Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы.
Сущность государства – это наиболее сложное понятие в юридической науке, которое раскрывается через выполняемые функции государства, его роль и социальное назначение. Сущность государства всегда указывает, чьим интересам служит данная политическая организация власти. Принято различать классовое и общечеловеческое (общесоциальное) в сущности государства. Классовый подход к пониманию сущности государства определяет государство как организацию политической власти общества экономически господствующего класса. В этом случае государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Такое государство осуществляет политику на основе эксплуатации, подавления, насилия, диктатуры, может прибегать к массовым репрессиям. Человек рассматривается как средство достижения интересов господствующей элиты. Классовое государство закрепляет на законодательном уровне имущественное (экономическое) и юридическое (в правах и обязанностях) неравенство. Такое государство неизбежно создает острую социальную напряженность, поскольку служит узкоклассовым интересам и при этом грубо игнорирует интересы бесправного большинства. Общечеловеческий (общесоциальный) подход к пониманию сущности государства определяет государство как организацию политической власти общества, создающую условия для компромисса интересов различных классов, слоев и социальных групп. В этом случае государство выражает консолидированные интересы различных социальных групп и слоев населения в целях снятия социальной напряженности и достижения равновесия в обществе. Такое государство закрепляет юридическое равенство для всех граждан, создает равные «стартовые» возможности для развития человека и реализации его творческого потенциала. Человек рассматривается государством как цель всей его деятельности и как высшее благо. Государство развивает автономность личности и делает ее свободной. Такое государство выполняет служебную роль по отношению к обществу, используя наиболее демократические, гуманные методы руководства и управления. Государство – это политическая организация общества, осуществляющая власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, обладающая монополией на правотворчество и применение принуждения. Признаки государства: 1. Территория – это пространство (сухопутное, водное, воздушное) находящееся в пределах государственных границ на которое распространяется власть (юрисдикция) конкретного государства; 2. Население, проживающее на территории государства объединенное институтом гражданства (подданства); 3. Аппарат управления, состоящий из органов законодательной, исполнительной и судебной властей и должностных лиц; 4. Материальные атрибуты – это тюрьмы и иные учреждения принудительного характера; 5. Суверенитет, указывающий на верховенство государственной власти внутри страны (внутренний суверенитет) и ее независимость во внешнеполитической сфере (внешний суверенитет); 6. Символы – это герб, гимн, флаг; 7. Налоги – это обязательные денежные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц необходимые для содержания государственного аппарата и выполнения его функций; 8. Право – это система общеобязательных правил поведения установленных или санкционированных государством, выраженных в правовых актах, предназначенных регламентировать наиболее важные стороны общественной жизни. Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Политическая власть – специфическая форма общественных отношений, в которых участвуют все субъекты политической системы. Признаки государственной власти: 1. Публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления; 2. Универсальность – распространение на все сферы общественной жизни; 3. Верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа; 4. Легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства; 5. Законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм; 6. Легальность – юридическое оформление и устроение (конституирование) на основе норм права; 7. Легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т.д.). Типология государства – это учение о подразделении государств на типы по определенному заданному критерию. В современной юридической литературе оформились два основных подхода к типологии государства. Это формационный и цивилизационный подход. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). В его основе содержится учение об общественно-экономических формациях, которые и определяют типы государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Первые три типа – это эксплуататорские (формационные) государства. Их сущность состоит в господстве, подавлении, эксплуатации одного класса другим. Социалистическое государство – это антиэксплуататорское (неформационное) государство, являющееся исторически последним типом государства, который постепенно отомрет, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества. Цивилизационный подход (Тойнби, Ростоу). В его основе находятся такие факторы цивилизации как культура, религия, национальная самобытность. Таким образом, акцент делается не на материальные, а на культурные факторы развития общества. В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние – локальные (древнеегипетская, шумерская, агейская и др.); особенные (индийская, китайская, православная и др.); современные цивилизации. По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации: 1. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет). Они существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различий между светской и религиозной властью не проводилось; 2. Государства вторичных цивилизаций, в том числе Европейские государства. Они выступали в обществе как элемент подчиненный культурно-религиозной системе, но вместе с тем существовало отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви. Наряду с приведенными основаниями типологии государства юридическая наука различает и другие. Например. Собственно юридический подход (Г. В. Назаренко). В основе данной типологии находятся особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан. В соответствии с этим подходом принято выделять: 1. Сословное государство, которое законодательно закрепляет и защищает неравное положение различных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия; 2. Современное представительное государство, которое формально закрепляет равноправие граждан, но фактически не способно гарантировать и обеспечить равенства для всех членов общества; 3. Цивилизованное государство. Представляет собой развитое, современное, культурное государство, которое не только закрепляет равноправие, но и обеспечивает его. Осуществляет с помощью системы социальных гарантий поддержку социально незащищенных слоев населения (безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и т.д.). По степени развитости государств (В. А. Четвернин) принято выделять: 1. Развитые государства – это государства с развитыми политико-правовыми характеристиками (правовые, демократические, социальные государства и т.д.); 2. Неразвитые государства – это государства с неразвитыми политико-правовыми характеристиками (этатистские, полицейские и т.д.).
|