![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 13. 1. Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенности, результаты
1. Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенности, результаты 2. Белорусская литература во второй половине 1950-х —1980-е гг.: условия развития и тематика творчества 3. Анализ исторического явления на основе статистических данных Анализ историческою явления, связанного с проведением советской властью аграрной политики на основе количественных показателей. В феврале 1930 г. было принято решение провести коллективизацию до марта 75—80 % крестьянских хозяйств и объявить Беларусь первой в СССР республикой сплошной коллективизации. Согласно данному решению количество крестьянских хозяйств в колхозах возросло соответственно с 21 до 58 %. Однако в июне 1930 г. произошло уменьшение доли крестьянских хозяйств в колхозах до 11 %. 1. Такие количественные показатели свидетельствуют о проведении сплошной коллективизации сельского хозяйства, началом которой считается 1929 г. (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Общим признаком, которому подчиняются предложенные статистические данные, является объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные, т. е. создание колхозов (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Теоретическим обоснованием политики сплошной коллективизации сельского хозяйства стала статья И. В. Сталина «Год великого перелома», напечатанная в газете «Правда» в 1929 г. Однако нарушение принципа добровольности и применение силовых методов при создании колхозов вызвали недовольство крестьянства. В результате публикации в марте 1930 г. еще одной статьи И. В. Сталина «Головокружение от успехов» об искривлениях партлинии в колхозном движении произошло их исправление, связанное с массовым выходом крестьян из колхозов (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4.Первоначально динамика процесса сплошной коллективизации являлась положительной, в короткий срок с февраля по март 1930 г. количество крестьянских хозяйств в колхозах возросло с 21 до 58 %. В июне 1930 г. коллективизация приобрела отрицательный характер, произошло уменьшение доли крестьянских хозяйств в колхозах до 11 %. Особенностью колхозного строительства в БССР было стремление партийного руководства объявить Беларусь первой в СССР республикой сплошной коллективизации, что вызвало очень быстрые темпы объединения индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 12 1. Индустриализация в БССР: особенности проведения и результаты 2. Общественно-политическая система БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.: характерные черты и особенности 3. Анализ содержания исторического документа Определение названия исторического документа, обстоятельств его создания, позиции авторов (составителей). «...Арганiзаваны рабочы клас i працоунае сялянства Беларуасi... абапiраючыся на волю працоуных мас, праяуленую на I з'ездзе Саветау Беларусi у лютым 1919 г.... абвяшчаюць незалежную Сацыялiстычную Савецкую Рэспублiку Беларусi., усе законы i пастановы польскай акупацыйнай улады аб аднауленнi прыватнай уласнасцi у Беларусi адмяняюцца. Асноуныя палажэннi аб арганiзацыi народнагаспадарчага жыцця, абвешчаныя 1 студзеня 1919 г. у Манiфесце Часовага рабоча-сялянскага урада Беларусi, аднауляюцца у поунай ступенi.. Сацыялiстычная Савецкая Рэспублiка Беларусi вызначае сваю заходнюю мяжу па этнаграфiнчнай мяжы памiж Беларуссю i прымыкаючымi да яе буржуазнымi дзяржавамi Мяжа Сацыялiстычнай Савецкай Рэспублiкi Беларусi з Савецкай Расiяй i Украiнай вызначаецца свабоднымi выражэннямi волi беларускага народа на павятовых i губернскiх з'ездах Саветау у поунай згодзе з урадамi РСФСР i УССР...»1 1. Данный исторический документ представляет собой Декларацию о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларуси, принятую 31 июля 1920 г. в Минске (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Историческая ситуация, в которой создавался документ, связана с тем, что данная декларация принята в условиях окончания польско-советской войны, когда войска Красной Армии освободили от польских интервентов Минск (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Второе объявление ССРБ в данной декларации является логическим продолжением государствообразующего процесса, начавшегося провозглашением ССРБ 1 января 1919 г. в Манифесте Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Позиция составителей исторического документа связана с логическим продолжением событий, о которых упоминается в настоящей декларации. Данные исторические события были направлены на оформление белорусской советской государственности. Во-первых, это провозглашение ССРБ 1 января 1919 г. Во-вторых, это I съезд Советов Беларуси в феврале 1919 г., на котором было принято постановление «О признании независимости Социалистической Советской Республики Беларуси» и решено о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 10 1. Политика белорусизации: особенности национальных отношений и основные мероприятия 2. Курс на ускорение социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг.: основные направления и попытки реализации 3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Сравнение общественно-политической жизни в БССР в периоды хрущевской «оттепели» и стагнации по предложенным признакам. 1. Синхронизация явлений общественно-политической жизни БССР в период хрущевской «оттепели», т. е. во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг., и в период стагнации, т. е. во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2.Самостоятельное определение признаков может быть связано с понятиями «советская общественно-политическая система» и «де мократизация» (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Заполнение сравнительной таблицы по предложенным признакам (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
