Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка и испытание радиостанции






Э.Т.Кренкель описывает, как была организована радиосвязь дрейфующей станции с Большой землей: «Естественно, что меня больше всего занимали мысли о радиоаппаратуре дрейфующей станции. Для такой экспедиции уверенная связь с землей являлась буквально вопросом жизни каждого участника в отдельности и всего коллектива в целом. Если в какой-либо из дней дрейфа радио перестанет передавать наши координаты и метеосводки, станция затеряется как песчинка в огромной пустыне Ледовитого океана.

Вот почему наша рация должна была работать бесперебойно и безотказно. Ее надежность следовало гарантировать хорошим резервом. Опыт подсказывал, что разработку конструкции надо направить по линии малых мощностей и длинных волн. Свои соображения я сообщил на материк.

Иван Дмитриевич собрал опытных полярных радистов и посоветовался с ними. После всестороннего обсуждения заказ на всю радиоаппаратуру был передан Ленинградской радиолаборатории Управления НКВД.

Эта радиолаборатория отличается своим дружным творческим, замечательно подобранным коллективом.

Каждый из работников, начиная от конструктора и кончая монтажником, – художник своего дела.

Все пожелания и указания полярных радистов были претворены в жизнь. За шесть месяцев в этой лаборатории полностью собрали и укомплектовали совершенно оригинальную аппаратуру. Минимальный вес и максимальная надежность – эти трудно сочетаемые качества – были блестяще совмещены.

При общем весе грузов нашей экспедиции (включая вес четырех участников) в 10 тонн, весовой лимит для радиостанции был определен в полтонны.

Предстояло решить тяжелую задачу: «втиснуться» в эти 500 килограммов. И это при условии абсолютной надежности и резервирования отдельных частей. Задача была разрешена отлично. Тройной комплект аппаратуры, запасные части, легкий бензиновый двигатель, аккумуляторы, ручной привод, ветряк, две мачты и большой набор всякого инструмента весили всего 550 килограммов.

О надежности аппаратуры говорит хотя бы тот факт, что за девять месяцев работы мне ни разу не пришлось вскрывать станцию для устранения неисправностей. Аппаратура была в боевой готовности в любое время.

При изготовлении радиостанции были учтены все мелочи, все особенности эксплуатации. Этого удалось достигнуть потому, что разработка основного радиооборудования была поручена группе ведущих специалистов, одновременно являющихся коротковолновиками. Люди не только строили, не только видели и осязали создаваемую ими аппаратуру, но сами работали на ней в эфире, чувствовали, вжились в нее.

При лабораторных испытаниях в Ленинграде радиостанция «Дрейф» на коротких волнах дала четкую связь с городами СССР: Москвой, Киевом, Ярославлем, Саратовом, Могилевом и со странами: Англией, Чехословакией, Швецией, Данией, Германией, Японией, Центральной Африкой и Соединенными штатами Америки.

В ходе производства и испытания делались всякие изменения и исправления. Буквально каждая деталь испытывалась под тройным напряжением, в самых тяжелых и невыгодных условиях.

Было учтено, в частности, что аппаратуре придется работать при резких изменениях температуры в палатке. В целях экономии горючего мы предполагали не отапливать палатку. Она могла нагреваться только в часы приготовления пищи. Следовательно, были неизбежны колебания температуры. Чтобы это не отозвалось губительно на аппаратах, они были сделаны почти герметически закрытыми.

Радиостанция создавалась под общим руководством начальника радиолаборатории Л. А. Гаухмана. Проектирование станции взял на себя прибывший со строительства радиоузла на острове Диксона старший инженер лаборатории В. Л. Доброжанский, разработкой конструкции занялся полярный радист инженер лаборатории Н. Н. Стромилов, который создал два передатчика мощностью в 20 и 80 ватт, работающие на коротких и длинных волнах. Разработку двух приемников к этим передатчикам осуществил инженер лаборатории А. И. Ковалев, применивший оригинальное устройство, которое при чрезвычайной портативности позволяет перекрыть диапазон от 20 до 20 000 метров. Ветродвигатель для радиостанции был сделан в этой же лаборатории по чертежам инженера С. Б. Перли под руководством инженера Е. И. Иванова и самого Перли.

Третий комплект радиооборудования – приемно-передаточная радиостанция «Резерв» – монтировался под руководством старшего инженера Т. А. Гаухмана. Комбинированный ручной и ножной привод с динамо-машиной разработал старший инженер Н. И. Аухтун.

В феврале под Москвой состоялось испытание всего оборудования – палатки, одежды, продовольствия и радиостанции. На опушке леса возник лагерь. Крутился ветряк. В эфир ушли позывные нашей рации.

Испытания прошли вполне удачно».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал