Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вычисление коэффициентов весомости






 

 

Эксперты     Ранги    
         
эксперт 1 (j'j) Ч х* ■ х,
эксперт 2 (j2) хъ   xi х4
^эксперт 3 Уз) х4 xs *2 xi ^3
эксперт 4 (j4) а? 4 хг хз Xl
^эксперт 5 у5) хъ *2 хз х* Х1
.эксперт 6 (j6)   X, xi ! ХА
_эксперт 7 у7) xi ха х% xt  

Подсчитываетея сумма рангов каждого показателя свойств: Хг = 5 + 4 + 4 + 5 + 5 + 4 + 5 = 32; Х2 = 3 + 2 + 3 + 3 + 2 + 3 + 2 = 18; Х3 = 2 + 3 + 5 + 4 + 3 + 2 + 3 = 22; Х4 = 4 + 5 + 1 + 2 + 4 + 5 + 4 = 25; Х5 = 1 + 1 + 2 + 1 + 1 + 1 + 1 = 8.


 




Определяется сумма сумм рангов: 31 + 18 + 22 + 25 + 8 = 10 По каждому показателю свойств рассчитываются коэффи] енты весомости:

т1- 32: 105 = 0, 30;

т2» 18: 105 = 0, 17;

то3 = 22: 105 = 0, 21;

т4 = 25: 105 = 0, 24;

1%= 8: 105 = 0, 08.

Сумма коэффициентов весомости должна быть равна ~^._____

Определение коэффициентов весомости показателей свой
оцениваемой продукции, дифференциальная оценка каждого гам
зателя свойств продукции может осуществляться также путем 1
парного сопоставления. При попарном сопоставлении по шкале j
рядка предпочтение i-ro объекта перед j-м объектом условно d
значается цифрой 2, равноценность — цифрой 1, а предпочте!
j-ro объекта перед t'-м объектом — цифрой 0.;

Попарное сопоставление показателей свойств осущестЕ ется каждым экспертом (табл. 1.3).

Результаты попарного сопоставления показателей свойств экспертом Mj\)

Итого

1 25

того: |______ I______ I___________________

Окончательные результаты по коэффициентам весом оценке показателей свойств продукции получаются путем у< нения данных, полученных всеми экспертами.

Значения показателей свойств оцениваемой продукции быть определены органолептическим, измерительно-расче регистрационным, социологическим и экспертным методами.


Органолептический метод оценки значений показателей свойств основан на использовании органов чувств человека (ося­зания, обоняния, зрения, слуха и вкуса).

Измерительно-расчетный метод заключается в определении значений оценок измеримых показателей на основе результатов ис­пытаний, измерений с использованием технических средств измере­ний в сочетании с расчетами по математическим формулам, графи­кам, таблицам. Основными достоинствами измерительно-расчетного метода являются его объективность и точность. К недостаткам сле­дует отнести сложность, дороговизну и длительность некоторых ис­пытаний и измерений, необходимость специальной подготовки пер­сонала и в ряде случаев разрушения образцов продукции.

Регистрационный метод оценки показателей свойств ис­пользуют, например, для подсчета случаев отказов технически сложных товаров в процессе эксплуатации.

Социологический метод оценки потребительских показа­телей качества основан на использовании мнений потребите­лей о качестве товаров. Для сбора, анализа и обработки мнений потребителей должна использоваться научно обоснованная си­стема опроса и методы математической статистики. Сбор мне­ний потребителей может осуществляться путем их интервью­ирования или анкетирования.

Экспертный метод применяется при оценке неизмеримых показателей свойств. Обычно экспертный метод оценки исполь­зуется совместно с социологическим методом при оценке неизме­римых показателей, например эстетических и эргономических свойств. Экспертами используются все измерительные шкалы, но чаще всего — шкалы порядка и интервалов (особенно репер-ные с балльной системой градации).

При выборие шкал для измерения качества руководствуют­ся следующим правилом: измерение качества по шкале отноше­ний возможно только в том случае, когда значения всех показа­телей качества определены по шкале отношений. Если хотя бы одно из них определено по шкале интервалов, качество может Ыть измерено только по шкале интервалов. Если хоть один по-•^затель качества измерен по шкале порядка, измерение каче-г Ва возможно только по шкале порядка.


Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под качеством и потребительскими а
ствами товаров?

2. В чем состоит разница между понятиями " показатель ев
ства" и " показатель качества"?

3. Охарактеризуйте потребительские свойства и показа!
качества товаров.

 

4. Что понимается под контролем качества товаров?

• 5. В чем заключается разница между контролем качесте
количественному признаку и контролем качества по альтернат
ному признаку?

, 6. Дайте определение следующим понятиям: " недостаг " существенный недостаток", " дефект", " значительный deq~ " малозначительный дефект", " критический дефект", " neycmj мый дефект", " явный дефект", " скрытый дефект".

» 7. В чем состоит разница между такими понятиями, как ' фект" и " допускаемое отклонение "?

. • 8. Что понимается под градациями качества?

9. В чем разница между балльной и ограничительной cuci сортировки товаров?

*10. Охарактеризуйте методы контроля качества. я11. Что собой представляет выборочный контроль? 12. В чем заключается разница между одноступенчатым и i ступенчатым выборочным контролем?

13. Охарактеризуйте виды экспертиз товаров.

14. Какие права имеет потребитель в случае реализации]
товаров ненадлежащего качества?

15. Какую ответственность несет изготовитель (продаве
ненадлежащее качество товаров?

16. Что понимается под оценкой уровня качества?

17. Охарактеризуйте методы оценки уровня качества.

18. Какова процедура оценки уровня качества комплег
методом?

19. Какие методы можно использовать при расчете коэфд
ентов весомости показателей свойств?

20. Что понимается под показателем интегрального качес



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал