Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Беларуси






 

Билет 25

1. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Гер­манией: результаты и уроки Великой Отечественной войны

2. Развитие литературы и искусства в Республике Беларусь: отражение культурно-исторического наследия и современные достижения

3. Характеристика достижений деятеля науки

Характеристика достижений Василия Феофиловича Купревича.

1. Доктор биологических наук В. Ф. Купревич возглавлял с 1952 по 1969 г. Академию наук БССР (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Исторические условия, в которых происходила научная дея­тельность В. Ф. Купревича, были достаточно сложными. Он защи­тил докторскую диссертацию в 1942 г. в блокадном голодающем Ленинграде, что само по себе было жизненным подвигом. Адми­нистративные методы управления наукой в послевоенный период повлияли на признание неперспективным такого научного направ­ления, как генетика, целесообразность развития которой защищал В. Ф. Купревич (третий уровень усвоения знаний и способов деятель­ности).

3. Основными направлениями научной деятельности В. Ф. Купре­вича были ботаника, почвоведение, физиология. Он впервые доказал, что растения могут усваивать для фотосинтеза углекислоту, которая попадает в корневую систему вместе с водой из почвы. В. Ф. Купревич приложил много усилий для восстановления исследований в области генетики (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельно­сти).

4. В. Ф. Купревич занимался философской проблемой жизни и смер­ти с точки зрения биологии, что ставит его имя в один ряд с выдаю­щимися мыслителями XX в. Он был уверен, что найдет способ при­остановить механизм старения организма человека, который должен жить гораздо дольше (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 24

1. Освобождение территории Беларуси от германских захват­чиков. Операция «Багратион» и ее стратегическое значение

2. Достижения белорусского искусства и спорта на междуна­родном уровне

3. Объяснение причинно-следственных связей между исто­рическими фактами (процессами)

Раскрытие причинно-следственной связи между прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами Содружества Независимых Государств.

1. Исторические события, связанные с прекращением существова­ния СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами Содружества Независимых Государств, относят­ся к 1990-м гг. и к общественно-политической и внешнеполитической сферам (процессам) (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Логическая последовательность исторических событий, свя­занных с прекращением существования СССР и началом интегра­ционного процесса между Республикой Беларусь и странами СНГ, заключается в поиске новых форм объединения бывших советских республик после распада Советского Союза (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. С распадом СССР произошел разрыв единого экономического пространства, разрушились хозяйственные связи между бывшими советскими республиками, которые существовали в рамках народно­хозяйственного комплекса, что требовало их восстановления на новой рыночной основе. В 1995 г. был подписан Договор о дружбе, добросо­седстве и сотрудничестве Беларуси и России. В этом же году Респу­блика Беларусь создала Таможенный союз с Россией и Казахстаном, который в 2000 г. был преобразован в новое интеграционное объедине­ние — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 1993 г. Беларусь присоединилась к Договору о создании системы коллектив­ной безопасности СНГ с оговоркой, что белорусские военнослужа­щие не будут участвовать в боевых действиях за пределами Беларуси. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, 2 апреля 1997 г. создан Союз Беларуси и России, а в декабре 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государ­ства (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

4. Особенным в данной причинно-следственной связи является то, что в геополитическом аспекте создание интеграционного объедине­ния между Республикой Беларусь и некоторыми странами СНГ, в част­ности Россией и Казахстаном, позволяет противостоять попыткам установления однополярного мира и способствует реализации единой внешнеэкономической политики в пределах единого таможенного про­странства (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).


 

Билет 23

1. Массовая народная борьба против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси: формы, методы, особен­ности сопротивления

2. Становление и развитие национальной системы образова­ния и науки в Республике Беларусь

3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)

Раскрытие содержания исторического термина «буферное государство».

1. Термин «буферное государство» используется в исторической науке для характеристики положения Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел), существовавшей с февраля по июль 1919 г. (второй уровень усвоения знаний и способов деятель­ности).

2. Признаки буферного государства связаны с его географическим (геополитическим) положением между соседними странами, при ко­тором его территория используется в качестве своеобразной погра­ничной зоны для предотвращения вероятных противоречий между соседними странами (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Решение о создании Социалистической Советской Республи­ки Литвы и Беларуси (Литбел) было принято в феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов исходя из цели предотвращения открытой войны между Польшей и Советской Россией. Территория Литбел использовалась для отграничения РСФСР от Речи Посполитой (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Особенным для процесса оформления государственности Бе­ларуси стал статус Социалистической Советской Республики Лит­вы и Беларуси (Литбел) как буферного государства, обусловленный его созданием в обстановке начавшейся в 1919 г. польско-советской войны за восстановление территории Речи Посполитой в границах 1772 г., что означало стремление правительства Ю. Пилсудского вернуть территории Беларуси и Литвы, где уже была установлена советская власть, в состав Польши (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Раскрытие содержания исторического термина «развитой социализм».

