![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История БеларусиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Билет 25 1. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией: результаты и уроки Великой Отечественной войны 2. Развитие литературы и искусства в Республике Беларусь: отражение культурно-исторического наследия и современные достижения 3. Характеристика достижений деятеля науки Характеристика достижений Василия Феофиловича Купревича. 1. Доктор биологических наук В. Ф. Купревич возглавлял с 1952 по 1969 г. Академию наук БССР (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). Исторические условия, в которых происходила научная деятельность В. Ф. Купревича, были достаточно сложными. Он защитил докторскую диссертацию в 1942 г. в блокадном голодающем Ленинграде, что само по себе было жизненным подвигом. Административные методы управления наукой в послевоенный период повлияли на признание неперспективным такого научного направления, как генетика, целесообразность развития которой защищал В. Ф. Купревич (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Основными направлениями научной деятельности В. Ф. Купревича были ботаника, почвоведение, физиология. Он впервые доказал, что растения могут усваивать для фотосинтеза углекислоту, которая попадает в корневую систему вместе с водой из почвы. В. Ф. Купревич приложил много усилий для восстановления исследований в области генетики (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. В. Ф. Купревич занимался философской проблемой жизни и смерти с точки зрения биологии, что ставит его имя в один ряд с выдающимися мыслителями XX в. Он был уверен, что найдет способ приостановить механизм старения организма человека, который должен жить гораздо дольше (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 24 1. Освобождение территории Беларуси от германских захватчиков. Операция «Багратион» и ее стратегическое значение 2. Достижения белорусского искусства и спорта на международном уровне 3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами) Раскрытие причинно-следственной связи между прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами Содружества Независимых Государств. 1. Исторические события, связанные с прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами Содружества Независимых Государств, относятся к 1990-м гг. и к общественно-политической и внешнеполитической сферам (процессам) (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Логическая последовательность исторических событий, связанных с прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами СНГ, заключается в поиске новых форм объединения бывших советских республик после распада Советского Союза (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. С распадом СССР произошел разрыв единого экономического пространства, разрушились хозяйственные связи между бывшими советскими республиками, которые существовали в рамках народнохозяйственного комплекса, что требовало их восстановления на новой рыночной основе. В 1995 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве Беларуси и России. В этом же году Республика Беларусь создала Таможенный союз с Россией и Казахстаном, который в 2000 г. был преобразован в новое интеграционное объединение — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 1993 г. Беларусь присоединилась к Договору о создании системы коллективной безопасности СНГ с оговоркой, что белорусские военнослужащие не будут участвовать в боевых действиях за пределами Беларуси. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, 2 апреля 1997 г. создан Союз Беларуси и России, а в декабре 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государства (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
4. Особенным в данной причинно-следственной связи является то, что в геополитическом аспекте создание интеграционного объединения между Республикой Беларусь и некоторыми странами СНГ, в частности Россией и Казахстаном, позволяет противостоять попыткам установления однополярного мира и способствует реализации единой внешнеэкономической политики в пределах единого таможенного пространства (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 23 1. Массовая народная борьба против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси: формы, методы, особенности сопротивления 2. Становление и развитие национальной системы образования и науки в Республике Беларусь 3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов) Раскрытие содержания исторического термина «буферное государство». 1. Термин «буферное государство» используется в исторической науке для характеристики положения Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел), существовавшей с февраля по июль 1919 г. (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Признаки буферного государства связаны с его географическим (геополитическим) положением между соседними странами, при котором его территория используется в качестве своеобразной пограничной зоны для предотвращения вероятных противоречий между соседними странами (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Решение о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) было принято в феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов исходя из цели предотвращения открытой войны между Польшей и Советской Россией. Территория Литбел использовалась для отграничения РСФСР от Речи Посполитой (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Особенным для процесса оформления государственности Беларуси стал статус Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) как буферного государства, обусловленный его созданием в обстановке начавшейся в 1919 г. польско-советской войны за восстановление территории Речи Посполитой в границах 1772 г., что означало стремление правительства Ю. Пилсудского вернуть территории Беларуси и Литвы, где уже была установлена советская власть, в состав Польши (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности). Раскрытие содержания исторического термина «развитой социализм». 1. Термин «развитой социализм» был использован в 1971 г., когда отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2.Термин «развитой социализм» определялся в программных документах Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) как этап общественного развития СССР на пути строительства коммунизма, связанный с высшим достижением социального прогресса в начале 1970-х гг. (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. В связи с необоснованностью курса на строительство коммунизма, принятого еще в 1961 г., была разработана концепция «развитого социализма». В 1971 г. на XXIV съезде КПСС отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Был также сделан вывод о том, что в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. В1977 и 1978 гг. были приняты соответственно Конституции СССР и БССР, получившие неофициальное название «Конституций развитого социализма», в шестых статьях которых была официально закреплена руководящая и направляющая роль КПСС (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Особенным для общественно-исторического процесса в БССР, связанного с характеристикой построенного общества как «развитого социализма», являлось то, что в состав новой исторической общности — советский народ — включалось все население БССР. При этом вместе с формированием в условиях единой коммунистической идеологии таких общих для советского народа признаков, как советский патриотизм и интернационализм, недостаточно внимания партийным руководством уделялось собственно национально-культурным особенностям белорусского народа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 21 1. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны 2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики 3. Характеристика творчества деятеля культуры Характеристика творчества Василя Владимировича Быкова. 1. Период творчества В. В. Быкова охватывает 1960—2000-е гг. и связан с его писательской и общественно-политической деятельностью (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Условия творческой деятельности В. В. Быкова определялись существованием принципа партийности и художественного метода социалистического реализма, когда в центре внимания писателей находилась новая историческая общность людей — советский народ как строитель коммунизма при сохранении руководящей и направляющей роли коммунистической партии в обществе, а национально-культурным особенностям белорусского народа уделялось недостаточно внимания (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Будучи участником Великой Отечественной войны, В. В. Быков посвятил свое творчество преимущественно военной теме. В его произведениях «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Сотников», «Знак беды» показан обычный человек в условиях войны, для которого повседневный героизм стал нормой поведения, предпосылкой победы над врагом. В повести «Журавлиный крик» изображены несколько часов из жизни группы советских солдат, оставшихся выполнять приказ о защите, понимая, что для этого нужно пожертвовать собственной жизнью. И курлыканье журавлей, летящих на зимовку в теплые края, символизирует сразу и прощание с жизнью, и ее продолжение, благодаря удержанию врага (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Показ суровой военной правды и психологии человека на войне в произведениях В. В. Быкова не всегда совпадал с ее официальным отражением в соответствии с принципом партийности и методом социалистического реализма. В творчестве писателя посредством психологии поведения простого солдата на войне показывался масштаб всенародной борьбы в защиту свободы, чести и жизни. Книги В. В. Быкова опубликованы на 35 языках мира, а их общий тираж составил свыше 3 млн экземпляров (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 20 1. Начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои на территории Беларуси и их результаты 2. Основы государственного строя Республики Беларусь и государственной идеологии: выбор модели управления и ориентиров развития 3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусского искусства Характеристика исторической тематики в белорусском художественном фильме режиссера Юрия Тарича «Лесная быль» (при условии ознакомления учащихся в процессе обучения с художественной кинолентой или ее фрагментами). 1. Кинолента «Лесная быль» создана режиссером Ю. Таричем в 1926 г. и посвящена, в частности, историческим событиям польско-советской войны 1919—1920 гг., когда 31 июля 1920 г. в Минске состоялось второе провозглашение Советской Социалистической Республики Беларуси (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Кинолента создана по повести Михася Чарота «Свинопас» в 1920-е гг., ставшие временем зарождения белорусского советского кино. Основные темы творчества кинематографистов были связаны с отражением революционной борьбы и строительства социалистического общества. Кинорежиссер Ю. Тарич работал на созданной в 1928 г. в Ленинграде киностудии художественных фильмов «Советская Беларусь» (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Кинолента имеет героико-романтический характер. Ее сюжет отражает деятельность юного партизанского разведчика, который участвует в борьбе с польскими интервентами. В конце фильма в освобожденном от интервентов Минске проходит заседание губернского военно-революционного комитета, где заседают его руководители, в том числе Александр Григорьевич Червяков, сыгравший самого себя (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Кинолента «Лесная быль» является первым белорусским художественным фильмом, который считается началом национального художественного кинематографа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 19 1. Воссоединение Западной Беларуси с БССР: геополитические условия и историческое значение 2. Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. — начале XXI в. 3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом Определение общественно-исторического процесса, о котором свидетельствовало проведение выборов народных депутатов БССР на альтернативной основе. 1. Впервые выборы в Верховный и местные Советы народных депутатов БССР на альтернативной основе состоялись в 1990 г. в соответствии с новым избирательным законом во время осуществления политики перестройки (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Выборы народных депутатов БССР на альтернативной основе означали, что на каждое место в органе власти претендовали несколько кандидатов, каждый из которых участвовал в избирательной кампании со своей программой, а окончательное решение принималось по результатам голосования избирателей (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Впервые в истории Верховного Совета БССР в результате проведения альтернативных выборов возникла парламентская оппозиция — группа (фракция) депутатов, чьи взгляды не совпадали либо противоречили мнениям депутатского большинства. В этих условиях вместо формального единогласного утверждения законов в Верховном Совете БССР проходило их обсуждение (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4.Проведение выборов на альтернативной основе свидетельствовало о результатах политики перестройки и распространении процесса демократизации общественно-политической жизни, основанной на принципе народовластия (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 18 1. Состояние культуры в Западной Беларуси в 1920—1930-е гг.: характерные черты и особенности 2. Социально-экономическое и общественно-политическое положение в Республике Беларусь в первой половине 1990-х гг. 3. Характеристика достижений деятеля науки Характеристика достижений Отто Юльевича Шмидта. 1. Научные достижения уроженца Могилева О. Ю. Шмидта, которые были сделаны в 1920—1930-е гг., связаны с математикой и геофизикой, астрономией и географией (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Исторические условия, в которых имели место достижения О. Ю. Шмидта, характеризуются всесторонним развитием советской науки, расширением исследований в области естествознания и освоением новых географических регионов (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. О. Ю. Шмидт исследовал математические законы денежной эмиссии, дал математическое обоснование наличия железных руд на Курской магнитной аномалии, сформулировал новую теорию «холодного» образования Земли и планет из допланетного газопылевого облака. О. Ю. Шмидт стал одним из организаторов и участников освоения Северного морского пути, в 1934 г. возглавлял полярную экспедицию в Арктике на пароходе «Челюскин». Пароход был раздавлен льдами, а полярники высадились на льдину. Через два месяца «челюскинцев» спасли летчики, которым, как и Шмидту, было впервые присвоено звание Героя Советского Союза (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Исследования О. Ю. Шмидта позволили наладить регулярную навигацию судов по Северному морскому пути, организовать добычу железных руд на Курской магнитной аномалии (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 17 1. Западная Беларусь в составе Польши: политическая и социально-экономическая ситуация 2. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: отражение национально-культурных особенностей и исторического прошлого 3. Анализ содержания исторического документа Объяснение отношения партийной власти к населению Западной Беларуси на основе анализа выдержки из отчета секретаря ЦК КП(б)Б П. К. Пономаренко в ЦК ВКП(б) о проведенной работе в западных областях БССР (1946 г.). «...Включив значительную территорию западных областей республики в состав Восточной Пруссии, немцы пытались, опираясь на польские националистические и кулацкие элементы, создать для своего господства политическую базу... разжигали национальную вражду между поляками и белорусами... В западных областях остались серьезные политические последствия немецкой оккупации... Население Западной Беларуси только на короткий срок после воссоединения было присоединено к социалистическому строительству и не прошло школы перевоспитания, не прошло этапов классовой борьбы против помещиков, капиталистов и кулаков, которые прошли рабочие восточных областей в годы революции, Гражданской войны и в годы коллективизации...»1 1. Данный исторический документ появился в первый послевоенный год как отчет партийного руководителя Беларуси того времени П. К. Пономаренко в ЦК ВКП(б) (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Появление данного исторического документа вызвано ситуацией, сложившейся после окончания Великой Отечественной войны на территории присоединенной к БССР накануне войны Западной Беларуси в связи с настроениями местного населения, которое долгое время проживало в составе Польши, а потом в условиях немецко-фашистской оккупации (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Партийный руководитель заметил, что проживание с 1921 г. в составе Речи Посполитой было благоприятной базой для разжигания польских националистических настроений среди населения западных районов Беларуси, чему содействовали сторонники Армии Крайовой, которые продолжали бороться против советской власти за восстановление Польши в границах 1939 г. П. К. Пономаренко были определены также политические последствия немецкой оккупации, связанные с тем, что гитлеровская пропаганда на оккупированной территории способствовала формированию у части населения Западной Беларуси, которое не было присоединено к социалистическому строительству и не прошло школы перевоспитания, антисоветских настроений и недоверия к коммунистической