Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права.
К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Причинами возникновения государства являются: 1) переход от присваивающей экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, возникновение ремесленничества, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товарами); 2) создание избыточного продукта, которое активизировало самостоятельность индивида, изменения в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена обусловило разрыв между трудом и собственностью, стимулировало появление частной собственности на орудия и продукты труда; 3) социально-классовое расслоение общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц, на социальные группы с различными, порой противоположными интересами. 4) поляризация интересов, обострение межклассовых противоречий, связанные с усложнением общественного производства породили потребность организовать общество и обеспечить централизованное управление социальными процессами на основе независимого согласования интересов и обеспечения его консолидации. В этих условиях формируется государство, как аппарат принуждения, обеспечивающий безопасность правящего меньшинства и позволяющий удерживать в повиновении и осуществлять эксплуатацию над подвластным большинством. Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности. Теории происхождения государства и права – это научные концепции, воззрения, идеи объясняющие причины возникновения государства и права и во многом определяющие их сущность. В современной юридической науке существует плюрализм (множественность) теорий происхождения государства и права. Наиболее известные из них следующие: 1) теологическая (теократическая), т.е. божественная теория происхождения государства и права. Ее представители – монах доминиканец Фома Аквинский и священник Аврелий Августин, которые выступали за абсолютное господство католической церкви над светской властью, т.к. считали, что все на земле, в том числе государство и право имеют Божественное происхождение. По их мнению, государство и право – это практическое воплощение власти Бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви, а правители в государстве – это наместники (посланники) Бога, которые обязаны следовать его воле. Эта теория получила свое распространение при феодализме, в эпоху средних веков, когда власть католической церкви была наиболее могущественна. 2) патриархальная. (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Теория утверждает, что государство – это разросшаяся семья. Оно возникло из патриархальных семей, селений, городов-полисов, где власть правителей в государстве подобна власти отцовской в семье. Поэтому эту власть необходимо уважать, почитать и подчиняться ей, а правитель государства должен заботиться о своих подданных (гражданах), как отец в семье заботится о собственных детях; 3) патримониальная (Галлер). Теория считает, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). Собственники земли – это люди наделенные властью. Их власть распространялась не только на земельные наделы (владения), но и на людей, на них проживающих, что и явилось зачатком складывающегося государства; 4) договорная теория (Эпикур, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г. Гроций, Д. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев). Теория рассматривает государство и право как результат общественного договора людей о правилах их совместного проживания. Такой договор потребовался, что бы защитить человека, гарантировать его право на жизнь, честь, достоинство, собственность. С этими задачами способно справиться только специальная организация политической власти структурно обособленная от общества и выполняющая управленческие функции на профессиональных началах. Такой организацией явилось государство. В том случае если государство нарушает условия договора (например: поощряет рабство, работорговлю, грубую эксплуатацию, узурпацию власти, массовое нарушение прав и свобод граждан), то у народа возникает право на восстание в целях защиты своих интересов (такой позиции придерживались Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев); 5) теория насилия (Е. Дюринг, Л. Г. Гумплович, К. Каутский). Теория полагает, что государство и право возникли в результате насилия, завоевания, порабощения слабых племен более развитыми сильными и организованными, которые принесли на завоеванную территорию свое управление, свою организацию экономической жизни, свою культуру. В подтверждение теории можно сослаться на обретение государства варварами (древними германцами), которые, захватив огромную территорию Рима, обрели государственность, поскольку существовавшая ранее родовая организация власти оказалась не приспособленной к управлению большой территорией и усложнившимися общественными отношениями; 6) расовая теория (Ж. Гобино, Ф. Ницше). Ее придерживались сторонники нацистской Германии, избравшие данную теорию в качестве официальной идеологии. Теория является антигуманной и основана на насилии и особой жестокости вплоть до физического истребления целых наций и народностей, как низших и не имеющих право на жизнь (например: евреев). Только в сохранении высшей расы – арийской и создании для нее благоприятных условия жизни, виделась возможность сторонникам данной теории, создания сильного, жизнеспособного государства; 7) психологическая теория (Л. И. Петражицкий, Г. Тард). Теория объясняет возникновение государства и права свойствами человеческой психики, выражающимися в потребности людей в общении, в поиске авторитета, в стремлении подчиняться и подчинять себе других. Таким образом «корни» возникновения государства и права находятся в самой природе человеческой психики. Государство и право – это социальные институты, которые закономерно возникли на внутреннюю потребность людей в них; 8) органическая теория (Г. Спенсер). Рассматривает государство и право как произведение сил природы. Отождествляет процесс возникновения и функционирования государства с биологическим организмом. Таким образом, теория не отрицает наличие социального процесса, но рассматривает его в качестве составляющей природного процесса, который подчинен естественным законам развития природы, поэтому процесс возникновения, развития, функционирования, отмирания государства также подчинен естественным природным законам; 9) гидравлическая (ирригационная, водная) теория (К. Виттфогель). Теория полагает, что государство возникло из необходимости организовывать большие группы людей для строительства ирригационных сооружений (дамб, плотин, каналов), что явилось зачатком будущей государственности; 10) инцестная (половая) теория (К. Леви-Стросс). В основе этой теории находится идея о том, что в развитии первобытного общества, в вопросе воспроизводства человеческого рода, имело принципиальный характер введение запрета инцеста, т.е. кровосмешение, что явилось исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению государства; 11) спортивная теория (Ортега-И-Гасет). Возникновение государства и права связывает с организацией и проведением первых в мире олимпийских игр, развитием физических упражнений и спорта в целом, что потребовало определенной социальной организации и выступило катализатором нарождающейся государственности; Приведенный перечень теорий происхождения государства и права не является исчерпывающим. Пытливый ум ученых продолжает свои поиски в этом направлении и оформляет новые теории не лишенные научной рациональности (диффузионная теория – Гребнер, потестарная (кризисная) теория – Л. А. Морозова, естественноисторическая теория – Г. А. Борисов, теория специализации – Т.В. Кашанина и др.). В условиях первобытного общества, когда существовала родоплеменная община (догосударственный или протогусударственный период), общественная власть была сосредоточена у определенной части населения, которую составляли старейшины, шаманы, вожди, военачальники. Эта власть структурно не была отделена от общества и основывалась на авторитете ее обладателей. Все члены племени были обязаны подчиняться распоряжениям привилегированной «касты» и строго следовать ее указаниям. За неповиновение член племени мог быть изгнан из него, что фактически обрекало его на смерть. Социальное (общественное) регулирование в условиях первобытного общества осуществлялось при помощи социальных регуляторов – мононорм (норм первобытного общества). Эти нормы распространяли свое действие на всех членов племени и являлись обязательными (например: принимать участие в охоте, защищать племя и др.). Социальные регуляторы первобытного общества оформились в течение длительного времени из многократно повторяющихся действий членов племени, продиктованных необходимостью выживания в сложных условиях того исторического периода. Это такие нормы как обычаи, традиции, ритуалы, обряды, мифы, первобытная мораль, нормы религии. Реализация этих норм членами общины обеспечивалась со стороны самой родоплеменной общины. Право – это разновидность социальных норм, выступающих значительным регулятором общественных отношений в государственный период. В родоплеменной общине было много иных социальных регуляторов – это традиции, обычаи, нормы морали, нормы религии, а так же к регуляторам первобытного общества можно отнести ритуалы, обряды, мифы. Право характеризуется особенностями, которые отличают его от социальных регуляторов родоплеменной общины. Эти особенности следующие: 1) право устанавливается государством, через правотворческую деятельность управомоченных субъектов или санкционируется (одобряется, признается). Социальные нормы родоплеменной общины оформляются самостоятельно в течение длительного времени, что основано на их многократном повторении; 2) право – это социальные нормы, имеющие текстуальное выражение. Социальные нормы родоплеменной общины, как правило, не имеют текстового оформления (обычаи, традиции, мораль) и «живут» в сознании людей. Исключения составляют религиозные нормы, которые заключены в священных писаниях; 3) право характеризуется формальной определенностью, т.е. имеет четкий структурированный характер и предусматривает меры возможного поведения (права), меры должного поведения (обязанности) и меры неблагоприятных воздействий (юридическую ответственность). Социальные нормы родоплеменной общины – это мононормы, имеющие неструктурированное смешанное строение; 4) право в своей реализации обеспечивается принудительной силой государственной власти, через применения мер государственного принуждения (юридической ответственности) к правонарушителям (например: штраф, лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Социальные нормы родоплеменной общины обеспечиваются со стороны самой общины (например: изгнание из племени).
|