Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственного сектора экономики






 

Экономическая роль гос-ва значительно различается по группам стран в зависимости от уровня эконом. развития. Об этом свидетельствуют данные о доле госрасходов в ВВП в рубеже ХХ- ХХI вв. (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 - Доля государственных расходов в ВВП в рубеже ХХ- ХХI вв. по группам стран, в % от ВВП

В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляла 49% ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растет.

Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран, но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25% ВВП.

Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой. Доля государственных расходов в ВВП этих стран составляет около 30%, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990-х годов.

В российской экономике в настоящее время экономическая роль государства характеризуется следующими данными о масштабах государственного сектора, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Данные о масштабах государственного сектора в российской экономике

Показатели госсектора     отклонение
  Государственные и муниципальные предприятия, % от общего числа 11, 2 7, 5 - 3, 7
  Число занятых на предприятиях, % от всех занятых в народном хозяйстве 12, 1 8, 1 - 4, 0
  Производство продукции, % от всей продукции 35, 0 27, 4 - 7, 6
  Количество государственных учреждений     + 569
  Число федеральных государственных предприятий     - 7239
  Государственные пакеты акций     - 1662
  Размеры пакетов акций в собственности государства, в том числе:
7.1 100% уставного капитала, предприятий     + 1673
7.2 от 50 до 100 % уставного капитала, предприятий     - 477
7.3 от 25 до 50% уставного капитала, предприятий     - 990
7.4 менее 25% уставного капитала, предприятий     - 752

 

Вместе с выделением различных групп стран по уровню государственных расходов можно выделить также модели государственного сектора экономики в зависимости от степени огосударствления производства и уровня социального обеспечения - этих двух важнейших характеристик государственного сектора экономики.

Условно по этим критериям можно выделить четыре модели государственного сектора экономики (таблица 2.2):

- социалистическую;

- скандинавскую;

- латиноамериканскую;

- либеральную.

Таблица 2.2 - Модели государственного сектора экономики

  Степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений
Высокая Низкая
Объем производства общественных благ и трансфертов Высокий Социалистическая (например, СССР) Скандинавская (например, Швеция)
Низкий Латиноамериканская (например, Бразилия) Либеральная (например, Сингапур)

 

Необходимо отметить, что в рамках общей тенденции увеличения экономической роли государства и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под влиянием различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран.

Таким образом, рыночный механизм и в экономически развитых странах регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Главные проблемы смешанной экономики как экономической системы состоят в том, чтобы:

• во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики;

• во-вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Экономическая роль государства в самом общем виде проявляется в том, что оно выполняет определенные экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие направления экономической деятельности государства:

- во-первых, обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;

- во-вторых, устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;

- в-третьих, осуществление государственной экономической политики.

 

Обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов предполагает разработку и внедрение в практику различных законов, создающих одинаковые условия для принятия решений как производителями, так и потребителями.

Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка.

Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции, представленные на рисунке 2.7.

 

Важнейшие функции государства при осуществлении экономической деятельности
 
 
стабилизация экономического развития
 
распределение ресурсов
распределение доходов
повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики
 

Рисунок 2.7 - Важнейшие функции государства при осуществлении

экономической деятельности

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал