Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Вопросы для обсуждения






РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОССИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА

ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ПО ПИСЬМЕННЫМ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКАМ.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА

И ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Вопросы для обсуждения

1. Происхождение славян согласно современным научным представлениям.

2. Выделение и расселение этнических ветвей славян: западных, восточных, южных (по первой русской летописи «Повесть временных лет» и другим данным, достижениям исследований источников).

3. Византийские писатели VI в. Прокопий Кессарийский и автор «Стретегикона» о славянах и антах, их образе жизни, занятиях, общественных отношениях, культуре.

а) локализация славян и антов;

б) внешний вид, занятия, образ жизни;

в) общественный строй, положение женщин;

г) нравы, обычаи, верования славян по указанным источникам.

4. Разложение родоплеменного строя у восточных славян. Классообразование. Формирование первых предгосударственных объединений. Организация власти восточных славян в VI–IX вв. Князья и вече согласно летописи и др. источникам.

5. Норманнская теория возникновения Древнерусского государства.

6. Образование государства восточных славян согласно формационному пониманию истории и конкретным историческим фактам.

7. Происхождение названий «Рос» и «Рус». Этимологические версии.

8. Современный подход к проблеме образования Древнерусского государства.

 

Методические рекомендации

Для исторической науки была и остается весьма актуальной проблема происхождения русского народа. Эта проблема, хотя и раскрывается многочисленными источниками, имеет очень длительную историю, во многом противоречивую и, разумеется, до конца не разрешенную.

Изучая тему, нужно стараться выделить ключевую в ней проблему во всей ее противоречивости и подвижности, последовательно усваивая вопросы зарождения и развития славянского, восточнославянского и русского этноса по письменным и археологическим источникам. Источники следует изучать (по возможности) в подлиннике или по хрестоматии, а также сводным археологическим публикациям.

Научную литературу рекомендуется читать в подлиннике. Конечно, помимо рекомендуемых работ отечественных авторов, можно изучать и зарубежную литературу. План предусматривает подготовку по следующим направлениям: происхождение славян как единого прото-этноса, формирование и расселение отдельных племенных групп восточных славян (по ранней русской летописи «Повесть временных лет»), по иностранным источникам, по археологическим данным, изучение культурного развития восточных славян на этапе разложения родоплеменного строя, становления общества социального неравенства, наконец, становление древнерусской народности, происхождение этнонимов «Рос» и «Русь», образование Древнерусского государства. Важно познакомиться с культурой индоевропейцев, заселявших с глубокой древности большую часть Европы, значительную часть Юго-Западной и Южной Азии. Лингвисты проделали большую работу по изучению исторического строя славянского и древнерусского языков. Их работами, равно как и множеством археологических отечественных и зарубежных исследований, установлено, что древнейшая территория прото-славян – это верховья Одера, верхнее и среднее течение Вислы, междуречье Днепра и Буга, юг современной Белоруссии, Центральная и Западная Украина.

При изучении нужно дать характеристику наиболее изученных культур прото-славян (сер. II – I тыс. до н.э.), которыми считаются Тикнецко-Комаровская, Лужицкая на территории современных Германии, Польши; Чернолесская на среднеднепровском правобережье и Милоградская – современная Белоруссия. Гораздо отчетливее проявляются славянские черты в Зарубинецкой археологической культуре, распространенной на территории южной Белоруссии и лесостепной Украины во II в. до н.э. – II в. н.э. и примерно синхронной ей на западе – Пшеверской. При изучении особенностей Зарубинецкой культуры целесообразно провести сравнения с письменными источниками: сочинениями К.Тацита, Птоломея, Плиния Старшего, писавших в I–II вв. н.э. о венедах, которых в науке давно отождествляли со славянами. Готский (германский) историк Иордан (VI в. н.э.) равнозначно употребляет этнонимы венеды и новый – славяне. Со временем существования Черняховской археологической культуры (II – IV вв. н.э.) в среднем и нижнем Поднепровье совпадает начало собственно славянского этапа, ознаменовавшегося «великим переселением народов». Это – нашествие гуннов, расселение славян в Центральной Европе, на Балканах, самой большой группы – восточных славян – в Восточной Европе, в ее лесной и лесостепной части.

VI–IХ вв. – время сложения и развития больших славянских союзов: полян, северян, волынян, вятичей, кривичей, древлян, известных по русской летописи. Этот период должен осмысливаться как время складывания восточно-славянского или древнерусского народа и как время последней стадии родоплеменного строя, непосредственно предшествующего классовому обществу и государству.