4. Особенностью общественно-политической жизни в БССР являлось усиление роли Коммунистической партии Беларуси, происходившее в условиях достаточно стабильного экономического развития Беларуси, когда еще не проявились кризисные явления. На основе повышения жизненного уровня населения формировалось положительное отношение белорусов к политике коммунистической партии. Для белорусского общества были характерны жизненный оптимизм, уверенность в завтрашнем дне, симпатии к идеям социализма (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 9 1. Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е гг.: демократизация и участие в образовании СССР 2. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг.: формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов 3. Характеристика деятельности исторической личности Характеристика деятельности Александра Григорьевича Червякова. 1. Деятельность А. Г. Червякова происходила в 1917—1937 гг. и относится к общественно-политической сфере (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Деятельность А. Г. Червякова проходила в условиях установления в Беларуси советской власти и укрепления советской общественно-политической системы, сторонником которой он сознательно являлся (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).
3. Являлся участником Октябрьской революции 1917 г. в Петрограде, руководил Северо-Западном областным комитетом РСДРП(б). А. Г. Червяков работал секретарем Белорусского национального комиссариата (Белнацкома) и выступал за создание белорусской советской республики и установление тесных связей с Советской Россией. Являлся одним из авторов Манифеста Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси, которым 1 января 1919 г. провозглашалось образование Советской Социалистической Республики Беларуси (ССРБ). В 1919 г. был народным комиссаром просвещения ССРБ. Стал одним из участников создания 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик. Договор об образовании СССР заключили советские республики, в том числе ССРБ. В 1920—1924 гг. являлся председателем Совета Народных Комиссаров. В 1920—1937 гг. занимал пост председателя Центрального исполнительного комитета БССР (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4.А. Г. Червяков внес значительный вклад в создание белорусской советской государственности, содействовал реализации ленинского плана объединения советских республик посредством создания СССР с участием БССР, был активным сторонником политики бе-лорусизации. Благодаря его деятельности был заложен фундамент национальной формы белорусской государственности, проводилась в жизнь национальная политика, которая учитывала интересы белорусского народа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 8 1. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами) 2. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг.: основные направления демократизации 3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами) Раскрытие причинно-следственной связи между политикой Польши в «кресах восточных» и развертыванием национально-освободительной борьбы в Западной Беларуси. 1.Исторические события, связанные с политикой Польши в «кресах восточных» и развертыванием национально-освободительной борьбы в Западной Беларуси, относятся к 1920—1930-м гг. и к общественно-политической и социально-экономической сферам жизни (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2.Логическая последовательность исторических событий, связанных с политикой Польши в «кресах восточных» и развертыванием в Западной Беларуси национально-освободительной борьбы, заключается в ее обусловленности действиями польских властей, направленными на полонизацию местного населения (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3.Причины развертывания борьбы против польских властей в Западной Беларуси были обусловлены политикой маршала Юзефа Пилсудского, получившей название «санация» («оздоровление»). На территории Западной Беларуси действовала польская тайная политическая полиция, многочисленные суды и тюрьмы, был создан концентрационный лагерь в Березе-Картузской. Массовые аресты, издевательства и пытки вызвали ненависть народа к польским правителям. В результате курса на полонизацию в 1938/39 учебном году в Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы. Одним из проявлений национального притеснения стало нарушение права на свободу вероисповедания и религиозная нетерпимость польских властей к православному большинству белорусскоязычного населения. Аграрная политика польских властей была направлена на эксплуатацию крестьянства, которое в Западной Беларуси страдало от малоземелья и безземелья. Рабочие в Западной Беларуси трудились по 12—14 часов в сутки, а их заработная плата была ниже, чем на собственно польских землях (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Особенным в данной причинно-следственной связи является то, что польские власти рассматривали аннексированные ими по условиям Рижского мирного договора 1921 г. западнобелорусские земли как собственно польские, так как в официальных польских документах они получили название «кресы восточные», что означало восточные окраины Речи Посполитой.
Билет 7 1. Беларусь в межвоенный период: основные направления становления советского социалистического общества 2. Участие БССР в основании и деятельности ООН 3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов) Раскрытие содержания исторического термина «буферное государство». 1.Термин «буферное государство» используется в исторической науке для характеристики положения Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел), существовавшей с февраля по июль 1919 г. (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2.Признаки буферного государства связаны с его географическим (геополитическим) положением между соседними странами, при котором его территория используется в качестве своеобразной пограничной зоны для предотвращения вероятных противоречий между соседними странами (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3.Решение о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) было принято в феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов исходя из цели предотвращения открытой войны между Польшей и Советской Россией. Территория Литбел использовалась для отграничения РСФСР от Речи Посполитой (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4.Особенным для процесса оформления государственности Беларуси стал статус Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) как буферного государства, обусловленный его созданием в обстановке начавшейся в 1919 г. польско-советской войны за восстановление территории Речи Посполитой в границах 1772 г., что означало стремление правительства Ю. Пилсудского вернуть территории Беларуси и Литвы, где уже была установлена советская власть, в состав Польши (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности). Раскрытие содержания исторического термина «развитой социализм». 1. Термин «развитой социализм» был использован в 1971 г., когда отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2.Термин «развитой социализм» определялся в программных документах Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) как этап общественного развития СССР на пути строительства коммунизма, связанный с высшим достижением социального прогресса в начале 1970-х гг. (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3.В связи с необоснованностью курса на строительство коммунизма, принятого еще в 1961 г., была разработана концепция «развитого социализма». В 1971 г. на XXIV съезде КПСС отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Был также сделан вывод о том, что в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. В1977 и 1978 гг. были приняты соответственно Конституции СССР и БССР, получившие неофициальное название «Конституций развитого социализма», в шестых статьях которых была официально закреплена руководящая и направляющая роль КПСС (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4.Особенным для общественно-исторического процесса в БССР, связанного с характеристикой построенного общества как «развитого социализма», являлось то, что в состав новой исторической общности — советский народ — включалось все население БССР. При этом вместе с формированием в условиях единой коммунистической идеологии таких общих для советского народа признаков, как советский патриотизм и интернационализм, недостаточно внимания партийным руководством уделялось собственно национально-культурным особенностям белорусского народа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности). Билет 6 1. Беларусь в условиях польско-советской войны 1919—1920 гг. Второе провозглашение Советской Социалистической Республики Беларуси. Рижский мирный договор 2. БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: основные этапы и направления реформирования общества 3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом Определение общественно-исторического процесса, о котором свидетельствовал созыв Всебелорусского съезда в декабре 1917 г. 1. Созыв Всебелорусского съезда состоялся в декабре 1917 г., когда представителями белорусского национального движения предпринимались попытки оформления белорусской государственности. Созыв Всебелорусского съезда произошел после октябрьских событий 1917 г. при условии признания представителями белорусского национального движения советской власти (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). Всебелорусский съезд впервые в новейшей истории Беларуси стал свидетельством начала осознания белорусским обществом его государственно-политических интересов, связанных с необходимостью создания белорусской государственности и организации краевой власти. В современной белорусской исторической науке понятие «белорусская государственность» рассматривается как право этнона-ционального сообщества, потенциальная способность и возможность его национальной элиты к длительному самостоятельному историческому существованию и развитию (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Делегаты съезда представляли как все слои белорусского населения, так и различные политические организации, которые действовали в Беларуси. На съезде развернулась острая дискуссия по поводу определения формы белорусской государственности. Так, сторонники Великой белорусской рады добивались провозглашения Беларуси равноправной республикой в составе общероссийской федерации народов и краев, т. е. поддержали идею провозглашения Беларуси народной республикой. Делегаты от Белорусского областного комитета предложили областную автономию Беларуси в составе Советской России, т. е. разделили идею создания белорусского государства на советской основе (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4.Участники съезда признали всероссийскую советскую власть. Однако съезд игнорировал существование Областного исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облисполкомзапа), так как считали, что он представляет не белорусский народ, а солдат Западного фронта. Облисполкомзап в свою очередь руководствовался идеей осуществления мировой пролетарской революции и не воспринимал требование о самоопределении белорусов. После того как делегаты съезда приступили к рассмотрению вопроса о создании Всебелорусского Совета как временного органа краевой власти, Совет Народных Комиссаров Западной области и фронта с помощью военной силы разогнал съезд. Таким образом, созыв Всебелорусского съезда и его решение об образовании Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов как временного органа краевой власти свидетельствовали о процессе оформления национальной формы белорусской государственности; ее носителем являлся белорусский народ, который был политически подготовлен к практической реализации идеи создания собственной государственности (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 5 1. Образование Советской Социалистической Республики Беларуси и Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси: особенности оформления белорусской советской государственности 2. Развитие литературы и искусства БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.: особенности и темы творчества 3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определенным признакам Сравнение социально-экономического развития Советской Беларуси и аннексированной Польшей Западной Беларуси по самостоятельно определенным признакам. 1. Синхронизация социально-экономического развития БССР и Западной Беларуси охватывает период 1920—1930-х гг. С 1921 г. по условиям Рижского мира Западная Беларусь находилась в составе Польши, а в 1939 г. была воссоединена с БССР (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Самостоятельное определение признаков, необходимых для сравнения социально-экономического развития БССР и Западной Беларуси, проводится на основе характеристики индустриального развития Советской Беларуси и превращения Западной Беларуси в аграрно-сырьевой придаток промышленных районов Польши (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Заполнение сравнительной таблицы по самостоятельно определенным признакам (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности)1.
