Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационный блок. Праздник- явление историческое, одно из самых древних
Праздник - явление историческое, одно из самых древних. Праздник - это то, что не похоже на «всегда». Рядом со словом праздник в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Слово праздник можно расшифровать как день свободный от труда. Поэтому неслучайно с давних пор праздник считается не только «неработный день», но и прежде всего – день памятный, посвященный определенному событию. Обычно праздники знаменуют собой важнейшие события, «поворотные» моменты в жизни государства, города, трудового коллектива, семьи, конкретного человека и связаны с подведением итогов достигнутого. То есть праздник - это особое общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. В начале 20 века у французов на 302 рабочих дня в году приходилось 63 праздничных, у итальянцев на 298 рабочих дней- 67 праздничных, у англичан на 278 рабочих дней- 87 праздничных, а у русских на 167 рабочих дней в году выпало – 98 праздников. То есть больше всех. Дело тут не в желании отдыхать, а в богатейшей истории, в прочной памяти, в стремлении чтить славные события. Праздники появились также давно, как человечество. Однако сначала это были ритуальные действия, связанные с будничной деятельностью первобытных людей. Вряд ли первобытные люди праздновали дни рождения, но уже удачную охоту на мамонта отмечали наверняка, по-своему весело. Со временем магические танцы, музыка, пение перестали зависеть от конкретных трудовых задач. В одной из пещер Франции сохранилось изображение ряженого в шкуре и в маске с рогами. Праздники формировали взаимоотношения между людьми, сближали разные поколения, вырабатывали правила и нормы поведения. Не выдержавшие «испытания праздником», нарушившие законы и правила наказывались и даже изгонялись из коллектива. Все современные праздники уходят своими корнями в историю. Человеческая память коротка. Но есть другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. В образах праздника передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. И, отмечая календарный праздник, люди часто не знают причин побуждающих их вести себя именно так, а не иначе; почему на Троицу, например, наряжают березу, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему вешают на елку золотые шары и маленькие игрушки, почему зажигают на ней огни и зачем покупают бумажные маски. С давних пор люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, будь то движение солнца или вызревание колоса. А одним из способов этого участия и были календарные народные праздники. Человеческий разум очень давно постиг тайну круговорота бытия и его связи с космическими силами. Эта тайна пряталась в образах праздника. Со временем ритуальные действия утрачивают магический смысл. И хотя календарный праздник заставляет людей сохранять изначальный порядок событий, драматургию, костюмы и предметы, ритуалы, теперь все проигрывается иначе. Там, где в ритуале приносилась жертва, ее заменяют куклой, а человек лишь изображает, что он убивает. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остается и праздничная радость и особое волнение, и чувство необычности этого дня. Сохраняются и атрибуты этого праздника: цветы, куклы, маски, различные украшения. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Один из наших великих фольклористов - собирателей, профессор И.М. Снигирев писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми - это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытая история, которую можно при желании и увидеть, глубокие мудрые наблюдения над природой. Исследователи утверждают, что хоровое исполнение праздничных песен благотворно влияет на здоровье, а праздничный всеобщий смех назван очищающим смехом, благотворно влияющим на его участников. Интерес к праздникам сегодня растет. В прошлом веке возникла наука о праздниках – эортология, которая занимается истоками происхождения праздников и изучает главное свойство – неразрывную связь с культурой того или иного народа.
2. Массовый праздник - это явление, которое развернуто пространственно и во времени (стадион, улица, парк и минимум световой день). Праздник - это комплексное мероприятие, где действующее лицо- массы. Массовый праздник не может быть намечен и проведен тогда, когда этого хочет лишь организатор, то или иное учреждение. Он проводится только тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда на лицо праздничная ситуация (т.е. полностью исключается элемент случайности при постановке), когда возникает праздничный настрой у большой массы людей.
Таким образом, для проведения массового праздника необходимы: Праздничная ситуация Праздничное настроение масс. Хороший организатор.
От других культурно- досуговых форм праздник отличается тем, что он проходит на большой территории, имеет несколько площадок, где проходят различные действия одновременно, например, праздник «Проводы русской зимы» - это и ярмарка, и театрализованное представление, и концерт и конкурсно- игровая программа. То есть, массовый праздник - это целый комплекс различных мероприятий(действий).
Типичными для праздников являются следующие основные компоненты: · Торжество - оно находит свое выражение в митингах, шествиях, демонстрациях, манифестациях, оформленных сценарно - режиссерски, художественно, музыкально.
· Частью праздника является зрелище. Ошибочно отожествлять эти два понятия. Это не одно и тоже. Эта ошибка имеет под собой реальную историческую почву, т.к. на протяжении веков, начиная со времен Римской империи господствующие классы пытались подменить праздники широких масс зрелищами и тем самым лишить их социального характера. Зрелище необходимо зрителю. Оно дает людям сильные эстетические переживания, способствует возникновению коллективных эмоций (радости, веселья) и придает празднику эмоциональную окраску. В виде зрелища могут быть: театрализованное представление, обряд, концерт, свето-звуко-спектакль и т.д. · Третьей составной частью праздника является с пециально организованное праздничное веселье в виде карнавала, бала, народного гулянья. Эти три составные части присутствуют в любом массовом празднике. Преобладание той или иной части влияет на форму праздника. Если преобладающее место в празднике занимает активность самой массы, т.е. торжество, то праздник формируется как театрализованный митинг или шествие, праздничная манифестация или торжественная церемония. Если основной упор сделан на театрализованное действо, то он тяготеет к разряду массовых представлений и зрелищ. Когда же основа праздника - организованное народное веселье, он формируется как гулянье, карнавал, бал (чаще всего они проходят в парках культуры).
3. Все отмечаемые праздники в нашей стране можно классифицировать следующим образом(естественно это условная классификация).
1. Государственные, всенародные праздники. День победы, День защитника Отечества, Международный день женщин – 8 Марта, День независимости России, День принятия Конституции, Праздник весны и труда, Новый год.
2. Профессиональные праздники: День учителя, День шахтера, металлурга, медика, строителя, работника торговли и т.д.
3. Календарно- обрядовые праздники (народные), которые имеют развитую ритуальную структуру: масленица, святки, семик, праздник Ивана Купалы.
4. Церковные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, Крещение, Благовещение и т.д.
5. Молодежные праздники: День Молодежи, Татьянин день (День студентов), День любви (Валентинов день), День знаний.
6. Детские праздники: Праздник детства- 1 июня, Неделя книги, Неделя музыки, Неделя игры и игрушки, Прощание с букварем. 7. Праздники историко-культурные и искусств: юбилеи поэтов, писателей, композиторов, художников, праздники городов, поселков, деревень, улиц. Праздники песни, танца.
8. Семейно-бытовые праздники, отражающие успехи семьи: дни рождения, юбилеи, окончания учебного заведения.
9. Международные праздники: День земли, Всемирный день окружающей среды, Всемирный день музеев.
10. Национальные праздники: Татарский праздник- Сабантуй, башкирский праздник Гусиного пера, еврейский праздник- Торы и Ханука.
4. Технология подготовки праздника.
Для организации массового праздника создается организационный комитет, в составе которого работают следующие группы:
А) сценарная группа - разрабатывает единый сценарий праздника, его составные части, устанавливает последовательность эпизодов.
Б) режиссерско- постановочная группа: объединяет режиссера постановщика, руководителей коллективов, художника, ответственного за музыкальное оформление. Это творческий коллектив. Режиссер является не только творцом, но и организатором всей работы. На нем лежит ответственность за весь ход мероприятия. Сложность работы художника заключается в том, что ему приходится решать задачу оформления как в малых, так и в больших масштабах, начиная с эскизов костюмов участников праздника и заканчивая праздничным убранством площадок, а иногда и целого города. Судьба праздника во многом зависит от хорошо подобранной и записанной музыки. Этим занимается ответственный за данный участок работы. Руководители творческих коллективов заботятся о своевременной подготовке концертных номеров своими коллективами, которые включены в программу праздника.
В) группа технического обеспечения осуществляет звуковое и световое оформление, радиофикацию праздника.
Г) группа материально-хозяйственного обеспечения организует мероприятия по благоустройству территории, отвечает за сооружение площадок, аттракционов, за работу транспортных средств на празднике.
Д) группа по обеспечению торговли и питания (может входить в предыдущую группу).
Е) группа информации - занимается информированием участников о порядке, местах веселья, зрелища. С этой целью дается реклама по радио, телевидению, в печати, изготавливаются афиши, плакаты.
Ж) группа охраны порядка и медицинского обслуживания - обеспечивает общественный порядок и по мере необходимости медицинское обслуживание в период проведения праздника.
Приступая к работе над сценарием праздника членам сценарной группы необходимо: 1. Изучить материалы отчетности учреждений культуры и досуга, книгу отзывов и предложений и другие материалы, отражающие повседневную работу данного учреждения досуга. 2. Познакомиться с опытом работы других учреждений культуры и досуга по проведению праздничных форм (сценарии мероприятий, пригласительные билеты, афиши). 3. Изучить методические материалы, изданные методическими службами, а также газетные публикации по данной проблеме. Эта предварительная работа позволяет определить во- первых, форму праздника, во вторых методику его подготовки и проведения с учетом состава аудитории. 4. Следующий этап - составление подробного сводного плана всех мероприятий (составных частей) праздника с указанием времени и места проведения каждого из них, назначения ответственных по каждому мероприятию. Сценарный план определяет общий замысел праздника, его тематику, продолжительность как всего праздника в целом, так и отдельных его частей, число участников и даже зрителей. Затем приступает к разработке самого сценария. На основе подготовленного сценария разрабатывается постановочный план с конкретными заданиями художнику, декоратору, костюмеру, осветителю, звукорежиссеру, всем, кто обеспечивает материально- техническую сторону праздника. Строго, в соответствии с постановочным планом осуществляется репетиционный процесс и вся подготовительная работа к празднику. Организационный комитет в этот период проводит оперативные совещания, на которых обсуждается ход подготовки праздника. Следующий важный этап – проведение праздника. После чего проводится анализ проведенного мероприятия.
Тема. Аукционы, клубные гостиные, ярмарки, презентации - современные формы культурно – досуговой деятельности. После изучения темы студенты должны знать: · специфику таких форм культурно – досуговой деятельности как аукционы, ярмарки, презентации, клубные гостиные; · классификацию форм культурно – досуговой деятельности как аукционы, ярмарки, презентации, клубные гостиные; · особенности их организации. После изучения темы студенты должны уметь: анализировать сценарии, программы презентаций, ярмарок, аукционов, клубных гостиных; разрабатывать программы данных форм культурно - досуговой деятельности.
Литература. Новаторов В.Е. Культурно - досуговая деятельность. Словарь - справочник. - Омск. 1992. Жарков А.Д. Технология культурно - досуговой деятельности - М.; - 1997. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: Учебное пособие. - М.; - 1998.
|