![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производство работ обратной лопатой и грейфером
Рабочее оборудование в виде обратной лопаты служит для разработки грунтов траншей и котлованов на уровне ниже стоянки экскаватора. Жесткая связь ковша с рукоятью позволяет разрабатывать и тяжелые грунты. Разработка производится двумя видами проходок — боковой и торцовой. Грунт можно отсыпать вдоль траншеи или котлована в отвал или выгружать в средства транспорта, устанавливаемые при разработке траншей на одном уровне с экскаватором, а при разработке котлованов — на одном уровне или на дне котлована (при челночном способе). Схемы разработок показаны на рис. 24.
Рытье котлованов осуществляется путем последовательной разработки проходок. Сначала разрабатывается первая проходка — продольная (траншея), затем в поперечном направлении — вторая проходка и далее в том же порядке. Число проходок зависит от ширины котлована. Схемы движения землевозного транспорта даны на рис. 25 Производительность грейферов в два раза меньше производительности драглайна при одинаковой емкости ковша. Поэтому применение грейфера ограничивается разработкой глубоких котлованов, колодцев, грунтов под водой и для обратной засыпки грунта при устройстве фундаментов.
5 Многоковшовые экскаваторы Многоковшовые экскаваторы являются машинами непрерывного действия, производящими разработку грунта в отвал или с погрузкой на средства транспорта. В строительстве многоковшовые экскаваторы применяются преимущественно для копания траншей, кюветов, водоотводных канав и каналов. Они обеспечивают большую производительность и меньший удельный расход энергии, чем одноковшовые экскаваторы. При разработке выемки многоковшовый экскаватор может находиться на верхней отметке и разрабатывать выемку на большую глубину с одновременной планировкой откосов, а также успешно работать в условиях мокрых выемок. Усилие на режущих кромках ковшей у большинства многоковшовых экскаваторов значительно меньше, чем у одноковшовых. Поэтому возможность применения многоковшовых цепных экскаваторов ограничивается не особо плотными грунтами без крупных валунов. По конструкции рабочего органа многоковшовые, экскаваторы разделяются на цепные с ковшами, укрепленными на бесконечной, непрерывно движущейся цепи, и роторные с ковшами, прикрепленными по окружности вращающегося колеса. По способу экскавации машины различаются на: · экскаваторы поперечного копания с движением ковшей в направлении, перпендикулярном направлению передвижения самой машины (рис. 26), · экскаваторы продольного копания, в том числе канавокопатели, при совпадении направления движения ковшей и передвижения самой машины. По конструкции ходового оборудования бывают: 1. на рельсовом, 2. гусеничном 3. автомобильном ходу.
Землеройные машины цикличного действия затрачивают на копание грунта 16—30% всего рабочего времени, машины непрерывного действия совмещают процесс разработки с перемещением грунта, затрачивая на копание 90— 93% рабочего времени.
Рис. 26 Схема устройства цепного многоковшового экскаватора поперечного копания: а—работа при нижнем черпании; 6—работа при верхнем черпании Наибольшее распространение в строительстве получили цепные канавокопатели продольного копания, подразделяющиеся на две группы с наклонным и вертикальным расположением рамы. Канавокопатели отрывают траншеи с вертикальными стенками. Во избежание необходимости последующего крепления боковых стенок траншеи канавокопатели могут быть оборудованы специальными наклонными или горизонтальными ножами — фрезами для рытья траншей с наклонными откосами или ступенчатыми в случае установки нескольких горизонтальных лопастных фрез. Установка наклонных режущих фрез позволяет работать с применением принципа самообрушения грунта. Техническая производительность многоковшового экскаватора в м3/ч где v — скорость движения ковшовой цепи в м/сек; ml — расстояние между соседними ковшами в м; q — емкость ковша в м3, кн, кр , кв — коэффициенты, учитывающие соответственно степень наполнения ковша, разрыхления грунта и использования экскаватора по времени;
l — длина одного звена цепи.
Роторные экскаваторы по сравнению с одноковшовыми при равном весе и мощности дают в 2—2, 5 раза большую производительность. Вследствие высокой окружной скорости ротора экскаватор может разрабатывать плотные и твердые грунты. Роторные экскаваторы могут применяться при разработке карьеров и выемок, а роторные траншейные экскаваторы — для разработки траншей. Роторный траншейный экскаватор — основная землеройная машина для рытья траншей большой протяженности, например, под газо- и нефтепроводы. Разработка роторными и траншейными экскаваторами в связных грунтах (суглинках и глинах) выемок с вертикальными стенками без крепления допускается на глубину не более 3 м. В местах, где требуется пребывание работников, должны устраиваться крепления или разрабатываться откосы. Канавокопатель может работать в твердых глинистых грунтах и даже при промерзании грунта на глубину до 0, 4 м. Размеры траншеи ограничены шириной (1, 2 м) и глубиной (до 2, 2 м), так как с увеличением глубины канавы ухудшаются условия устойчивости экскаватора. В роторных экскаваторах отсутствует наиболее изнашиваемый орган — цепь, поэтому они долговечнее цепных, их рабочие органы испытывают меньшие динамические нагрузки. Цепно-роторный канавокопатель соединяет в себе преимущества одного и другого типов канавокопателей; он может копать более глубокие траншеи с откосами и производительность его выше, чем цепных. 6 Способы возведения земляного полотна
Сооружение насыпей и выемок производится в установленном проектом порядке и последовательности после выполнения подготовительных работ. При сооружении насыпи грунт доставляют транспортными, землеройно-транспортными или непосредственно из резервов землеройными машинами. Насыпь должна быть: · устойчивой, · дающей малую осадку · безосадочной. Общими правилами являются: 1. послойная отсыпка на всю ширину насыпи, 2. немедленное разравнивание 3. равномерное послойное уплотнение. В процессе сооружения и при перерывах должен быть обеспечен сток воды. Необходима согласованная работа машин. Конусы и участки насыпей за устоями мостов отсыпают из дренирующего грунта с послойным уплотнением. Оставляемые в насыпи прогалы для труб и за устоями мостов должны иметь достаточную ширину для последующей работы бульдозера по их засыпке. Ширина прогала по низу назначается из расчета обеспечения фронта работ для грунтоуплотняющих машин, но не менее 10 м. Для устройства грунтовой призмы у металлических гофриро- Грунты для сооружения насыпей должны отвечать соответствующим требованиям. Ограничивается применение глин, дерна, чернозема, засоленных и пылеватых грунтов, торфа и некоторых других. Свойства грунтов и их пригодность устанавливаются лабораторно, учитывая степень изменения свойств грунтов при замораживании и оттаивании. Насыпи рекомендуется сооружать: 1. из однородных грунтов 2. разнородные грунты размещаются послойно. 3. Отсыпка разнородных грунтов в одном слое недопустима. 4. В случае необходимости принимаются меры по уменьшению осадки основания насыпи уплотнением и заменой грунтов. При интенсивных дождях сооружение насыпей из глинистых грунтов приостанавливают. Отсыпка слоев производится по направлению от откосов к середине; на переувлажненных слабых основаниях и болотах до высоты 3 мотсыпка слоя ведется от середины, с тем, чтобы слабый грунт основания отжимался из-под насыпи. Поверхность уложенного и уплотненного слоя должна быть горизонтальной или с уклоном 0, 04 к откосам для отвода воды. В продольном направлении уклон слоев насыпи допускается крутизной до 1: 5 при доставке грунта скреперами или автомобилями. В местах пересечения узких и глубоких логов и на болотах при невозможности передвижения транспортных средств по поверхности земли допускается отсыпка насыпи «с головы» (рис.) дренирующими грунтами наклонными слоями с доставкой грунта автомобилями-самосвалами, вагонами или транспортерами. В этом и в других случаях, когда невозможно послойное уплотнение, при наличии надежного основания насыпи отсыпают с запасом на осадку в пределах до 6% высоты при скальных грунтах и до 9% — при нескальных грунтах. В указанных случаях возможна отсыпка грунта с временных эстакад. Послойноеразравнивание грунта в насыпях производится бульдозерами или самоходными грейдерами непосредственно после отсыпки слоем установленной толщины в зависимости от свойств грунта и уплотняющих средств.
Тема 4 «Технология производства работ при уплотнении грунта». Рассматриваемые вопросы: 1. Коэффициент уплотнения грунта 2. Способы уплотнения. Виды уплотняющей техники. 3. Обратная засыпка выемок и траншей. 1.Коэффициент уплотнения грунта Уплотнение грунтов в насыпях является важнейшим технологическим процессом, от качества которого зависит долговечность и прочность земляного сооружения. Возведение насыпей без уплотнения допускается в следующих случаях: при сооружении насыпи методом гидронамыва, на болотах (ниже поверхности болота), в водоемах (подводная часть насыпи) и при отсыпке земляного полотна из скальных Степень уплотнения грунта в теле земляного сооружения определяется коэффициентом уплотнения К: К = р/рmах, где р — фактическая плотность сухого грунта в земляном полотне, Рmах — максимальная стандартная плотность сухого грунта, соответствующая оптимальной влажности W, г/см3. Значение коэффициента К устанавливается СНиП. Например, коэффициент уплотнения песчаного грунта при нагрузке на поверхности уплотнённого грунта до 2 кг/см2 при толщине отсыпки до 2 м – должен быть не менее 0, 93. Если насыпи возводятся из скальных и крупнообломочных Уплотнение грунтов требует строгого выполнения технологических требований. В процессе производства работ нельзя допускать переувлажнения или пересыхания уплотняемых грунтов. При интенсивных дождях отсыпка насыпей из глинистых грунтов прекращается. Переувлажненный в отдельных местах грунт до начала работ В летнее время при высоких температурах воздуха разрыв во Малоувлажненные грунты необходимо увлажнять. Несвязанные и малосвязанные грунты рекомендуется увлажнять в отсыпанном слое незадолго перед уплотнением. Количество воды, потребное для увлажнения 1 м2 слоя, определяется расчетом. Связные грунты, в которых перераспределение влаги идет Перед началом работ в лабораторных условиях исследуют По полученным данным строят кривую стандартного уплот-
Для четкого чередования работы по укладке каждого слоя сооружаемая насыпь разделяется на участки по отсыпке, планировке и уплотнению грунта; планировка и уплотнение слоя грунта часто совмещаются и тогда ограничиваются двумя участками. Машины, транспортирующие грунт, не должны проходить по участкам, где выполняются другие процессы. Транспортирующие машины, проезжая по разровненному грунту, при условии перемещения путей движения по всей ширине отсыпаемого слоя могут в зависимости от веса машин и вида грунта достаточно уплотнять грунт в слое 0, 2—0, 5 м. Если норма плотности не достигнута, грунт дополнительно уплотняют специальными машинами или уменьшают толщину укладываемых слоев. Основную площадку земляного полотна следует всегда уплотнять грунтоуплотняющими машинами при окончательной отделке насыпи. 2 Способы уплотнения. Виды уплотняющей техники. Уплотнение грунта может производиться укаткой, вибрацией, трамбованием или комбинированно. Выбор типа грунтоуплотняющей машины зависит от вида Уплотнение грунта катками рекомендуется производить на Уплотнение грунта пневмокатками, решетчатыми катками, виброкатками и трамбующими машинами во избежание «сползания» машины на откос следует начинать не ближе 1, 5 м от бровки с постепенным приближением к откосу при каждом последующем проходе вплоть до 0, 5 от бровки. В дальнейшем уплотнение грунта производится от краев к середине насыпи. Уплотнение грунта виброударными и ударными машинами с выносным рабочим органом можно производить от бровки к оси земляного полотна, так как их крайний рабочий орган перемещается по бровке, в то время как базовая машина — на безопасном от откоса расстоянии. Поворот грунтоуплотняющих машин в конце уплотняемого участка производится непосредственно на земляном полотне, если ширина его не меньше необходимых размеров с учетом зон безопасности по 0, 5 м от бровки откоса. Если это требование не выполняется, то поворот уплотняющих машин осуществляется на специальных разъездах, нулевых местах или вне пределов земляного полотна с использованием въездов и съездов. Каждый последующий проход грунтоуплотняющей машины по одному и тому же следу необходимо осуществлять после того, Рекомендуются следующие области применения грунтоуплотняющих машин. Катки на пневматических шинах с давлением на колесо 4-5 т рекомендуются как универсальные средства уплотнения грунтов, находящихся в талом состоянии. Для уплотнения песчаных и переувлажненных глинистых грунтов следует применять катки, вес которых меньше конструктивного с балластом на 40%. Толщина уплотняемого слоя для этих грунтов достигает 0, 6 м. Прицепные решетчатые катки массой 25 т наиболее эффективны при уплотнении крупнообломочных грунтов и легко выветривающихся размягчаемых скальных грунтов нарушенного сложения, а также грунтов с включениями мерзлых комьев при производстве работ в зимнее время. Катки вибрационного действия целесообразно использовать в основном для уплотнения скальных, крупнообломочных грунтов, песчаных и малосвязных глинистых грунтов нарушенного сложения. Кулачковые катки хорошо уплотняют связные умеренно влажные грунты в нижней части слоя после 6—8 проходов по одному месту. На раме катка имеются зубья, входящие в междурядья кулачков и удаляющие забившийся между ними грунт. Толщина уплотняемого слоя 0, 3—0, 6 м. Грунтоуплотняющие машины виброударного действия рекомендуются для уплотнения всех видов грунтов нарушенного и ненарушенного сложения, (включая барханные и мелкозернистые пески) независимо от длины фронта работ в летний и зимний периоды и позволяют уплотнять каждый слой по всей его ширине. Трамбующая машина, смонтированная на базе трактора, предназначена для уплотнения любых грунтов. Трамбование ведется за один проход, толщина уплотняемого слоя до 1 м, при ширине 2, 6 м. Достоинством дизель-трамбовочной машины является возможность за один проход уплотнять грунт слоем до 1 м в стесненных местах; недостаток машины — ее конструктивная сложность. Уплотнение трамбованием эффективно для всех видов грунтов, в том числе, что особенно ценно, для грунтов с пониженной влажностью не только летом, но и зимой. Назначение ручной мототрамбовки — уплотнение грунта в стесненных местах, в откосах насыпи, близ искусственных сооружений и опор эстакад, толщина уплотняемого слоя составляет 0, 25 м. Вибрационные машины предназначены для уплотнения малосвязных и несвязных грунтов, толщина уплотняемого слоя до 0, 7 м за один проход.
|