4. Проведение форсированной индустриализации позволило превратить БССР к концу 1930-х гг. в индустриально-аграрную страну, где установилась единая государственная форма собственности на средства производства. В результате сплошной коллективизации в БССР была создана материально-техническая база, необходимая для дальнейшего индустриального развития республики. Однако нарушение принципов добровольности и постепенности в создании колхозов и при проведении раскулачивания привело к деформации законности, потере экономического эффекта, искалечило многие человеческие судьбы. Западная Беларусь рассматривалась польскими властями как «кресы восточные», что означало восточные окраины Польши, и являлась аграрно-сырьевым придатком ее промышленных районов (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 4 1. Белорусское национальное движение в декабре 1917 — марте 1918 г. Провозглашение Белорусской Народной Республики 2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоенного восстановления 3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту 1. Карта отражает период осени 1939 г., когда произошло присоединение территории Западной Беларуси к БССР (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Исторические условия, характеризующие внешнеполитическое положение Беларуси, связаны с геополитической ситуацией в Европе. Она характеризовалась нарастанием агрессии нацистской Германии в условиях проведения политики примирения (усмирения агрессора) со стороны Великобритании и Франции. Чтобы выиграть некоторое время, необходимое для укрепления безопасности СССР, 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении (пакт Молотова — Риббентропа). Пакт включал дополнительный секретный протокол. Согласно ему территория Польши и ряда других стран делилась на сферы влияния СССР и Германии. Западная Беларусь и Западная Украина признавались «сферой интересов» СССР. Нацистская Германия 1 сентября 1939 г. совершила агрессию против Польши, тем самым развязала Вторую мировую войну. Почти вся территория Польши была оккупирована, а германские войска подошли к территории Западной Беларуси (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Территориальные изменения на карте отражают результаты освободительного похода Красной Армии в Западную Беларусь, который начался 17 сентября 1939 г. 28—30 октября 1939 г. в Белостоке (указывается на карте) состоялось Народное собрание Западной Беларуси, которое приняло Декларацию о вхождении Западной Беларуси в состав БССР. На присоединенной территории было образовано 5 областей — Барановичская, Брестская, Белостокская, Вилейская и Пинская (на карте указывается присоединенная территория). 14 ноября 1939 г. в Минске (указывается на карте) Верховным Советом БССР был принят Закон «О принятии Западной Беларуси в состав Белорусской ССР» (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. В результате вхождения Западной Беларуси в состав БССР ее территория увеличилась со 125, 6 до 225, 6 тыс. км2, а население — с 5, 6 до 10, 3 млн человек. Воссоединение Западной Беларуси с БССР позволило восстановить историческую справедливость в отношении разделенного государственными границами (согласно условиям Рижского мирного договора 1921 г.) белорусского народа и дало ему возможность жить и работать в рамках советского социалистического государства (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 3 1. Беларусь в условиях германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и раздел территории 2. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1940-х — первой половике 1950-х гг.: особенности послевоенного положения 3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории Соотнесение событий «рельсовой войны» на территории Беларуси с заключительным этапом Великой Отечественной войны. 1. «Рельсовая война» на территории Беларуси проводилась в три этапа. Первый этап начался в августе 1943 г., когда войска Красной Армии начали контрнаступление под Курском. Второй этап проводился во второй половине сентября и продолжался до начала ноября 1943 г., когда Красная Армия начала освобождение территории Беларуси. Третий этап начался 20 июня 1944 г. накануне Белорусской наступательной операции «Багратион» и продолжался до полного освобождения Беларуси (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. «Рельсовая война» — операция партизан по массовому разрушению железных дорог с целью дезорганизации немецких военных перевозок (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. В ходе первого этапа «рельсовой войны» партизаны взрывали рельсы, пускали под откос военные эшелоны. В результате на 40 % сократились перевозки для фашистских армий. Гитлеровское командование вынуждено было отдать приказ разбирать железную дорогу в ряде стран Европы, а рельсы и шпалы переправлять на Восток. В ходе второго этапа «рельсовой войны» противник вынужден был удвоить количество дивизий для охраны своих коммуникаций. В ходе проведения третьего этапа «рельсовой войны» взаимодействие партизанских соединений и регулярных формирований Красной Армии способствовало освобождению территории Беларуси (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Общим является координация синхронных действий партизан по срыву военных перевозок и войск Красной Армии при их наступлении. Особенным можно считать то, что под контролем белорусских партизан находилось до 60 % оккупированной территории. Это позволило им проводить «рельсовую войну» в массовом масштабе при оказании непосредственной помощи регулярным подразделениям Красной Армии (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 2 1. События Октябрьской революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и результаты преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах 2. БССР в первое послевоенное десятилетие: направления 3. Анализ содержания исторического документа Определение названия исторического документа, обстоятельств его создания, позиции авторов (составителей). «...