![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Параметры торможения автомобиля
Исследованиями установлено, что общее время, затрачиваемое на процесс торможения, складывается из нескольких величин: – время реакции водителя, которое зависит от его субъективных психологических качеств и от степени квалификации; – время срабатывания тормозного привода. Определяет момент времени от начала нажатия на тормозную педаль до начала торможения. Это время зависит от типа тормозного привода. Наибольшее значение у автомобилей с пневматическим приводом. При гидравлическом приводе тормозов время значительно меньше; – время нарастания замедления с момента действия тормозов до начала постоянного максимального торможения; – время полного (интенсивного) торможения; – время спада замедления. Следует отметить, что после прекращения торможения (педаль тормоза отпущена) замедление автомобиля снижается не мгновенно и его следует учитывать, когда торможение ведется не до полной остановки. Для определения времени торможения представим замедление в следующем виде:
Преобразовав и проинтегрировав выражение, определим время торможения:
где v ни ν κ – значения скорости автомобиля соответственно в начале и конце торможения, выраженные в м/с. Для скорости, выраженной в км/ч:
При торможении автомобиля до полной остановки, когда v к = 0, выражение (8.8) упростится Тормозной путь зависит от характера замедления автомобиля и представляет собой путь, проходимый автомобилем за время полного торможения, в течение которого замедление имеет максимальное значение.
Тормозной путь для заданных скоростей движения в м/с и км/ч соответственно:
Тормозной путь до полной остановки для начальной скорости в км/ч:
Тормозной путь автомобиля характеризуется квадратичной зависимостью от скорости, т.е. при возрастании начальной скорости тормозной путь быстро увеличивается. В формулах (8.8–8.10) не учтен ряд конструктивных и эксплуатационных факторов, существенновлияющих на эффективность торможения. В действительности значения времени и пути торможения могут быть несколько больше, чем рассчитанные по этим формулам. Для согласования результатов теоретических расчетов с эксплуатационными данными служит коэффициент эффективности торможения kэ. Он учитывает непропорциональность тормозных сил на колесах нагрузкам, приходящимся на колеса, а также износ, регулировку, замасливание и загрязненность тормозных механизмов. Данный коэффициент показывает, во сколько раз действительное замедление автомобиля меньше теоретического, максимально возможного на данной дороге. Значение коэффициента эффективности торможения составляет 1, 2 для легковых автомобилей и 1, 4‑ 1, 6 – для грузовых автомобилей и автобусов. С учетом коэффициента эффективности торможения формулы для определения времени торможения и тормозного пути автомобиля преобразуются к следующему виду:
Для случая торможения до полной остановки:
Остановочным называется путь, проходимый автомобилем от момента, когда водитель заметил препятствие, до полной остановки автомобиля.
Остановочный путь больше, чем тормозной, так как он кроме тормозного пути дополнительно включает в себя путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, время срабатывания тормозного привода и увеличения замедления:
где t`p – время реакции водителя (0, 2–1, 5 с), зависящее от его возраста, квалификации, утомляемости и т.д.; t пр – время срабатывания тормозного привода от момента нажатия на тормозную педаль до начала действия тормозных механизмов, зависящее от конструкции тормозного привода и его технического состояния (0, 2 с для гидравлического, 0, 6 с – для пневматического, 1, 0 с – для автопоезда); ty – время увеличения замедления от нуля до максимального значения (0, 2–0, 5 с); v н – скорость автомобиля в начале торможения, км/ч.
Выражение (8.13) получено при допущении, что в течение времени увеличения замедления автомобиль движется равнозамедленно и замедление в этом случае составляет 0, 5 j 3max. Остановочный путь, как и тормозной путь, характеризуется квадратичной зависимостью от скорости. Остановочный путь автомобиль проходит за остановочное время:
Для наглядного представления изменения скорости v и j 3 в процессе торможения используют тормозную диаграмму (рис. 8.2), представляющую собой графические зависимости указанных параметров от времени. Диаграмма торможения характеризует интенсивность торможения автомобиля с учетом всех составляющих остановочного времени.
Рисунок 8.2 – Диаграмма торможения автомобиля
Тормозная диаграмма на рисунке (8.2) соответствует полной остановке автомобиля при нажатой педали тормоза. Если педаль тормоза отпустить раньше (частичное торможение), то появляется дополнительный временной интервал, в течение которого замедления уменьшается от максимального до нуля – время от начала отпускания педали тормоза до возникновения зазоров между фрикционными элементами.
|