1. Термин «развитой социализм» был использован в 1971 г., когда отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое об­щество (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2.Термин «развитой социализм» определялся в программных до­кументах Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) как этап общественного развития СССР на пути строительства коммунизма, связанный с высшим достижением социального прогресса в начале 1970-х гг. (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).


3. В связи с необоснованностью курса на строительство коммуниз­ма, принятого еще в 1961 г., была разработана концепция «развитого социализма». В 1971 г. на XXIV съезде КПСС отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Был также сделан вывод о том, что в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. В1977 и 1978 гг. были приняты соответственно Кон­ституции СССР и БССР, получившие неофициальное название «Кон­ституций развитого социализма», в шестых статьях которых была официально закреплена руководящая и направляющая роль КПСС (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Особенным для общественно-исторического процесса в БССР, связанного с характеристикой построенного общества как «развитого социализма», являлось то, что в состав новой исторической общно­сти — советский народ — включалось все население БССР. При этом вместе с формированием в условиях единой коммунистической иде­ологии таких общих для советского народа признаков, как советский патриотизм и интернационализм, недостаточно внимания партий­ным руководством уделялось собственно национально-культурным особенностям белорусского народа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 21

1. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны

2. Основные направления социально-экономического раз­вития Республики Беларусь. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики

3. Характеристика творчества деятеля культуры

Характеристика творчества Василя Владимировича Быкова.

1. Период творчества В. В. Быкова охватывает 1960—2000-е гг. и связан с его писательской и общественно-политической деятель­ностью (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Условия творческой деятельности В. В. Быкова определялись существованием принципа партийности и художественного метода социалистического реализма, когда в центре внимания писателей на­ходилась новая историческая общность людей — советский народ как строитель коммунизма при сохранении руководящей и направляю­щей роли коммунистической партии в обществе, а национально-куль­турным особенностям белорусского народа уделялось недостаточно внимания (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Будучи участником Великой Отечественной войны, В. В. Бы­ков посвятил свое творчество преимущественно военной теме. В его произведениях «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Сотни­ков», «Знак беды» показан обычный человек в условиях войны, для которого повседневный героизм стал нормой поведения, предпосыл­кой победы над врагом. В повести «Журавлиный крик» изображены несколько часов из жизни группы советских солдат, оставшихся вы­полнять приказ о защите, понимая, что для этого нужно пожертвовать собственной жизнью. И курлыканье журавлей, летящих на зимовку в теплые края, символизирует сразу и прощание с жизнью, и ее про­должение, благодаря удержанию врага (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Показ суровой военной правды и психологии человека на войне в произведениях В. В. Быкова не всегда совпадал с ее официальным отражением в соответствии с принципом партийности и методом социалистического реализма. В творчестве писателя посредством психологии поведения простого солдата на войне показывался мас­штаб всенародной борьбы в защиту свободы, чести и жизни. Книги В. В. Быкова опубликованы на 35 языках мира, а их общий тираж составил свыше 3 млн экземпляров (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 20

1. Начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои на территории Беларуси и их результаты

2. Основы государственного строя Республики Беларусь и го­сударственной идеологии: выбор модели управления и ори­ентиров развития

3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусского искусства

Характеристика исторической тематики в белорусском художественном фильме режиссера Юрия Тарича «Лесная быль» (при условии ознакомления учащихся в процессе обучения с художественной кинолентой или ее фрагментами).

1. Кинолента «Лесная быль» создана режиссером Ю. Таричем в 1926 г. и посвящена, в частности, историческим событиям поль­ско-советской войны 1919—1920 гг., когда 31 июля 1920 г. в Минске состоялось второе провозглашение Советской Социалистической Республики Беларуси (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Кинолента создана по повести Михася Чарота «Свинопас» в 1920-е гг., ставшие временем зарождения белорусского советского кино. Основные темы творчества кинематографистов были связаны с отражением революционной борьбы и строительства социалисти­ческого общества. Кинорежиссер Ю. Тарич работал на созданной в 1928 г. в Ленинграде киностудии художественных фильмов «Со­ветская Беларусь» (третий уровень усвоения знаний и способов де­ятельности).

3. Кинолента имеет героико-романтический характер. Ее сюжет отражает деятельность юного партизанского разведчика, который участвует в борьбе с польскими интервентами. В конце фильма в освобожденном от интервентов Минске проходит заседание гу­бернского военно-революционного комитета, где заседают его ру­ководители, в том числе Александр Григорьевич Червяков, сыграв­ший самого себя (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Кинолента «Лесная быль» является первым белорусским худо­жественным фильмом, который считается началом национального художественного кинематографа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 19

1. Воссоединение Западной Беларуси с БССР: геополитические условия и историческое значение

2. Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. — начале XXI в.

3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общест­венно-историческим процессом

Определение общественно-исторического процесса, о котором свидетельствовало проведение выборов народных депутатов БССР на альтернативной основе.

1. Впервые выборы в Верховный и местные Советы народных де­путатов БССР на альтернативной основе состоялись в 1990 г. в соот­ветствии с новым избирательным законом во время осуществления

политики перестройки (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Выборы народных депутатов БССР на альтернативной основе означали, что на каждое место в органе власти претендовали несколь­ко кандидатов, каждый из которых участвовал в избирательной кам­пании со своей программой, а окончательное решение принималось по результатам голосования избирателей (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Впервые в истории Верховного Совета БССР в результате про­ведения альтернативных выборов возникла парламентская оппози­ция — группа (фракция) депутатов, чьи взгляды не совпадали либо противоречили мнениям депутатского большинства. В этих условиях вместо формального единогласного утверждения законов в Верхов­ном Совете БССР проходило их обсуждение (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4.Проведение выборов на альтернативной основе свидетельство­вало о результатах политики перестройки и распространении процес­са демократизации общественно-политической жизни, основанной на принципе народовластия (пятый уровень усвоения знаний и спо­собов деятельности).

 

Билет 18

1. Состояние культуры в Западной Беларуси в 1920—1930-е гг.: характерные черты и особенности

2. Социально-экономическое и общественно-политическое положение в Республике Беларусь в первой половине 1990-х гг.

3. Характеристика достижений деятеля науки

Характеристика достижений Отто Юльевича Шмидта.

1. Научные достижения уроженца Могилева О. Ю. Шмидта, кото­рые были сделаны в 1920—1930-е гг., связаны с математикой и геофи­зикой, астрономией и географией (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Исторические условия, в которых имели место достижения О. Ю. Шмидта, характеризуются всесторонним развитием советской науки, расширением исследований в области естествознания и ос­воением новых географических регионов (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. О. Ю. Шмидт исследовал математические законы денежной эмиссии, дал математическое обоснование наличия железных руд на Курской магнитной аномалии, сформулировал новую теорию «хо­лодного» образования Земли и планет из допланетного газопылево­го облака. О. Ю. Шмидт стал одним из организаторов и участников освоения Северного морского пути, в 1934 г. возглавлял полярную экспедицию в Арктике на пароходе «Челюскин». Пароход был раз­давлен льдами, а полярники высадились на льдину. Через два месяца «челюскинцев» спасли летчики, которым, как и Шмидту, было впер­вые присвоено звание Героя Советского Союза (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Исследования О. Ю. Шмидта позволили наладить регулярную навигацию судов по Северному морскому пути, организовать добычу железных руд на Курской магнитной аномалии (пятый уровень усво­ения знаний и способов деятельности).

 

Билет 17

1. Западная Беларусь в составе Польши: политическая и соци­ально-экономическая ситуация

2. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: отражение наци­онально-культурных особенностей и исторического прошлого

3. Анализ содержания исторического документа

Объяснение отношения партийной власти к населению Западной Беларуси на основе анализа выдержки из отчета секретаря ЦК КП(б)Б П. К. Пономаренко в ЦК ВКП(б) о проведенной работе в западных областях БССР (1946 г.).

«...Включив значительную территорию западных областей ре­спублики в состав Восточной Пруссии, немцы пытались, опираясь на польские националистические и кулацкие элементы, создать для своего господства политическую базу... разжигали национальную вражду между поляками и белорусами...

В западных областях остались серьезные политические послед­ствия немецкой оккупации...

Население Западной Беларуси только на короткий срок после вос­соединения было присоединено к социалистическому строительству и не прошло школы перевоспитания, не прошло этапов классовой борьбы против помещиков, капиталистов и кулаков, которые прошли рабочие восточных областей в годы революции, Гражданской войны и в годы коллективизации...»1

1. Данный исторический документ появился в первый послевоен­ный год как отчет партийного руководителя Беларуси того времени П. К. Пономаренко в ЦК ВКП(б) (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Появление данного исторического документа вызвано ситуа­цией, сложившейся после окончания Великой Отечественной войны на территории присоединенной к БССР накануне войны Западной Беларуси в связи с настроениями местного населения, которое долгое время проживало в составе Польши, а потом в условиях немецко-фа­шистской оккупации (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Партийный руководитель заметил, что проживание с 1921 г. в со­ставе Речи Посполитой было благоприятной базой для разжигания польских националистических настроений среди населения западных районов Беларуси, чему содействовали сторонники Армии Крайовой, которые продолжали бороться против советской власти за восстанов­ление Польши в границах 1939 г. П. К. Пономаренко были определены также политические последствия немецкой оккупации, связанные с тем, что гитлеровская пропаганда на оккупированной территории способствовала формированию у части населения Западной Беларуси, которое не было присоединено к социалистическому строительству и не прошло школы перевоспитания, антисоветских настроений и не­доверия к коммунистической партии (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Партийно-государственное руководство с определенным недо­верием относилось к населению Западной Беларуси, проживавше­му на оккупированной территории и включенному в состав БССР только осенью 1939 г. Позиция автора документа при написании им отчета была обусловлена должностью П. К. Пономаренко как секретаря ЦК КП(б)Б (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).


