![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современный урок биологии. Активные методы обучения биологии⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Автор: Заболотская Светлана Владимировна, учитель биологии высшей категории ГБОУ «Школа №417» г. Москвы. Почетный работник общего образования РФ. Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. В связи с этим хотелось бы сказать несколько слов о необходимых составляющих современного урока, его основных компонентах. Как же построить современный урок? Разберем поэтапно. 1. Определить, какой учебный материал сообщать учащимся. Для этого необходимо учитывать особенности учащихся класса. 2. Определить и четко сформулироватьдля себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. 3. Подготовить учебный материал и подготовиться к проведению урока. 4. Продумать «изюминку» урока. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке. 7. Подготовить оборудование для урока. 8. Продумать задания на дом. Учителю следует помнить, что успеху урока способствуют: – хорошее знание материала учителем; – бодрое самочувствие; – продуманный план урока; – чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; – правильный выбор методов обучения; – разнообразие методов обучения; – занимательность изложения материала; – ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; – богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; – выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников. Затрудняют проведение урока: – неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; – безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; – «рыхлая композиция» урока; – скованность движений; – неумение учащихся работать предложенными методами обучения; – однообразие методов обучения; – бесстрастный рассказ учителя; – монотонность и сухость при изложении нового материала; – отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами. В процессе преподавания биологии часто возникают различные противоречия, такие как: · повышение требований к преподаванию биологии и уменьшение количества учебного времени; · либо, современные ученики чаще обращаются за информацией к компьютеру, чем получают ее из книг. Это повышает уровень их обученности, но информации огромное количество, и она не всегда соответствует действительности. Для разрешения этих противоречий учитель должен умело использовать все возможности для развития личности ученика, прилагать усилия для глубокого и осмысленного усвоения знаний учащимися и формировать нравственные основы личности, использовать различные виды обучения биологии: сократовское, догматическое, развивающее, объяснительно–иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, информатизационное, мультимедийное, а также максимально применять активные методы обучения. В результате внедрения активных методов обучения в практическую деятельность все учащиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы, в частности ученики во время работы: · внимательно слушают, размышляя; · наблюдают, думая; · читают, анализируя; · осмысленно выполняют практическое задание. Следовательно, мы можем констатировать, что степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства. Выбор того или иного метода на уроках биологии зависит от разных причин: от цели занятия, опытности учеников, их знаний.
Активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных и ленивых. К активным методам обучения биологии можно отнести: · мозговой штурм; · кубирование; · ИКТ; · разноуровневую дифференциацию; · игровые технологии; · технологии деятельностного метода обучения; · творческие задания, такие как: исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на определенную тему и прочие; · работа в малых группах, где группа занимается решением занимательных биологических задач; · проблемное обучение; · соревнования, например, викторины, игра «Дальше, дальше» и другие игры; · интерактивная лекция; · ученик в роли учителя; · проектный метод. Остановимся более подробно на некоторых активных методах, используемых на уроках биологии. «Мозговой штурм». Суть «Мозгового штурма» состоит в том, чтобы записывать любую идею, предложить максимум идей, не обсуждать, ни в коем случае не критиковать, не думать об идеях, создавать атмосферу содействия. «Мозговой штурм» включает: - экспресс-разминку; - быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим; - непосредственно «штурм» поставленной проблемы; - повторное уточнение ведущим задачи; - обсуждение экспертами итогов работы групп; - отбор и оценка экспертами наилучших идей; - сообщение о результатах «Мозгового штурма» по очередности выполнения задания или по часовой стрелке; - публичная защита лучших идей. Следующий активный метод «Кубирование». Этот подход предусматривает использование кубика с написанным на каждой грани указанием направления мысли. Например, возможны такие указания на гранях: - описать объект, явление; - проанализировать составные части; - сравнить с другими, аналогичными; - установить ассоциации; - предложить аргументы «за» и «против»; - как использовать? Метод «Кубирование» позволяет рассмотреть тему с разных сторон. Учитывая тенденции развития современного общества невозможно не использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении. Чем хорош этот метод? 1. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). 2. Позволяет повысить эффективность урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но информационно-коммуникационные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. 3. Дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации. 4. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. Рассмотрим еще один активные метод «Модульное обучение». Преподавание в этом методе строится на основе блочно-модульного представления учебной информации Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:
Алгоритм составления модульного урока следующий: 1. Определение места модульного урока в теме. 2. Формулировка темы урока. 3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. 4. Подбор необходимого фактического материала. 5. Отбор методов и форм преподавания и контроля. 6. Определение способов учебной деятельности учащихся. 7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно должны быть включены следующие: УЭ-0 — учебный элемент, который определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — учебный элемент, который включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — учебный элемент, который включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих). Пример модульного урока приведен ниже в таблице:
Все перечисленные методы не заменят в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их. Такое сочетание позволит рационально организовать образовательный процесс. Следует подчеркнуть, что какие бы методы учитель не применял в построении и проведении урока всегда необходимо соблюдать основные положения: 1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала. 2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. 3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса. 4. Задания и инструктаж следует давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. 5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. 6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании. 7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся. 8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным! 9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства обучающихся. 10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.
|