![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и функции регулирования экономики государством
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Несмотря на все позитивные моменты, рынок не является абсолютно идеальным механизмом функционирования национальной экономики. Ему присущи недостатки: ê противоречивый характер конкуренции; ê отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения; ê отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности; ê неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов; ê отсутствие гарантий на труд; ê неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке; ê неспособность обеспечить стабильное экономическое развитие (циклические подъёмы и спады, инфляция, безработица и т. д.). Недостатки рыночного механизма предопределяют необходимость государственного вмешательства в экономику. В XX веке главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. М. Кейнс. Согласно его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, так как у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Государственное регулирование экономики представляет систему мер законодательного, исполнительного, и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Конкретные же направления государственного регулирования определяются особенностями социально-экономического развития каждой страны. Основной целью государственного регулирования экономики является обеспечение экономической и социальной стабильности в условиях экономического роста, укрепление существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям. Реализация данной цели достигается посредством ряда других целей более низкого уровня: ê экономический рост; ê полная занятость; ê стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; ê внешнеэкономическое равновесие. К функциям, выполняемым государством всего: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; ê антимонопольное регулирование; ê проведение политики макроэкономической стабилизации; ê воздействие на размещение ресурсов; ê деятельность в сфере распределения доходов; ê определение приоритетов макроэкономического развития. Особая форма государственного регулирования – разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и пр.). Выделяют правовые, административные, экономические методы государственного управления. Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наёмными работниками и т. д. Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения (внешнеэкономическая деятельность, государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров). Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах и применяются в основном в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения. В целях экономического регулирования используются: ê бюджетно-налоговая политика; ê денежно-кредитная политика; ê ценовое регулирование; ê амортизационная политика; ê прямые методы регулирования – государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование. Основные инструменты государственного регулирования: ê фискальная политика. К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию; ê кредитно-денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объём национального производства, инфляцию и темпы экономического роста; ê социальная политика. Она охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура и т. д.; ê государственная собственность. Она позволяет оказывать прямое влияние на экономику; ê внешнеэкономическое регулирование. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т. д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы – может оказывать влияние на экспорт и импорт и т. д. Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны, и ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.
|