Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преобразования Петра Великого (1-я четверть XVIII в.), их противоречия и значение.
Модернизация традиционного общества сводится к его эволюции в направлении к обществу индустриальному (понятие, которое мы детально рассмотрим позднее). 1-м этапом такой модернизации в России стали реформы Петра I Великого (1689–1725), под знаком которых прошла вся первая четверть XVIII века. Они затронули практически все стороны жизни общества, но наибольшее их значение – в исчезновении 3-го признака прежнего общества в его верхнем слое, а именно – в падении главенства религии, церкви и этнических традиций в культуре и сознании людей. Годы правления Петра Великого, младшего сынацаря Алексея Михайловича (после свержения его старшей сводной сестры, правительницы царевны Софьи), указаны в скобках, но реальное начало реформ можно отнести к 1698 г. (после его поездки по Европе в составе т.н. «Великого посольства» и подавления стрелецкого бунта). На размах и проведение реформ оказала огромный отпечаток личность Петра Великого, но объективно они были подготовлены всем ходом истории. Основными предпосылки реформ были: 1) тупик изолированного пути развития, выраженного в девизе «Москва – Третий Рим», имевшего следствием усиление отставания от Европы, необходимость заимствования передового опыта; 2) необходимость выхода к морям для нормального развития экономики. Хотя изначально реформы велись без определенного плана, а определяющую роль в их проведении играли потребности войны, в итоге они сложились в систему, содержание которой можно свести к следующему: а) Экономика: – усиленное строительство мануфактурных предприятий на крепостном труде (из-за нехватки свободных рабочих рук) и первых в России каналов; – как следствие – ускоренное развитие промышленности (самый яркий пример – уральские заводчики Демидовы, родоначальник которых, простой тульский кузнец, создал настоящую империю в черной металлургии) и ее новых отраслей (судостроение и др.) с усилением роли государства в экономике. б) Социальные отношения: – консолидация сословий и упрощение их иерархии (слияние боярства с дворянством путем закрепления за дворянами наследственной собственности на землю в 1714 г. и упразднения Боярской думы с ее привилегиями в 1711 г., упразднение сословия холопов и т.п.); – усиление зависимости всех сословий от государства (обязательная государственная служба для дворян, повышение налогов на др. сословия) и, с другой стороны, крестьянства – от дворян (замена подворной подати подушной в 1718 г., и как следствие – личная крепостная зависимость вместо поземельной, вплоть до торговли людьми), отсюда – народные восстания (стрелецкий бунт, Астраханское восстание, восстание Булавина на Дону). в) Государственное управление: – модернизация всех звеньев и уровней государственного аппарата на профессиональной основе – центрального (вместо узкосословной наследственной Боярской думы с 1711 г. – Сенат, комплектовавшийся по назначению из любых дворян, независимо от знатности), отраслевого (вместо громоздкой запутанной системы приказов с 1718 г. – упорядоченная система коллегий) и местного (наряду с многочисленными уездами с 1708 г. – объединявшие их губернии во главе с губернаторами); – учреждение прокуратуры как органа надзора за исполнением законов (с 1722 г.); – закрепление чиновно-бюрократической иерархии единой системой гражданских, военных, морских и придворных чинов – Табелью о рангах 1722 г. (просуществовавшей до революции 1917 г.) с доступом к получению дворянства по выслуге чинов; – окончательное утверждение самодержавия (без Земских соборов, последний из которых созывался в 1686 г.), причем с тоталитарным оттенком, проявлявшимся во всеобщей зависимости от государства (как низших сословий, так и высших); – разграничение понятий государя и государства как Отечества, наиболее наглядным примером которому послужило дело царевича Алексея 1718 г. (сына и наследника Петра, казненного за измену), после которого порядок престолонаследия по старшинству был заменен назначением наследника по личному выбору царя. г) Церковь: – подчинение церкви государству с упразднением патриаршества (1700 г.) и заменой его Синодом во главе с назначаемым царем гражданским чиновником – обер-прокурором (с 1721 г.), и как результат – окончательная утрата церковью духовной независимости (по секретному указу царя священники даже обязывались нарушать тайну исповеди в интересах государства) и падение ее авторитета и влияния (пренебрежение Петра к церкви выражалось и в снятии и переплавке сотен церковных колоколов на пушки в годы войны, и в кощунственном, по понятиям того времени, пародировании церковных обрядов в застольных шутовских заседаниях «всепьянейшего собора», и в ограничении числа монастырей и монахов). д) Культура и просвещение: – поворот от тупикового лозунга «Москва – Третий Рим» к курсу «учиться у Европы» с прагматическим содержанием (в противоположность современным западникам, Петр учился у Запада не ради подражания и слепого подчинения ему, а для победы над ним его же оружием); символом столь радикальной смены курса стал перенос столицы России из патриархальной Москвы в новую блестящую европейскую столицу на побережье Балтики, построенную на народных костях – Санкт-Петербург (основан в 1703 г., столица с 1712 г.); – светский характер образования и мировоззрения, упразднение культурной монополии церкви (отчего еще более упала ее роль); – интенсивное развитие просвещения (учреждение Академии наук с 1725 г., первых в России СМИ с 1703 г. /газет/, первые библиотеки, театры и музеи, сеть средних и средних специальных школ); – обязательное образование для дворян (запрет жениться без экзамена); – внедрение европейских обычаев и моды, обучения иностранным языкам; – бытовое раскрепощение женщин по европейскому образцу. е) Военное дело: – создание регулярной, первоклассно вооруженной и обученной профессиональной армии на базе рекрутской воинской повинности (с 1705 г.); – создание флота (впервые в истории России) и превращение его в один из сильнейших в мире.
Центральным событием внешней политики Петра Великого стала Северная война со Швецией (1700–1721), а ее кульминацией – Полтавская битва (1709), в которой первоклассная шведская армия короля Карла XII была наголову разгромлена под личным командованием Петра Великого. Именно с этой даты ведется отсчет истории России как великой державы, с которой стал реально считаться Запад. Война окончилась в 1721 г. присоединением к России устья Невы и северной Прибалтики (современные Латвия и Эстония). Превращение России в великую и морскую державу символизировало принятие Петром Великим наследственного императорского титула, страна стала официально именоваться Российской империей (помимо этого, Сенат присвоил ему персональный титул «отец Отечества»). Общие итоги реформ и деятельности Петра Великого: 1) модернизация практически всех сфер жизни страны и как результат – ускорение ее развития; 2) духовное, научно-техническое и культурное сближение с Западом («прорубил в окно в Европу», по образному выражению А.С. Пушкина); 3) превращение России в великую державу; 4) превращение России в морскую державу; 5) мощный стимул для дальнейшего территориального роста и внешнеполитического усиления; 6) переход от церковного средневековья к новому времени в области культуры и общественного сознания (правда, пока лишь в верхнем слое общества); с другой стороны (после предшествующих несомненных позитивов): 7) дальнейшее усиление роли государства и авторитарного деспотизма власти; 8) усиление крепостного права, и в частности, тупиковый путь развития промышленности на крепостной основе под опекой государства (как следствие зависимости реформ от военных потребностей); 9) общее усиление эксплуатации всех сословий; 10) чрезмерный упадок религии, ее нравственного влияния на народ; 11) полный отрыв дворянства (основного объекта просветительных реформ Петра) от народа, имевший далеко идущим последствием взаимное непонимание между народом и интеллигенцией, выросшей на базе дворянской культуры в XIX веке, что в дальнейшем сыграло трагическую роль в революции 1917 года. Противоречия эпохальных реформ отражали противоречия и масштабы самой личности Петра Великого, поражавшей иностранцев. В нем сочетались широта и глубина ума, разносторонние таланты (владел множеством профессий), исключительная энергия и несокрушимая воля – и бешеная жестокость, особенно проявившаяся при усмирении стрелецкого бунта (когда было казнено более тысячи человек, причем царь лично принимал участие в пытках и казнях) и в казни родного сына (царевича Алексея); простота в быту (не гнушался никакой черной работой, знал несколько рабочих профессий), храбрость, чувство долга перед Отечеством – и крайний деспотизм, пренебрежение к человеческой жизни и человеческой личности; тяга к просвещению – и варварское глумление над национальными обычаями, пьянство. Эти противоречия обусловили развернувшиеся еще в XIX веке между славянофилами и западниками и не утихающие до сих пор ожесточенные споры об исторической роли петровских реформ и их полярные оценки – от безоговорочной апологетики (сторонники западного пути развития России) до яростного отрицания (крайние приверженцы самобытного пути развития). Несомненно одно: колоссальное значение этих реформ, задавших мощную инерцию развития по крайней мере на все XVIII столетие.
|