Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство в государственном секторе экономики






 

Ранее была выявлена необходимость гос. вмешательства в экономику. Там, где рыночный экономический механизм дает сбой, требуется в той или иной форме государственное вмешательство в экономику.

Но государство вовсе не обязательно само должно производить общественные блага. Оно должно сформировать платежеспособный спрос на них, т.е. определить необходимый объем благ и заплатить за их производство.

Теория провалов рынка представляет собой обоснование необходимости гос. вмешательства в экономику в той или иной форме, но эта теория напрямую не дает обоснования необходимости производства тех или иных благ непосредственно в рамках госсектора.

В эконом. теории представители разных школ обосновывают следующие принципиальные варианты общественных действий в ситуациях, связанных с изъянами рынка (рисунке 2.10).

Варианты общественных действий в ситуациях, связанных с изъянами рынка
 
 
Организация государственного производства
 
Осуществление государственного регулирования
Предоставление рынку свободы действий

Рисунок 2.10 - Варианты общественных действий в ситуациях, связанных с изъянами рынка

Сферы и отрасли экономики, где существует государственное производство товаров и услуг, отличаются следующими особенностями.

Во-первых, конкуренция в них сильно затруднена или просто невозможна. А производство в частном секторе является эффективным, если существует свободная конкуренция.

Исторически сложилось так, что во многих странах только одна компания предоставляла почтовые услуги и только одна компания осуществляла телефонную связь. И без гос. вмешательства господство на рынке одной или нескольких компаний вело бы к эксплуатации потребителей.

Другой вариант гос. вмешательства - это регулирование частного производства, в частности контроль над ценами производимых товаров и услуг. Контроль над ценами уменьшает возможности реализации монопольной власти действующих в отрасли компаний.

Есть еще вариант действий в условиях институциональных провалов рынка и государства – оставить все так, как сложилось исторически в той или иной отрасли. Другими словами, просто игнорировать проблемы неэффективности рынка и государства.

Это решение в соответствии с той ситуацией, когда «лечение болезни хуже, чем сама болезнь».

Государственный сектор образуют сектор государственного управления и государственные институциональные единицы, входящие в секторы нефинансовых и финансовых корпораций (рисунок 2.11).

Как видно из данного рисунка госкорпорации объединяются в четыре основные группы (подсекторы) государственного сектора:

Нефинансовые госкорпорации - все нефинансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора госуправления.

Финансовые госкорпорации кроме денежно-кредитных - все финансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления, за исключением ЦБ и др. госдепозитных корпораций.

Денежно-кредитные госкорпорации кроме ЦБ - все депозитные корпорации-резиденты, за исключением центрального банка, которые контролируются институциональными единицами сектора госуправления.

Государственный сектор  
Сектор государственного управления  
Государственные корпорации и организации  
Центральное правительство  
Региональные органы управления
Местные органы управления  
Финансовые государственные корпорации  
Нефинансовые государственные корпорации  
Денежно кредитные государственные корпорации, включая Центральный банк  
Финансовые государственные корпорации кроме денежно-кредитных  

 

Рисунок 2.11 - Государственный сектор

Центральный банк, который состоит из самого ЦБ, структур валютного управления или независимых валютных органов, которые осуществляют эмиссию национальной валюты, полностью обеспеченной резервами в иностранной валюте, а также других связанных с органами ОГУ учреждений, которые представляют собой обособленные институциональные единицы и выполняют главным образом функции ЦБ.

Внутри сектора госуправления, в зависимости от количества уровней власти, могут выделяться подсекторы центрального правительства, региональных и местных органов управления.

В каждой стране институциональные единицы, образующие госсектор, могут выступать в различных организационно-правовых формах в соответствии с нормами национального законодательства.

По-разному решается и задача проведения границы между государственными и негосударственными корпорациями и квазикорпорациями. Международная статистическая система выделяет только два важнейших признака – участие государства в собственности соответствующего хозяйствующего субъекта или осуществление гос. контроля за его деятельностью.

Под контролем понимается возможность влиять на состав ее руководства, политику и деятельность корпорации, которая может проявляться, в частности, в следующем (рисунок 2.12):

Формы осуществления государственного контроля за деятельностью корпорации
предоставление кредитов по ставкам ниже рыночных
поставка электроэнергии по сниженным тарифам
наем большего числа работников, чем требуется
приобретение избыточных производственных ресурсов
оплата производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные
продажа продукции по ценам ниже рыночных

Рисунок 2.12 – Формы осуществления госконтроля за

деятельностью корпорации

Центральное место в госсекторе принадлежит сектору госуправления, который состоит из институциональных единиц ОГУ и всех нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых ОГУ.