Из письменных источников по истории восточного славянства особенно ценны для изучения сочинения византийских авторов Прокопия Кессарийского и автора «Стратегикона», которым, возможно, был византийский император Маврикий (582–602 гг.). В их сочинениях представлены наиболее ранние и обширные сведения о восточных славянах.

Разложение первобытнообщинных институтов в VI–IХ вв., выражавшееся в распаде родовых общин, в постепенном переформировании их в общины соседские, способствовало миграции части восточно-славянского населения, состоявшего из прежде монолитных родовых и племенных групп. Начинает складываться этническая общность более высшего порядка – народность. Получить представление о социальном и культурном развитии восточных славян этого времени можно, главным образом, по публикациям археологических источников.

Основа любого этнического образования (от племени до нации) – язык. Поэтому важно ознакомиться с историей рождения и развития древнерусского языка (разговорного) и выделения литературного из общеславянского. Здесь следует использовать доступные межпредметные связи, в частности, русскую палеографию, изучаемую в курсе «Вспомогательные исторические дисциплины», а также начальные данные сравнительного языкознания. Итак, длительное развитие восточнославянских племен по пути разложения родо племенного строя, тесные экономические взаимосвязи, единый язык, общая политическая ориентация – все это обусловило формирование единства восточнославянского этноса. (Этнос – это общность людей на основе языка, культуры, отчасти – расовых признаков). Во владении природой, в борьбе с врагами, непрестанно нападавшими на славян, в созидательном труде, веками складывался «национальный» характер древнерусской народности. Следует ознакомиться с основными мнениями о времени формирования древнерусской народности, совпадающему с эпохой образования Древнерусского государства. В свою очередь, воздействие государства способствовало расцвету древнерусской народности, проявившемуся, в частности, в величайших художественных творениях: архитектуре, живописи, литературе в ХI–ХII вв.

По вопросу о создании государства и образования народности следует изучить документальные первоисточники, теоретические положения, труды дореволюционных и советских историков, указанных в рекомендуемом списке литературы. Разбирая вопрос о складывании древнерусской народности и государства, нужно осмыслить этимологию слов «Рус», «Рос», олицетворяющих единство русских и Руси от Закарпатья до Рязанских лесов, от Студеного (Белого) моря до днепровского устья. Киевские былины убеждают нас в том, насколько было развито у наших предков чувство единства русского народа, патриотизма, насколько всеобъемлющим понятием было для них слово Русь. Этноним «Русь» не может быть понят ни из одного языка, до конца не ясно его первоначальное значение, к какому времени относится его происхождение. К решению вопроса желательно подойти исторически: как в историографии XVIII, ХIХ, ХХ вв., в зарубежной и советской, современной понимается его содержание?

Решение вопроса о происхождении названия нашей Родины – России примыкает к задаче критического осмысления известной норманнской теории. Ведь некоторые русские и зарубежные историки долгое время пытались доказать, что как развитие русско-славянской культуры и рождение нашей государственности есть следствие западного передового влияния, так и название страны и даже народа пришло от скандинавов, из западной Европы.

Иная позиция – антинорманнская – отстаивалась учеными-патриотами, начиная с М.В. Ломоносова. В последнее время распространено мнение о социально-профессиональном происхождении термина «Русь».

Для полного и верного осмысления происхождения Руси следует обратиться к прочтению фрагментов летописи «Повесть временных лет», отрывка из сочинений Константина Багрянородного, сочинений Географа Баварского и др. Необходим экскурс в топонимию Восточной Европы от Прибалтики и до нижнего Приднепровья, а также знакомство с раннесредневековым эпосом, русским и западноевропейским. Современная историческая наука признает окончательное решение вопроса о происхождении названий «Русь», «русские», «Россия» открытым, хотя новейшие версии выглядят весьма убедительно.

Вся тема разбита на восемь вопросов. К плану дается подборка первоисточников, указываются сочинения теоретиков проблемы государственности, имеющие принципиальное значение, приводится список монографической литературы, специальных статей и публикаций.

Первый, второй вопросы лучше готовить в форме небольших выступлений, в соединении с чтением и комментированием первоисточника, в частности, фрагментов русской летописи «Повесть временных лет».

Третий вопрос строится исключительно на источниках. Последующие вопросы имеют особый интерес для формирования у будущих историков правильных представлений о началах русской государственности, о выдающемся значении Киевской Руси для истории России в международном отношении. Изучение их имеет большое значение для воспитания патриотического чувства и чрезвычайно актуально в наше время по политическим причинам.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал