Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сословный строй Московского царства. Крепостное право и церковный раскол. Новые черты в экономике в XVII веке.
Особенности сословного и социально-экономического строя Московского государства: 1. Формирование сословий не столько под влиянием социально-экономических причин (как на Западе), сколько под воздействием потребностей быстро растущего государства, с распределением обязанностей между ними. При этом верхние сословия – боярство и дворянство были обязаны нести государственную и военную службу, низшие – обеспечивать их и само государство экономически. 2. Возможность оттока недовольных на отдаленные окраины страны, обусловленная ее громадными размерами и служившая определенной отдушиной, сдерживавшей накал социальных противоречий. 3. Огромный фонд государственных земель (из конфискованных земель бывших удельных князей), почти равный частному и служивший опорой экономической мощи государства, а как следствие – укреплявший его авторитарную власть. Основными сословиями Московского царства были: Бояре – крупные феодалы, владевшие землей по наследству (вотчины) и входившие в состав постоянного совещательного органа при царе – Боярской думы. Дворяне – небогатые феодалы, получавшие землю в условное владение за службу царю. Духовенство, подразделенное по православному обычаю на белое – с правом жениться, но без возможности карьеры, и черное (монашествующее) – без права жениться, но с перспективой карьеры вплоть до высших санов. Купечество – торговоесословие, прообраз будущей буржуазии. Посадские – основное население городов, занимавшееся по преимуществу ремеслами. Стрельцы – войсковое сословие, не являвшееся, однако, регулярным; в мирное время стрельцы занимались ремеслами и торговлей в своих слободах. Казаки – в то время войсковое сословие вольных общинников на окраинах государства, включая беглых крестьян (особенно многочисленное на Дону). Казаки охраняли границы государства и первоначально жили на началах военной демократии во главе с выборными атаманами. Параллельно они занимались разбоями и нередко служили ядром бунтов и мятежей: Лжедмитрия, «Тушинского вора», Стеньки Разина, Пугачева и др. Впоследствии казачество было превращено царями в полностью подчиненное, регулярное военно-земледельческое сословие с рядом привилегий, ставшее надежное опорой престола. По особенностям своей истории и уклада казачество представляет исторический феномен России (до ликвидации украинской автономии в XVIII в. казачество существовало также на Украине, в которой играло еще большую роль). Крестьяне – наиболее многочисленное земледельческое сословие, по своей принадлежности подразделявшееся на помещичьих, государственных (в то время назывались «черносошными»), дворцовых (принадлежавших царской семье, позднее назывались удельными) и монастырских (церковных) крестьян. В ту эпоху крестьянство жило в обстановке формирования и усиления крепостного права. Этапами складывания и усиления крепостного права были: 1581 – начало закрепощения, ознаменованное отменой права перехода от одного помещика к другому в Юрьев день; первоначально это предусматривалось как временная мера, обусловленная разорением помещиков и общим упадком хозяйства в результате опричнины и Ливонской войны, но «аппетит приходит во время еды». В дальнейшем – последовательное возрастание сроков закрепощения и розыска беглых крестьян. 1649 (по Соборному уложению царя Алексея Михайловича) – окончательное закрепощение с правом бессрочного возврата беглых и даже их потомков, рожденных на воле. 1718 (при Петре Великом) – введение личной крепостной зависимости от помещиков с правом продажи крестьян без земли (после установления подушной подати), тогда как раньше они были прикреплены к земле. 2-я половина XVIII в. (при Екатерине Великой) – закрепление юридической власти помещиков над крестьянами с запрещением им жаловаться на помещиков. В отличие от стран Западной Европы, где крепостное право отмерло еще в средние века (хотя личная зависимость крестьян сохранилась), в России и др. странах Центральной и Восточной Европы (Германии, Польше) оно складывалось позднее и приобрело более тяжелый характер, близкий к рабству. Стимулами усиления крепостного права в России служили: 1) быстрый рост дворянского сословия; 2) относительно малая плодородность земли, подталкивавшая дворян «выжимать все соки» из крепостных. Не случайно эксплуатация крестьянского труда мелкопоместными дворянами была значительно выше, чем крупными землевладельцами-боярами, – подобно тому, как сегодня эксплуатация труда рабочих мелкими предпринимателями выше, чем крупными финансово-промышленными магнатами. Среди социальных последствий закрепощения крестьян былиСмута, другие народные бунты XVII – XVIII вв. (Стеньки Разина, Пугачева и др.) и церковный раскол, о котором см. ниже..
Новыми чертами в экономике и социальных отношениях в XVII веке (при первых Романовых) были: 1) развитие хозяйственной специализации регионов и связей между ними; 2) появление мануфактур – первых промышленных предприятий с разделением труда, хотя еще основанных на ручном труде; 3) с другой стороны, усиление эксплуатации крестьян и крепостного права (окончательно – с Соборного уложения 1649 г.), а также общий рост эксплуатации низших сословий, отсюда – серия народных восстаний (Соляной и Медный бунты в Москве 1648 и 1662 гг., восстания в Новгороде и Пскове 1648–1650 гг,, крупнейший казацко-крестьянский бунт Стеньки Разина на Волге и Дону 1670–1671 гг.).
Подобно странам Западной Европы того времени, социальный протест вылился (в полном согласии с мировоззрением средневековых людей) в религиозную форму. Но если в Европе он приобрел окраску протестантской Реформации, т.е. борьбы против традиционной римско-католической церкви, то особенностью данного процесса на Руси явилась, наоборот, защита традиционных религиозных обрядов, или старообрядчество, поскольку власть сама поддержала церковную реформу. Народу же в той обстановке важен был повод для протеста. Церковную реформу инициировал в 1654 году патриарх Никон. Официальной ее целью было устранение накопившихся на протяжении столетий отклонений в обрядах русской церкви и приведение их в соответствие с каноническими греческими правилами (крестное знамение тремя пальцами вместо двух и др.). Скрытой целью Никона была, по всей видимости, подготовка почвы для возрождения всемирной организации православной церкви (наподобие римско-католической), но теперь уже под эгидой не Византии, а Руси. Царь поддержал реформу Никона, а все недовольные слои населения отвергли ее. Так произошел раскол Русской православной церкви. Идеологом раскола и главным оппонентом Никона выступал протопоп Аввакум, позднее сожженный на костре по приговору церкви как еретик. Протест старообрядцев принимал самые различные формы – от активных, вплоть до восстаний против власти, до пассивных, вроде бегства в леса, где они основывали свои поселения (скиты) вдали от мира. Фанатизм раскольников доходил до массовых самосожжений. Парадокс в том, что сам инициатор реформы, патриарх Никон стал жертвой собственных далеко идущих политических замыслов. Он совершил единственную в истории России попытку утвердить главенство духовной власти (т.е. церкви) над светской (т.е. царем) и потерпел поражение. В 1666 г. он был лишен сана патриарха и сослан в отдаленный монастырь. Результатами церковного раскола были: 1) присоединение к старообрядцам недовольной властью и усилением крепостного права части народа; 2) ослабление церкви и усиление ее зависимости от государства.
|