Единицы ОГУ «выполняют функции ОГУ в качестве своего основного вида деятельности». Они обладают законодательной, судебной или исполнительной властью по отношению к другим институциональным единицам.

Государственные нерыночные НКО в реальной жизни могут иметь различный организационно-правовой статус, который, так же как и у корпораций, определяется национальным законодательством. Их основной общий признак - предоставление общественных товаров или услуг в целом бесплатно или по ценам, которые не являются экономически значимыми.

Основными примерами государственных НКО являются бюджетные учреждения, оказывающие услуги населению. Особым видом этих организаций являются социальные фонды, которые могут выделяться в самостоятельные подсекторы сектора госуправления.

Участие государства в предоставлении общественных товаров и услуг не предполагает, что государство должно само производить эти товары и услуги.

В современных условиях возможны различные формы предоставления общественных товаров и услуг (рисунок 2.13):

Формы предоставления общественных товаров и услуг
производство в рамках государственного сектора
приобретение у других уровней власти
приобретение у предприятий частного сектора
привлечение частного капитала к производству
участие в финансировании предоставления услуг
установление стандартов предоставления общественных услуг

Рисунок 2.13 – Формы предоставления общественных товаров и услуг

Использование различных форм предоставления общественных товаров и услуг, вплоть до отказа от производства в сферах, привлекательных для частного бизнеса, получило широкое распространение в развитых странах в последние 15-20 лет. Это было связано с задачами повышения эффективности и результативности хозяйственной деятельности государства на основе внедрения рыночных стимулов и механизмов в управление общественными финансами, получивших название новой модели управления.

 

Центральными направлениями этого реформирования являются сокращение прямого участия государства в производстве общественных товаров и услуг, передача их в частный сектор и создание конкурентной среды для производителей государственного сектора.

Во-вторых, с отраслями, где распространено государственное производство, связаны разные государственные интересы. Рассматриваемые отрасли экономики - это отрасли, производящие общественно значимые блага, в производстве которых заинтересовано государство, в том числе и с точки зрения национальной безопасности.

Не существует эффективных способов регулирования частного сектора таким образом, чтобы он обеспечивал реализацию государственных интересов в этих отраслях экономики.

Отрасли, где распространено государственное производство товаров и услуг, - это прежде всего отрасли, где существует естественная монополия.

В стратегически важных отраслях также распространено государственное производство. В целом к стратегически важным отраслям относятся отрасли производственной инфраструктуры. Это телекоммуникации, почтовая связь, железнодорожный транспорт, нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, научно-исследовательский сектор.

 

Другой сферой государственного производства является сфера производства социальных услуг - это здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство.

Третьей важной сферой, где действуют государственные предприятия, является сфера рыночной инфраструктуры. Это организации и предприятия, обеспечивающие функционирование рынков капитала, труда и земли.

К отраслям с высокой степенью государственного производства относятся:

1. Производственная инфраструктура экономики, которая включает:

почтовую службу;

телекоммуникации;

электроэнергетику;

нефтегазовую промышленность;

железнодорожный транспорт;

авиационный транспорт.

2. Социальная инфраструктура экономики, которая охватывает:

образование;

здравоохранение;

коммунальные услуги;

обеспечение общественного порядка;

обеспечение национальной безопасности.

3. Рыночная инфраструктура экономики, которая включает:

финансовую сферу (государственные финансы, государственное кредитование);

денежное обращение (центральный банк, денежная эмиссия);

рынок труда (организации по формированию предложения труда);

рынок земли (организации по формированию предложения земли).

 

Таким образом, необходимость государственного производства в обозначенных выше отраслях национальной экономики в рамках экономической теории общественного сектора объясняется главным образом (рисунок 2.14):

Необходимость государственного производства в отраслях национальной экономики
отсутствием или невозможностью конкуренции (естественная монополия) в этих отраслях
государственными интересами, связанными с производственной, социальной и рыночной инфраструктурой национальной экономики

 

Рисунок 2.14 – Необходимость государственного производства в отраслях национальной экономики в рамках экономической

теории общественного сектора

 

отсутствием или невозможностью конкуренции(естественная монополия) в этих отраслях;

государственными интересами, связанными с производственной, социальной и рыночной инфраструктурой национальной экономики.

 

Мы обсуждали необходимость государственного производства товаров и услуг. Вместе с тем существует весомый аргумент против производства в государственном секторе. Дело в том, что государственные предприятия часто бывают неэффективными.

Поэтому решение о том, производить благо в государственном или в частном секторе, должно быть сбалансированным, учитывать положительные и отрицательные стороны каждого варианта.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал