Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критическая скорость по условиям управляемости
При повороте на автомобиль действует центробежная сила, результирующая которой приложена к центру масс. Для ее определения, рассмотрим плоскую модель движения автомобиля по горизонтальной дороге (рис. 9.1), считая, что шины в поперечном направлении не деформируются. На участке дороги (1-2) автомобиль движется прямолинейно. На участке (2-3) водитель поворачивает колеса, и автомобиль движется по кривой переменного радиуса. На участке (3-4) управляемые колеса повернуты на угол θ и остаются неизменными, а радиус R траектории середины заднею моста остается постоянным. На участке (4-5) водитель поворачивает колеса в обратную сторону, и радиус R постепенно увеличивается.
Далее, на участке (5-6), автомобиль опять движется прямолинейно. К переднему мосту приложена толкающая сила Р (рис. 9.1), продольная составляющая которой Рх 1 при равномерном движении равна силе сопротивления качению (Рх1 = G 1 f), а поперечная – (Py1 = Pf 1 tg θ = G 1 f tg θ).
Рисунок 9.1– Движение автомобиля на повороте
На передний мост действует также центробежная сила передней части автомобиля Р ц1, направленная вдоль радиуса R1 поворота середины переднего моста. Учитывая соотношения V 1= VR 1 /R; R 1 = R /cos θ, можно определить силу инерции:
где т 1– масса автомобиля, приходящаяся на передний мост, кг; V – скорость движения середины переднего моста, м/с. θ – угол между продольной осью автомобиля и вектором скорости середины переднего моста (полусумма углов поворота управляемых колес); L – база автомобиля.
Силы Py1 и Ρ ц1 стремятся вызвать боковое скольжение управляемых колес и чтобы колеса катились без скольжения, необходимо соблюдение следующего условия:
Сила Р ц1 прямо пропорциональна квадрату скорости, поэтому скольжение наиболее вероятно при большой скорости движения автомобиля.
Критической скоростью по условиям управляемости V ynp называют скорость, с которой автомобиль может двигаться на повороте без поперечного скольжения управляемых колес. Ели скорость движения автомобиля больше V ynp, то управляемые колеса при повороте проскальзывают в поперечном направлении. Эту скорость можно определить из соотношения:
Чем меньше радиус поворота автомобиля, тем меньше должна быть скорость движения. При φ < f /cos θ, например, на обледенении дороге, скорость V упр будет мнимой величиной, а автомобиль может стать неуправляемым.
|