяются одним режиссерским решением в определенную художественную композицию, подчиненную одной теме. Он отличается от театрализованного представления тем, что в последнем могут быть включены и фрагменты концертных номеров, а в театрализованном концерте – все номера законченные произведения. Законченностью концертного номера театрализованный концерт отличается и от тематического вечера, литературно- музыкальной композиции. Итак, можно сделать вывод, что театрализованный концерт- это такое культурно-досуговое мероприятие, которое состоит из эпизодов, эпизод из номеров. Жанры самые различные: художественное чтение, танцы, хоровое и сольное пение, музыкальные номера. Может быть детский блок, или отдельно - народная сцена. Режиссерские ходы самые разнообразные, например, путешествие. Финал концерта - массовый, как правило, выходят все участники концерта. Они бывают в 1-м или 2-м отделениях с антрактом. В 1-м отделении он должен идти 1ч. 10 мин, или 1ч. 30 мин. Если в 2-х отделениях, то 1-е отделение -1ч. 10 мин, 2-е отделение -55 мин, 1 час. Конечно, могут быть отклонения, зависящие от исполнителей, темы, места проведения концерта..
III. Требования к концерту. Среди главных требований, которые предъявляются к концерту, как форме культурно-досуговой деятельности, можно выделить следующие:
1. Требование – идейная выдержанность, познавательная и воспитательная ценность концертных программ. 2. Требование- художественная полноценность исполняемых произведений. Организаторы концертов при оформлении концертных программ не должны проявлять нетребовательность и не опускаться до неразвитого зрителя, а постепенно перевоспитывать его несовершенные вкусы. Обычное оправдание «это нравится публике»- здесь неуместно. Лучший способ борьбы с халтурой - активно противопоставлять ей произведения настоящих мастеров: и классиков, и современников, и отечественных, и зарубежных. Сильным средством воспитания высоких эстетических вкусов всегда останутся произведения народного творчества, проверенные временем, отшлифованные многими поколениями, ставшие настоящими шедеврами. Отобрать для концертной программы идейно и художественно полноценные песни, танцы, стихи- только половина дела. На высоком уровне должно быть и исполнение концертных номеров. Большинство концертов в культурно- досуговом учреждении - самодеятельные и артисты его должны быть очень требовательными к себе. Публичный провал недоработанного номера способен навсегда отбить желание к занятиям искусством, к дальнейшим выступлениям с эстрады. Низкий уровень исполнения способен убить даже талантливое произведение. Если же отдельные зрители, делая «скидку на самодеятельность», одобрительно или нейтрально относятся к смелым выступлениям, это порождает у исполнителей самоуверенность, пагубную привычку халтурить. 3. Требование - жанровое разнообразие. Типичная черта концертов, организуемых в культурно- досуговых учреждениях клубного типа и важное условие их успеха у зрителей - наличие в программе различных видов и жанров искусства. Добиться этого можно, если будет расширяться репертуар существующих коллективов и будут создаваться новые коллективы художественной самодеятельности. Например, хоровой коллектив/ если это единственный вокальный коллектив культурно- досугового учреждения должен готовить солистов и ансамбли разного состава. Драматическому коллективу целесообразно не ограничиваться постановкой только одноактных пьес. Должна вестись параллельная работа над интермедиями, сценками и другими номерами разного жанра. 4.Требование - продуманное построение и грамотная режиссура. Независимо от вида, концерту всегда должно быть присуще внутреннее единство. В сюжетном концерте оно достигается за счет фабульной линии, в концертах бессюжетных большую роль играет продуманный конферанс. Реплики и интермедии в исполнении ведущего и конферансье обеспечивают главные переходы, органичную стычку номеров, лучше подготавливают зрителей к восприятию каждого выступления. Опытный ведущий способен создать слитное представление даже из разнообразных номеров.
|