| Основные понятия и показатели статистики цен и инфляции.
|
Цена
| представляет собой выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной)за количественную единицу товара.
|
Цены подразделяются
| 1, Оптовые цены на продукцию промышленности(подразделяются на оптовые цены предприятия(отпускные цены)и оптовые цены промышленности);
2.Цены на строительную продукцию;
3.Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
4.Цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта;
5.Розничные цены;
6.Цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
7.Цены обслуживающие внешнеторговый оборот;
|
Уровень цен.
| Абсолютные, средние и относительные показатели, отражающие цены отдельных товаров или их совокупности на определенный момент или промежуток времени.
Различают индивидуальный или средний уровень цен.
|
Индивидуальный уровень цен
| это абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.
|
Средний уровень цен
| это обобщающий показатель уровня цен, определенный по однородным группам товаров во времени и пространстве.
|
Средняя цена за единицу товара (услуги)
| Обобщающая характеристика для однородных товарных групп.
Средние цены исчисляются за определенный период времени, по территории.
Для расчета средних цен используются следующие виды средних величин:
- Средняя арифметическая взвешенная (в качестве весов используются показатели количество товаров в натуральном выражении или доли каждого товара в общем объеме товара):
Где р - цена товара;
q –количество товара
d- удельный вес каждого вида товара в общем объеме товаров.
Или по формуле:
2. Средняя хронологическая простая (применяется в том случае если моменты времени регистрации равно удалены друг от друга)
Где n- число дней или месяцев в периоде.
3. Средняя хронологическая взвешенная (применяется в том случае, если даты распространены неравномерно:
Где - средняя цена за период;
ti – число месяцев или дней в периоде;
4. Средняя гармоническая взвешенная (в качестве весов используются данные о товарообороте)
Где pq – товарооборот в денежном выражении.
|
| Показатели структуры цены.
|
Удельный вес составляющих элементов в цене (себестоимости, наценок, скидок, налогов)
| Где х – размер отдельного элемента цены.
|
Коэффициент оптовых и розничных цен
| Где ОЦ –оптовые цены
РЦ- розничные цены
|
Коэффициент К.Гатева.
| Используется для оценки интенсивности изменения структуры цены за счет отдельных элементов и определяется по формуле
Где V1, V0 - относительные показатели структуры цены изучаемых товаров или одного товара в отчетном и базисном периодах.
|
Индекс А.Салаи.
|
|
| Коэффициенты эластичности цен
|
Эмпирический коэффициент эластичности:
| Отражает процентное изменение цены в результате увеличения факторного признака на 1% и определяется по формуле:
Где Δ х, Δ р –абсолютные приросты факторного признака и цены;
х, р –базовые значения факторного признака и цены соответственно.
|
Теоретический коэффициент эластичности.
|
Где Δ Q – абсолютное изменение величины спроса на товар под влиянием
повышения цен, %;
Δ р –абсолютное изменение цен, %
|
3.Коэффициент перекрестной эластичности.
|
Где Pi1, Pi0, Pj, 1Pj, 0-цены товаров I и j –видов соответственно в текущем и базисном периоде.
|
| Показатели вариации и соотношения цен.
|
Размах вариации цен:
| R = Pмакс – Рмин
где Pмакс – максимальная цена;
Рмин - минимальная цена.
|
Коэффициент вариации цен:
|
Если V> 40%, то это говорит о большой колеблемости цен.
-Среднее квадратичное отклонение
|
| Показатели динамики цен
|
Индексы цен
| имеют важное значение при изучении изменений цен во времени.
|
Индивидуальный индекс цен
| характеризует динамику цены товара или услуги и определяется по формулам
Где Рt-1 цена товара в предыдущем периоде;
Рt –цена товара в предыдущем периоде
Р0 – цена товара в периоде, который принят за базу сравнения:
|
| Агрегатные индексы(для разнородных видов товаров)
|
Индекс цен Э. Ласпейреса.
| Где q0- количество товара в базисном периоде;
р0, р1- цена единицы товара соответственно в отчетном и базисном периодах.
Показывает насколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде.
Экономия или перерасход который можно получить от изменения цены.
∑ p1, q0- ∑ p0, q0
|
Средний арифметический индекс цен.
|
|
Индекс цен Г.Пааше.
| Представляет собой сравнение агрегированных цен, которые взвешены по физическим объемам текущего периода.
Индекс показывает, во сколько раз возрос или уменьшился в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или на сколько товары в отчетном периоде стали дороже либо дешевле, чем в базисном.
∑ p1, q1- ∑ p0, q1
|
Средний гармонический индекс цен.
|
|
«Идеальный» индекс И.Фишера.
| Представляет собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше.
|
Индекс цен Эджворта - Маршалла
| Показывает динамику цен в условиях среднего объема продаж отчетного и базисного периодов.
|
| Индексы средних цен.
|
Относительное и абсолютное изменение средней цены.
| Определяется системой индексов: переменного состава постоянного состава и структурных сдвигов.
|
Индекс переменного состава
| Характеризует увеличение или уменьшение средней цены по группе товаров в результате изменения цены каждого товара и структуры продукции.
|
Определение доли
| d1., d0 - доля каждой группы товаров в общем объеме расходов в отчетном и базисном периодах; определяется по формуле
|
Индекс постоянного состава
| характеризует изменение средней цены товара в результате влияния только одного фактора- изменение цен на отдельные товары.
|
Индекс структурных сдвигов
| характеризует влияние изменения структуры продукции на величину средней цены товара.
|
Абсолютное изменение средней цены
|
За счет следующих факторов:
А) изменения цен на отдельные товары:
Б)изменения структуры продукции:
|
| Показатели уровня инфляции
|
Инфляция
| Обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, сопровождающееся ростом цен на все товары и услуги в экономике, падением уровня реальной заработной платы, неудовлетворенностью платежеспособного спроса населения, связанное с нарушением финансирования.
Для общей характеристики уровня инфляции в статистике используются два основных показателя:
Ø Дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП)
Ø Индекс потребительских цен (ИПЦ)
|
Индекс - дефлятор ВВП
| Может быть определен следующим способами:
А) с помощью агрегатной формулы Г.Пааше;
Б) косвенным методом:
В) на основе уравнения обмена количественной теории денег:
Где IM – индекс изменения денежной массы
V - индекс изменения скорости обращения денежной массы
IQ – индекс изменения товарной массы
|
Индекс потребительских цен
| Определяется по следующей схеме:
1) Вычисляются индивидуальные индексы цен товара (услуги) по городу или району:
Где р1, р2 – средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего
периода, рассчитанные по конкретному товару (услуге) по формуле:
Где ∑ р – сумма зарегистрированных цен в разных торговых точках;
n - число зарегистрированных торговых точек
2)На основе индивидуальных индексов цен по городам, районам и территориальных весов (удельный вес численности населения обследуемой территории в общей численности населения РФ на начало года) определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, и РФ в целом.
В качестве формулы для расчета сводного ИПЦ используется модифицированная формула Ласпейреса:
Где: p0j – цена j-го товара в базисном периоде;
Pnj – цена j-го товара в периоде n;
q0j – количество j-го товара в базисном периоде;
p0j q0j- расходы на j-й товар в базисном периоде;
Расчет ИПЦ осуществляется ежемесячно к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.
|
Размер инфляции
|
|
Норма инфляции
| Служит основным показателем динамики инфляции и определяется по формуле
Где It. It-1 -индексы цен смежных периодов
|
Показатель уровня и динамики инфляции
|
Где Д1 –денежные доходы населения.
|
Индекс покупательной способности
|
|