![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок информационных продуктов и услуг. Информационный бизнес
Чтобы существовал рынок информационных продуктов и услуг, необходимо наличие продуктов и услуг, а также продавцов и покупателей. Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными продуктами, номенклатура продуктов и услуг, условия и механизмы их предоставления, цены. Предмет продажи и обмена: информационные технологии и системы, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, информация и прочие виды информационных услуг. Потребители: юридические и физические лица. Инфраструктура информационного рынка: совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги. В настоящее время существует сфера бизнеса, посвященная информационным продуктам и услугам – информационный бизнес. Информационный бизнес – производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг. Функции информационного бизнеса: управление финансами и ведение учета, управление кадрами, материально-техническое снабжение, организация производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции, консультационное обслуживание, страхование имущества и информации, организация службы информационной безопасности, сервисное обслуживание. Тенденции развития рынка информационных услуг: изменения в составе покупателей и продавцов, расширение и интеллектуализация продуктов и услуг. При покупке информационных технологий большинство покупателей руководствуются качественными критериями и интуицией, несмотря на наличие методики количественного анализа. Для описания сегментов рынка информационных продуктов и услуг воспользуемся предложением Г. Поппеля, Б. Голдстайна* классифицировать сегменты этого рынка на основе двух характеристик: кому предназначены продукты и услуги и что делается с помощью информационных продуктов и услуг для потребителя.
Потребительский сегмент – передача информации и развлечений и потребление их частными лицами. Сегмент взаимодействия – взаимодействие фирм-разработчиков информационного продукта (создание и эксплуатация сетей для распространения своей продукции, разработка стандартов и т.п.). Сегмент обеспечения бизнеса – потребление продукции и услуг информационных технологий в ходе реализации различных видов деловой деятельности: закупки, производство – обслуживание, маркетинг, распространение продукции. Использование информационных технологий носит повторяющийся характер, интенсивное внедрение базируется на количественном анализе «стоимость – эффективность». Срок жизни систем 8–12 лет. Интеллектуальная работа – потребление и передача информации среди менеджеров и других специалистов. Жизненный цикл изделий на этом сегменте короткий. В рамках указанных сегментов рынка осуществляются действия с помощью элементов информационных технологий, связанные с созданием информационных продуктов и услуг: Транспортировка – организация физического потока информационного продукта различными средствами. Перенесение с носителя на носитель – перенесение информационного продукта с одного носителя на другой (человек – ЭВМ и т.д.). Хранение – сохранение информационного продукта электронными или традиционными средствами. Обработка – преобразование, информационного продукта. Информация – вид информационного продукта, включающий данные, знания, а также программные средства их обработки, которые предназначены главным образом для познавательных целей. Развлечения – вид информационного продукта, предназначенный главным образом для обеспечения досуга и получения удовольствия. Поскольку имеет место конвергенция сегментов рынка, то пересечение всех основных элементов информационных технологий и сегментов рынка информационных технологий дает представление о сферах распространения основных областей информационных технологий. В [8] такое пересечение называется «Решетка ИТ». Это позволяет определить границы спроса потребителей в отдельных областях продукции, прогнозировать рынки информационных технологий. Поставщики информационных продуктов и услуг: • предприятия по производству вычислительной техники, средств передачи и обработки информации; • организации, занятые разработкой программного обеспечения, созданием, хранением и эксплуатацией баз данных; • службы телекоммуникации, передачи и электронной обработки данных. (См.: справочники «Вся компьютерная Москва», «Кто есть кто на компьютерном рынке») Составляющие рынка информационных продуктов и услуг: Законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и др. • Техническая и технологическая составляющие (информационное оборудование, компьютеры, компьютерные сети, технологии обработки информации).
· Нормативно-правовая составляющая (законодательная база отношений на рынке: информационные ресурсы, системы, технологии, средства их обеспечения; их использование; защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации; признание информационных ресурсов как материального продукта с возможностью его покупать и продавать и как объекта интеллектуальной собственности).
• Организационная составляющая (элементы госрегулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг).
|