Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производство в государственном секторе экономики ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Ранее была выявлена необходимость гос. вмешательства в экономику. Там, где рыночный экономический механизм дает сбой, требуется в той или иной форме государственное вмешательство в экономику. Но государство вовсе не обязательно само должно производить общественные блага. Оно должно сформировать платежеспособный спрос на них, т.е. определить необходимый объем благ и заплатить за их производство. Теория провалов рынка представляет собой обоснование необходимости гос. вмешательства в экономику в той или иной форме, но эта теория напрямую не дает обоснования необходимости производства тех или иных благ непосредственно в рамках госсектора. В эконом. теории представители разных школ обосновывают следующие принципиальные варианты общественных действий в ситуациях, связанных с изъянами рынка (рисунке 2.10).
Рисунок 2.10 - Варианты общественных действий в ситуациях, связанных с изъянами рынка Сферы и отрасли экономики, где существует государственное производство товаров и услуг, отличаются следующими особенностями. Во-первых, конкуренция в них сильно затруднена или просто невозможна. А производство в частном секторе является эффективным, если существует свободная конкуренция. Исторически сложилось так, что во многих странах только одна компания предоставляла почтовые услуги и только одна компания осуществляла телефонную связь. И без гос. вмешательства господство на рынке одной или нескольких компаний вело бы к эксплуатации потребителей. Другой вариант гос. вмешательства - это регулирование частного производства, в частности контроль над ценами производимых товаров и услуг. Контроль над ценами уменьшает возможности реализации монопольной власти действующих в отрасли компаний. Есть еще вариант действий в условиях институциональных провалов рынка и государства – оставить все так, как сложилось исторически в той или иной отрасли. Другими словами, просто игнорировать проблемы неэффективности рынка и государства. Это решение в соответствии с той ситуацией, когда «лечение болезни хуже, чем сама болезнь». Государственный сектор образуют сектор государственного управления и государственные институциональные единицы, входящие в секторы нефинансовых и финансовых корпораций (рисунок 2.11). Как видно из данного рисунка госкорпорации объединяются в четыре основные группы (подсекторы) государственного сектора: • Нефинансовые госкорпорации - все нефинансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора госуправления. • Финансовые госкорпорации кроме денежно-кредитных - все финансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления, за исключением ЦБ и др. госдепозитных корпораций. • Денежно-кредитные госкорпорации кроме ЦБ - все депозитные корпорации-резиденты, за исключением центрального банка, которые контролируются институциональными единицами сектора госуправления.
Рисунок 2.11 - Государственный сектор • Центральный банк, который состоит из самого ЦБ, структур валютного управления или независимых валютных органов, которые осуществляют эмиссию национальной валюты, полностью обеспеченной резервами в иностранной валюте, а также других связанных с органами ОГУ учреждений, которые представляют собой обособленные институциональные единицы и выполняют главным образом функции ЦБ. Внутри сектора госуправления, в зависимости от количества уровней власти, могут выделяться подсекторы центрального правительства, региональных и местных органов управления. В каждой стране институциональные единицы, образующие госсектор, могут выступать в различных организационно-правовых формах в соответствии с нормами национального законодательства. По-разному решается и задача проведения границы между государственными и негосударственными корпорациями и квазикорпорациями. Международная статистическая система выделяет только два важнейших признака – участие государства в собственности соответствующего хозяйствующего субъекта или осуществление гос. контроля за его деятельностью. Под контролем понимается возможность влиять на состав ее руководства, политику и деятельность корпорации, которая может проявляться, в частности, в следующем (рисунок 2.12):
Рисунок 2.12 – Формы осуществления госконтроля за деятельностью корпорации Центральное место в госсекторе принадлежит сектору госуправления, который состоит из институциональных единиц ОГУ и всех нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых ОГУ. Единицы ОГУ «выполняют функции ОГУ в качестве своего основного вида деятельности». Они обладают законодательной, судебной или исполнительной властью по отношению к другим институциональным единицам. Государственные нерыночные НКО в реальной жизни могут иметь различный организационно-правовой статус, который, так же как и у корпораций, определяется национальным законодательством. Их основной общий признак - предоставление общественных товаров или услуг в целом бесплатно или по ценам, которые не являются экономически значимыми. Основными примерами государственных НКО являются бюджетные учреждения, оказывающие услуги населению. Особым видом этих организаций являются социальные фонды, которые могут выделяться в самостоятельные подсекторы сектора госуправления. Участие государства в предоставлении общественных товаров и услуг не предполагает, что государство должно само производить эти товары и услуги. В современных условиях возможны различные формы предоставления общественных товаров и услуг (рисунок 2.13):
Рисунок 2.13 – Формы предоставления общественных товаров и услуг Использование различных форм предоставления общественных товаров и услуг, вплоть до отказа от производства в сферах, привлекательных для частного бизнеса, получило широкое распространение в развитых странах в последние 15-20 лет. Это было связано с задачами повышения эффективности и результативности хозяйственной деятельности государства на основе внедрения рыночных стимулов и механизмов в управление общественными финансами, получивших название новой модели управления.
Центральными направлениями этого реформирования являются сокращение прямого участия государства в производстве общественных товаров и услуг, передача их в частный сектор и создание конкурентной среды для производителей государственного сектора. Во-вторых, с отраслями, где распространено государственное производство, связаны разные государственные интересы. Рассматриваемые отрасли экономики - это отрасли, производящие общественно значимые блага, в производстве которых заинтересовано государство, в том числе и с точки зрения национальной безопасности. Не существует эффективных способов регулирования частного сектора таким образом, чтобы он обеспечивал реализацию государственных интересов в этих отраслях экономики. Отрасли, где распространено государственное производство товаров и услуг, - это прежде всего отрасли, где существует естественная монополия. В стратегически важных отраслях также распространено государственное производство. В целом к стратегически важным отраслям относятся отрасли производственной инфраструктуры. Это телекоммуникации, почтовая связь, железнодорожный транспорт, нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, научно-исследовательский сектор.
Другой сферой государственного производства является сфера производства социальных услуг - это здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство. Третьей важной сферой, где действуют государственные предприятия, является сфера рыночной инфраструктуры. Это организации и предприятия, обеспечивающие функционирование рынков капитала, труда и земли. К отраслям с высокой степенью государственного производства относятся: 1. Производственная инфраструктура экономики, которая включает: • почтовую службу; • телекоммуникации; • электроэнергетику; • нефтегазовую промышленность; • железнодорожный транспорт; • авиационный транспорт. 2. Социальная инфраструктура экономики, которая охватывает: • образование; • здравоохранение; • коммунальные услуги; • обеспечение общественного порядка; • обеспечение национальной безопасности. 3. Рыночная инфраструктура экономики, которая включает: • финансовую сферу (государственные финансы, государственное кредитование); • денежное обращение (центральный банк, денежная эмиссия); • рынок труда (организации по формированию предложения труда); • рынок земли (организации по формированию предложения земли).
Таким образом, необходимость государственного производства в обозначенных выше отраслях национальной экономики в рамках экономической теории общественного сектора объясняется главным образом (рисунок 2.14):
Рисунок 2.14 – Необходимость государственного производства в отраслях национальной экономики в рамках экономической теории общественного сектора
• отсутствием или невозможностью конкуренции(естественная монополия) в этих отраслях; • государственными интересами, связанными с производственной, социальной и рыночной инфраструктурой национальной экономики.
Мы обсуждали необходимость государственного производства товаров и услуг. Вместе с тем существует весомый аргумент против производства в государственном секторе. Дело в том, что государственные предприятия часто бывают неэффективными. Поэтому решение о том, производить благо в государственном или в частном секторе, должно быть сбалансированным, учитывать положительные и отрицательные стороны каждого варианта.
|