Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменения в системе государственного управления
Изменение функций императорской канцелярии. " Собственная Его Величества канцелярия", не игравшая прежде важной роли в государственном управлении, превратилась в важное правительственное учреждение. Она была разделена на несколько отделений: ¾ 1-е отделение составляло личную канцелярию государя; ¾ 2-е отделение, заменившее прежнюю " комиссию составления законов", должно было произвести кодификацию российского законодательства; ¾ 3-е отделение, опираясь на новоучрежденный особый Корпус жандармов, должно было ведать политической полицией; ¾ 4-е отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями, получившими впоследствии название " ведомство учреждений императрицы Марии" (матери императора Николая I); ¾ в 1836 году возникло еще 5-е отделение для управления государственными имуществами и казенными крестьянами, но скоро затем для этого было учреждено особое министерство; ¾ в 1826 году было учреждено еще одно, особое министерство, императорского двора и уделов. Привлечение дворянства к управленческим делам. Для производства необходимых реформ в государственном управлении Николай I 6 декабря 1826 года образовал особый комитет под председательством Кочубея, но составленные им проекты преобразований не были приведены в действие. После июльской революции (1830 год) во Франции и последовавшего за нею польского восстания Николай окончательно оставил помышления о коренных реформах государственного строя. Некоторые частные изменения были внесены в систему местного управления. После упразднения губернских сословных судов при Павле I все судебные дела в губерниях были сосредоточены в палатах гражданского уголовного суда. При Николае I дворянству было предоставлено право выбирать заседателей в эти палаты, а также представлять кандидатов в председатели, назначаемые царем. Для усиления местной полиции, помимо избираемых дворянством исправников, были введены назначаемые правительством становые приставы. Таким образом, дворянство в местном управлении тесно переплеталось с чиновничеством и само стало служить орудием государственного управления. При Николае " завершено было здание русской бюрократии" (Ключевский), которая образовала в центре сложный и разветвленный механизм канцелярий, заливавших всю страну бумажными потоками приказов, циркуляров, " отношений", запросов и т.д. Часто в этом бумажном море " входящих" и " исходящих" тонули живые нужды и интересы живых людей, - недаром говорилось при Николае, что государством правит не император, а столоначальник.
|