![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование социального развития
Главным ориентиром социально ориентированной рыночной экономики Беларуси выступает решение социальных задач, связанных с повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения. Интегральной характеристикой благосостояния граждан является уровень и качество жизни. Уровень жизни определяется комплексом жизненных стандартов преимущественно материального характера. Качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспекте. Учитываются также морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха и т. д. В самом широком смысле в понятие «качество жизни населения» входят четыре блока характеристик: ê качество населения: демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации; ê уровень жизни населения охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильём и другой собственностью; социального обеспечения; ê социальная безопасность: характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства; ê качество окружающей среды охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов. Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси (за исключением качественных характеристик). Регулирование денежных доходов и заработной платы населения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда. Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников. Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 года № 490 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400 тыс. рублей, часовая – 2360 рублей. Денежные доходы населения в 2009 году составили 87401 млрд. рублей. При этом номинальная среднемесячная начисленная заработная плата составила 981, 6 тыс. рублей, а средний размер назначенной пенсии – 429, 5 тыс. рублей. Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения и заработной платы последних лет, уровень жизни остаётся невысоким. Для характеристики степени расслоения в обществе используют следующие показатели: 1) квинтильный коэффициент – это отношение доходов 20% самых богатых семей к доходам 20% самых бедных. В 2009 году 20% самых обеспеченных белорусов имели в своём распоряжении ресурсов в 3, 8 раза больше, чем 20% самых бедных (в 2008 году – в 4 раза); 2) децильный коэффициент – это отношение доходов 10% самых богатых семей к доходам 10% самых бедных. Ресурсы 10% самых богатых белорусов в 5, 6 раз больше, чем 10% самых бедных (в 2008 году – в 5, 9 раза). 3) коэффициент Джини – показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (доходу). Имеет значение от 0 до 1. Если значение коэффициента Джини приближается к «1», то имеет место высокая степень расслоения в обществе, к «0» – низкая степень расслоения в обществе. В 2008 году коэффициент Джини составил 0, 284 (в 2004 году – 0, 254). В 90-х годах ХХ столетия к малоимущим слоям относили лиц с уровнем располагаемых доходов ниже 60% минимального потребительского бюджета. Этот норматив не был закреплён законодательно и носил рекомендательный характер. В связи с этим был принят Закон РБ «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». В соответствии с этим законом, вступившим в силу с 1 января 1999 года, бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными; все граждане (семьи), отнесённые к этой категории, имеют право на государственную социальную помощь. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. БПМ пересматривается с учётом роста потребительских цен и ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала. С 1 ноября 2010 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения установлен в размере 283050 рублей. Наряду с этими нормативами утверждается и действует минимальный потребительский бюджет (МПБ), представляющий стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определённого пола и возраста. В настоящее время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырёх человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. На период с 1 ноября 2010 года по 31 января 2011 года минимальный потребительский бюджет семьи из четырёх человек составляет 459620 рублей. Отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Кроме того, в БПМ включён несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, пирожные, варенье, мёд, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом. Контрольные вопросы и задания 1. Чем вызвана необходимость государственного вмешательства в экономику? 2. Опишите структуру государственного управления в Беларуси. 3. Перечислите основные источники доходов консолидированного бюджета. Какой из них является основным? 4. Опишите банковскую систему Беларуси. 5. Кто обладает исключительным правом эмиссии денежных средств в Беларуси? 6. Чем различаются понятия «качество жизни» и «уровень жизни»? 7. Как определяется «черта бедности» в Беларуси? 8. На основе каких показателей характеризуется степень расслоения в обществе? 9. В чём состоит различие между бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом? Темы рефератов 1. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. 2. Уровень и качество жизни населения РБ.
|