Арганiзаваны рабочы клас i працоунае сялянства Беларуасi... абапiраючыся на волю працоуных мас, праяуленую на I з'ездзе Саветау Беларусi у лютым 1919 г.... абвяшчаюць незалежную Сацыялiстычную Савецкую Рэспублiку Беларусi., усе законы i пастановы польскай акупацыйнай улады аб аднауленнi прыватнай уласнасцi у Беларусi адмяняюцца. Асноуныя палажэннi аб арганiзацыi народнагаспадарчага жыцця, абвешчаныя 1 студзеня 1919 г. у Манiфесце Часовага рабоча-сялянскага урада Беларусi, аднауляюцца у поунай ступенi.. Сацыялiстычная Савецкая Рэспублiка Беларусi вызначае сваю заходнюю мяжу па этнаграфiнчнай мяжы памiж Беларуссю i прымыкаючымi да яе буржуазнымi дзяржавамi Мяжа Сацыялiстычнай Савецкай Рэспублiкi Беларусi з Савецкай Расiяй i Украiнай вызначаецца свабоднымi выражэннямi волi беларускага народа на павятовых i губернскiх з'ездах Саветау у поунай згодзе з урадамi РСФСР i УССР...»1 5. Данный исторический документ представляет собой Декларацию о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларуси, принятую 31 июля 1920 г. в Минске (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 6. Историческая ситуация, в которой создавался документ, связана с тем, что данная декларация принята в условиях окончания польско-советской войны, когда войска Красной Армии освободили от польских интервентов Минск (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 7. Второе объявление ССРБ в данной декларации является логическим продолжением государствообразующего процесса, начавшегося провозглашением ССРБ 1 января 1919 г. в Манифесте Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 8. Позиция составителей исторического документа связана с логическим продолжением событий, о которых упоминается в настоящей декларации. Данные исторические события были направлены на оформление белорусской советской государственности. Во-первых, это провозглашение ССРБ 1 января 1919 г. Во-вторых, это I съезд Советов Беларуси в феврале 1919 г., на котором было принято постановление «О признании независимости Социалистической Советской Республики Беларуси» и решено о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 1 1. Беларусь накануне Октябрьской революции 1917 г.: социально-экономическая и политическая ситуация, белорусское национальное движение 2. Народное хозяйство БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.: преодоление последствий войны и выход на новый уровень развития 3. Характеристика творчества деятеля культуры Характеристика творчества Якуба Коласа. 1. Творчество Якуба Коласа после Октябрьской революции 1917 г. отражало действительность белорусского советского общества (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности). 2. Исторические условия творчества Якуба Коласа были связаны со строительством социалистического общества в БССР, в процессе которого деятели культуры должны были руководствоваться идеологией коммунистической партии и художественным методом социалистического реализма (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности). 3. Лучшим прозаическим произведением 1930-х гг. стала повесть Якуба Коласа «Трясина», созданная на основе конкретных фактов из истории иностранной военной интервенции и Гражданской войны. В повести рассказывается о деятельности петриковского партизана, народного героя деда Талаша. В 1947 г. вышла поэма Якуба Коласа «Хата рыбака», за которую он получил Государственную премию СССР. В 1954 г. писатель завершил работу над трилогией «На росстанях» (первые две части назывались «В полесской глуши» и «В глубине Полесья»). В трилогии изображена широкая картина жизни деревенской интеллигенции и трудового крестьянства в начале XX в. (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности). 4. Якуб Колас сформулировал свою позицию как «формирование нового человека под влиянием различных обстоятельств». Такая позиция писателя означала отображение особенностей характеров и жизненных судеб представителей белорусского народа в условиях проведения индустриализации и сплошной коллективизации сельского хозяйства, а также складывания культа личности (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).
Билет 22 1. Становление партизанского и подпольного движения против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси 2. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализация многовекторного сотрудничества 3. Анализ исторического явления на основе статистических данных Анализ социально-экономического развития в БССР на основе статистических данных. В1966п в БССР насчитывалось 3, 3 млн человек городских жителей, что составляло 39 % от общей численности населения, а в 1985 г. — 6, 2 млн горожан, что составляло 62 % от общей численности населения БССР.
|