![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила применения языковых конструкций для связи композиционных частей реферата
Выполняя исследовательскую работу, необходимо соблюдать научный стиль изложения материала. Ниже в сгруппированном виде приводятся наиболее характерные клише, которые важно знать. При обосновании темы: - Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как... - Реферат посвящен характеристике проблемы... - Реферат посвящен решению вопроса... - Реферат посвящен анализу литературы... - Темой реферата является... - В реферате рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).
При обосновании проблемы: – В центре внимания автора находятся... – На первый план автором выдвигаются... – Главные усилия автора направлены на... – В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы),... останавливается на следующих проблемах и т.д.
При обосновании актуальности темы: - Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как... - Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)... - Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.), например, таких, как… - В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?) …. Для характеристики первоисточников: – Автор привлекает к анализу следующие материалы... – Материалом исследования послужили... – В основе реферата лежат материалы исследований...
При описании основных подходов к решению проблемы: - В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов к ее решению. - Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?). - В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения). При изложении сущности различных точек зрения: Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?).
Для выражения отношения к различным точкам зрения, например: согласия: – Можно согласиться с точкой зрения автора... – Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что...
несогласия, критики: - Трудно согласиться (с чем?) …. - Хочется опровергнуть взгляды автора… - Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора… - Нельзя принять утверждения (кого? о чем?), потому что... - Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?) …. Автор упускает из виду..., не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?) ….
При выборе той или иной точки зрения, выводах: - Анализ литературы позволил выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?) …. - Следует отметить, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?) …. - Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?) …. - В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?) …. - Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что... - На основе этих данных можно принять точку зрения (какую?) ….. - Можно заключить, что...
Легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции: - Предметом дальнейшего рассмотрения является… - Следует остановиться прежде на анализе последней концепции. - Эта деятельность может быть определена как… - С другой стороны, следует подчеркнуть, что… - Это утверждение одновременно предполагает и то, что… - При этом … должно (может) рассматриваться как … - Рассматриваемая форма… - Ясно, что… - Из вышеприведенного анализа (указать проблему) со всей очевидностью следует… - Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение… - Логика рассуждения приводит к следующему… - Как хорошо известно, … - Следует отметить… - Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например, можно использовать нижеперечисленные конструкции. Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи: - в этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...); - автор (зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...).
Варианты конструкций, переходных от перечисления к анализу материала: - одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов является вопрос о... - среди перечисленных вопросов наиболее интересным является вопрос о... - хотелось бы (можно, следует, целесообразно) остановиться на... - можно перейти от анализа отдельных вопросов к общему выводу, состоящем в том, что… - в заключение можно сказать, что... - на основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы... - таким образом, можно сказать, что... - итак, можно заключить, что... Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов: - автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что?); останавливается (на чем?), говорит (о чем?).
Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем):
- во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала: - автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... (что?). - автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства... Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором: - (Кроме того) автор касается (чего?); затрагивает, замечает (что?); упоминает (о чем?). Глаголы, используемые преимущественно в информационных целях при характеристике авторами события, положения и т.п.: - автор описывает, рисует, освещает (что?); показывает картины жизни (кого?), чего?); изображает положение (где?); сообщает последние новости, о последних новостях.
|