партии (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Партийно-государственное руководство с определенным недоверием относилось к населению Западной Беларуси, проживавшему на оккупированной территории и включенному в состав БССР только осенью 1939 г. Позиция автора документа при написании им отчета была обусловлена должностью П. К. Пономаренко как секретаря ЦК КП(б)Б (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 15 1. Развитие образования и науки БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции 2. Политика перестройки в БССР во второй половине 1980-х гг.: реформы в общественно-политической сфере, их результаты 3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории Соотнесение процессов послевоенного восстановления в БССР и СССР. 1. Послевоенное восстановление хозяйства БССР происходило в соответствии с республиканским пятилетним планом на 1946—1950 гг., который являлся составной частью общесоюзного плана четвертой пятилетки (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Послевоенное восстановление БССР — период развития, связанный с преодолением последствий военных разрушений, нанесенных республике во время Великой Отечественной войны, и восстановлением различных отраслей народного хозяйства БССР в годы четвертой пятилетки (1946—1950) (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3.Вся территория БССР во время Великой Отечественной войны была оккупирована, а ее хозяйство разграблено немецко-фашистскими захватчиками. БССР, как одна из союзных республик, получила помощь от Правительства СССР и других советских республик, которые избежали гитлеровской оккупации. Кроме того, согласно послевоенным международным договоренностям республика получила определенную часть германских репараций — выплат, которые частично компенсировали потери от войны (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4.Общим является то, что послевоенное восстановление в БССР проходило как составная часть плана четвертой пятилетки в СССР при сохранении централизованной плановой административно-командной модели экономического развития. Особенностью восстановления в БССР стало то, что оно началось с тяжелой промышленности, а в области сельского хозяйства происходила коллективизация в западных областях, воссоединенных с БССР в 1939 г. (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 14 1. Общественно-политическая система БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: основные направления формирования 2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: вклад в формирование индустриального общества 3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов) Раскрытие содержания исторического термина «буферное государство». 1.Термин «буферное государство» используется в исторической науке для характеристики положения Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел), существовавшей с февраля по июль 1919 г. (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2.Признаки буферного государства связаны с его географическим (геополитическим) положением между соседними странами, при котором его территория используется в качестве своеобразной пограничной зоны для предотвращения вероятных противоречий между соседними странами (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3.Решение о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) было принято в феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов исходя из цели предотвращения открытой войны между Польшей и Советской Россией. Территория Литбел использовалась для отграничения РСФСР от Речи Посполитой (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4.Особенным для процесса оформления государственности Беларуси стал статус Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) как буферного государства, обусловленный его созданием в обстановке начавшейся в 1919 г. польско-советской войны за восстановление территории Речи Посполитой в границах 1772 г., что означало стремление правительства Ю. Пилсудского вернуть территории Беларуси и Литвы, где уже была установлена советская власть, в состав Польши (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности). Раскрытие содержания исторического термина «развитой социализм». 1. Термин «развитой социализм» был использован в 1971 г., когда отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2.Термин «развитой социализм» определялся в программных документах Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) как этап общественного развития СССР на пути строительства коммунизма, связанный с высшим достижением социального прогресса в начале 1970-х гг. (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3.В связи с необоснованностью курса на строительство коммунизма, принятого еще в 1961 г., была разработана концепция «развитого социализма». В 1971 г. на XXIV съезде КПСС отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Был также сделан вывод о том, что в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. В1977 и 1978 гг. были приняты соответственно Конституции СССР и БССР, получившие неофициальное название «Конституций развитого социализма», в шестых статьях которых была официально закреплена руководящая и направляющая роль КПСС (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4.Особенным для общественно-исторического процесса в БССР, связанного с характеристикой построенного общества как «развитого социализма», являлось то, что в состав новой исторической общности — советский народ — включалось все население БССР. При этом вместе с формированием в условиях единой коммунистической идеологии таких общих для советского народа признаков, как советский патриотизм и интернационализм, недостаточно внимания партийным руководством уделялось собственно национально-культурным особенностям белорусского народа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
|