 

Билет 15

1. Развитие образования и науки БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции

2. Политика перестройки в БССР во второй половине 1980-х гг.: реформы в общественно-политической сфере, их результаты

3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и все­мирной истории

Соотнесение процессов послевоенного восстановления в БССР и СССР.

1. Послевоенное восстановление хозяйства БССР происходило в со­ответствии с республиканским пятилетним планом на 1946—1950 гг., который являлся составной частью общесоюзного плана четвертой пятилетки (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Послевоенное восстановление БССР — период развития, свя­занный с преодолением последствий военных разрушений, нанесен­ных республике во время Великой Отечественной войны, и восста­новлением различных отраслей народного хозяйства БССР в годы четвертой пятилетки (1946—1950) (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3.Вся территория БССР во время Великой Отечественной войны была оккупирована, а ее хозяйство разграблено немецко-фашистски­ми захватчиками. БССР, как одна из союзных республик, получи­ла помощь от Правительства СССР и других советских республик, которые избежали гитлеровской оккупации. Кроме того, согласно послевоенным международным договоренностям республика полу­чила определенную часть германских репараций — выплат, которые частично компенсировали потери от войны (четвертый уровень усво­ения знаний и способов деятельности).

4.Общим является то, что послевоенное восстановление в БССР проходило как составная часть плана четвертой пятилетки в СССР при сохранении централизованной плановой административно-ко­мандной модели экономического развития. Особенностью восстанов­ления в БССР стало то, что оно началось с тяжелой промышленности, а в области сельского хозяйства происходила коллективизация в за­падных областях, воссоединенных с БССР в 1939 г. (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 14

1. Общественно-политическая система БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: основные направления формирования

2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: вклад в формирование индустриального общества

3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)

Раскрытие содержания исторического термина «буферное государство».

1.Термин «буферное государство» используется в исторической науке для характеристики положения Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел), существовавшей с февраля по июль 1919 г. (второй уровень усвоения знаний и способов деятель­ности).

2.Признаки буферного государства связаны с его географическим (геополитическим) положением между соседними странами, при ко­тором его территория используется в качестве своеобразной погра­ничной зоны для предотвращения вероятных противоречий между соседними странами (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3.Решение о создании Социалистической Советской Республи­ки Литвы и Беларуси (Литбел) было принято в феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов исходя из цели предотвращения открытой войны между Польшей и Советской Россией. Территория Литбел использовалась для отграничения РСФСР от Речи Посполитой (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4.Особенным для процесса оформления государственности Бе­ларуси стал статус Социалистической Советской Республики Лит­вы и Беларуси (Литбел) как буферного государства, обусловленный его созданием в обстановке начавшейся в 1919 г. польско-советской войны за восстановление территории Речи Посполитой в границах 1772 г., что означало стремление правительства Ю. Пилсудского вернуть территории Беларуси и Литвы, где уже была установлена советская власть, в состав Польши (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Раскрытие содержания исторического термина «развитой социализм».

1. Термин «развитой социализм» был использован в 1971 г., когда отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое об­щество (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2.Термин «развитой социализм» определялся в программных до­кументах Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) как этап общественного развития СССР на пути строительства коммунизма, связанный с высшим достижением социального прогресса в начале 1970-х гг. (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3.В связи с необоснованностью курса на строительство коммуниз­ма, принятого еще в 1961 г., была разработана концепция «развитого социализма». В 1971 г. на XXIV съезде КПСС отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Был также сделан вывод о том, что в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. В1977 и 1978 гг. были приняты соответственно Кон­ституции СССР и БССР, получившие неофициальное название «Кон­ституций развитого социализма», в шестых статьях которых была официально закреплена руководящая и направляющая роль КПСС (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4.Особенным для общественно-исторического процесса в БССР, связанного с характеристикой построенного общества как «развитого социализма», являлось то, что в состав новой исторической общно­сти — советский народ — включалось все население БССР. При этом вместе с формированием в условиях единой коммунистической иде­ологии таких общих для советского народа признаков, как советский патриотизм и интернационализм, недостаточно внимания партий­ным руководством уделялось собственно национально-культурным особенностям белорусского народа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал