Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства
Третий способ защиты трудовых прав - государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства. Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Статья 353.1 ТК РФ выделяет также ведомственный контроль, осуществляемый в отношении подведомственных организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На самом деле, государственный контроль за соблюдением трудового законодательства производится широким кругом государственных органов. Во-первых, это Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, социального обслуживания населения. Минтруд России создан на основании Положения «О Министерстве труда и социальной защиты РФ» (далее — Положение о Минтруде)[34], утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года № 610 вместо действовавшего ранее Минздравсоцразвития РФ. Именно Минтруд России принимает такие нормативные правовые акты, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; Положение о системе управления профессиональными рисками; Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет; Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях; Положение об организации общественных работ; Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Кроме того, Минтруд России обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в данной сфере деятельности. На уровне субъекта РФ органами исполнительной власти, регулирующими отношения в сфере труда, являются соответствующие министерства (управления, отделы), например: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, Департамент труда и занятости населения администрации Краснодарского края, Департамент труда и занятости населения города Москвы, Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области и т.д. Вернемся к государственному контролю. Согласно Положению о Минтруде, Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль: - за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством РФ и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; - за осуществлением органами власти субъектов РФ социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; - за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы. Роструд регистрирует: - отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства; - коллективные трудовые споры по поводу заключения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Также Роструд организует подготовку трудовых арбитров, государственную экспертизу условий труда, ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения и т.д. Территориальными подразделениями Роструда являются государственные инспекции труда в субъектах РФ, например Государственная инспекция труда в Самарской области. Данным органом систематически проводятся проверки условий труда у работодателей на территории Самарской области. Например, за 2012 год проведено 1626 проверок (989 - государственными инспекторами по правовым вопросам; 637 - государственными инспекторами по охране труда). Выявлено 7365 нарушений, из них: по вопросам охраны труда - 5089, по правовым вопросам - 2276. На устранение выявленных нарушений выдано 1130 предписаний, наложен 2291 административный штраф на общую сумму 9 миллионов 877 тысяч 500 рублей. Отстранены от работы по требованию государственных инспекторов труда в связи с непрохождением в установленном порядке обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний охраны труда 742 работника. Прекращено использование не имеющих сертификатов соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников - 552 единицы, оформлено и направлено в суды 3 протокола о временном запрете эксплуатации оборудования[35]. К основным нарушениям, выявленным в ходе проверок, можно отнести следующие: 1) руководители организаций не обучены и не аттестованы по охране труда; 2) работа по аттестации рабочих мест по условиям труда не проводится; 3) перечни профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда и требуется обучение по охране труда, на предприятиях отсутствуют (не разработаны); 4) своевременный пересмотр инструкций по охране труда не обеспечен, на ряд профессий и видов работ инструкции по охране труда отсутствуют; 5) периодические медицинские осмотры работников не проводятся; 6) допуск к выполнению работ или к эксплуатации оборудования повышенной опасности необученных работников имеет место; 7) работники не обеспечиваются или обеспечиваются не в полной мере спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; 8) проведение периодического обучения по оказанию первой медицинской помощи работниками рабочих профессий отсутствует. При этом наибольший смертельный травматизм по материалам расследований наблюдается в обрабатывающих производствах и строительстве. Чаще всего несчастные случаи происходят в результате падения пострадавшего с высоты; падения, обрушения, обвалов предметов, материалов, земли; воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин; транспортных происшествий. Причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями обычно являются неудовлетворительная организация производства работ, нарушение работником трудового распорядка и нарушение технологического процесса. Инспектирование работодателей является основной формой надзорно-контрольной деятельности государственной инспекции труда. Основанием для инспектирования являются поручения руководителей Роструда и Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (структурного подразделения Минтруда России), информация других государственных органов и обращения граждан. Осуществляется также работа по рассмотрению постановлений прокуратуры о возбуждении дел об административном правонарушении. Иногда проверки проводятся совместно с органами прокуратуры. 1 сентября 2013 года завершится первый пятилетний этап аттестации рабочих мест по условиям труда, о которой обязаны отчитаться все предприятия РФ. По мнению руководства Роструда[36], большая часть работодателей ее не пройдет, так как с сентября 2008 года по декабрь 2012 года аттестовались всего 1.3% предприятий. Санкции для непрошедших проверку - вплоть до приостановки деятельности хозяйствующего субъекта. Проведение аттестации должно быть зафиксировано в коллективном договоре. Впрочем, поправки, внесенные в законодательство об аттестации рабочих мест Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2012 года № 590н, устанавливают обязательность проведения аттестации не для всех рабочих мест, а лишь потенциально повышенно опасных (связанных с работой машин, механизмов, с использованием вредных материалов и т.д.). В то же время, по словам директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России, первичная аттестация остается обязательной для всех[37]. По уже имеющимся на данный момент результатам аттестации, качество рабочих мест очень низкое: более 60% рабочих мест могут быть квалифицированы как вредные или опасные. Помимо Роструда к органам контроля (надзора) в сфере труда относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Ростехнадзор является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; органом государственного энергетического надзора; органом государственного строительного надзора. Территориальные подразделения Ростехнадзора расположены не в каждом субъекте РФ. Например, Приволжское управление Ростехнадзора охватывает республики Татарстан, Марий Эл и Чувашию. Также на территорию двух субъектов РФ - Нижегородской области и Республики Мордовия распространяется и компетенция Волжско-Окского управления Ростехнадзора, базирующегося на территории г. Нижнего Новгорода (с территориальными отделами: Выксунским, Саровским, Дзержинским, Кстов- ским и Арзамасским). Роспотребнадзор, в структуре которого присутствует отдел организации санитарного надзора по гигиене труда, коммунальной гигиене, осуществляет проверку деятельности работодателей по выполнению требований санитарного законодательства, пресекает факты нарушения законодательства, применяет меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушения работодателями обязательных требований в определенной сфере деятельности. На уровне субъектов РФ действуют территориальные управления, на уровне городов и районов - отделы управлений Роспотребнадзора. К государственным органам по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства относится и прокуратура. Согласно статье 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре РФ»[38] прокурор: проверяет жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Прокуратурой выполняются: 1) прокурорские проверки исполнения законодательства об охране труда на предприятиях, расположенных на поднадзорной территории; 2) запросы о выделении специалистов в управление Роспотребнадзора и государственную инспекцию труда в субъекте РФ для участия в совместных проверках; 3) анализ поступающих жалоб по трудовым вопросам. Результатом проверок может стать выявление нарушений и последующее внесение представлений об устранении нарушений трудового законодательства, вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, направление искового заявления об обязании провести аттестацию рабочих мест. Последнее возможно в связи с правом прокурора обращаться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Значительное число обращений в прокуратуру касается задолженности работодателей по выплате заработной платы. По результатам взаимодействия с органами статистики, службой судебных приставов, налоговой службой, органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ прокуратурой выявляются работодатели, нарушающие право работников на своевременную и в полном объеме выплату зарплаты. Внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства должны также осуществлять соответствующие министерства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
|