![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самостоятельная работа № 2. Анализ сильных и слабых сторон организации
План изучения: 1. Факторы внешней среды организации для проведения анализа 2. Факторы внутренней среды организации, необходимые для проведения анализа 3. Источники информации для проведения анализа среды организации. * Изучив эту тему, вы узнаете: - актуальность SWOT – анализа; - факторы внешней и внутренней среды организации, необходимые для проведения SWOT – анализа; - источники сбора информации. Основные понятия и термины: SWOT – анализ, микро и макро среда организации. Контрольные вопросы и задания 1. Контролируемые факторы внешней среды. 2. Неконтролируемые факторы внешней среды. 3. Что служит основой проведения SWOT – анализа? 4. Что являются сильными сторонами организации? 5. Слабые стороны организации – это?
Лекция 6. Формы планирования. Виды планирования в организацию. Процесс стратегического планирования Содержание темы: Формы планирования. Виды планирования в организации. Процесс стратегического планирования.
1.Формы планирования. Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Современная практика менеджмента выделяет три основные формы внутрифирменного планирования: · централизованное; · децентрализованное; · комбинированное. Выбор формы планирования зависит от масштабов организации, характера основного производства и уровня развития диверсификации, организационной структуры, квалификации специалистов-плановиков, состояния учета, развитости технической базы информационных технологий и т. д Централизованная форма планирования. При руководстве предприятия имеется центральная служба (отдел) планирования. Она подчиняется непосредственно президенту (генеральному директору) или одному из его заместителей. Ее главная функция — разработка перспективных и текущих планов для всех предприятий, входящих в объединение. Предприятия и отделения не имеют в этом случае плановых служб и ограничиваются оперативным контролем за снабжением и запасами материалов, сырья, запчастей и т. п. Эта форма используется, как правило, в объединениях предприятий одинакового или близкого производственного профиля с единой сетью вычислительной техники, что позволяет сократить персонал, занятый планированием. Основное преимущество централизованной формы — большие возможности для осуществления единой идеологии развития исходя из интересов объединения в целом. Децентрализованная форма планирования. В крупных концернах с диверсифицированным производством и достаточно самостоятельными отделениями или филиалами основная работа по планированию сосредоточена в них. В концерне имеется центральная плановая служба, которая разрабатывает в соответствии с указаниями высшего руководства лишь общее направление развития концерна. Кроме того, она осуществляет методическое и координационное руководство плановой деятельностью. На основе планов подразделений центральная служба составляет единый план, который используется как средство контроля. Комбинированная форма планирования содержит элементы и составляющие первых двух форм планирования. процесс планирования Непосредственно процесс планирования состоит из четырех стадий: 1) постановка целей организации; 2) анализ внешней и внутренней среды организации, оценка ее сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей; 3) изучение и анализ альтернатив программ действий организации; 4) выбор программ и их реализация. Необходимость в составлении планов требует от менеджеров не только способности мыслить в перспективе, одновременно совершая практические действия, но и, пожалуй, более главного навыка — умения выделять цели. При постановке целей менеджер должен выяснить: в каком состоянии находится организация; в каком состоянии она хочет находиться; что для этого необходимо сделать? 2. Виды планирования в организации. Любая коммерческая организация, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должна заниматься планированием в рыночных условиях, ибо на первое место в предпринимательской деятельности выходит забота об уменьшении неопределенности экономических результатов. Только при ясном представлении о целях деятельности коммерческой организации, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды, четкое распределение ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности. Таким образом, планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. В предпринимательской практике принято выделять два основных вида планирования: внутрифирменное и бизнес-планирование. Бизнес-план является основным документом, раскрывающим создание и развитие предпринимательской структуры, связанное с вложением инвестиций. Внутрифирменное планирование отвечает на следующие вопросы: 1. Где организация находится в настоящее время (то есть, какова ее экономическая позиция), каковы итоги и условия ее деятельности? 2. Как и при помощи, каких ресурсов могут быть достигнуты цели предпринимателя? Основным объектом внутрифирменного планирования предпринимательской деятельности служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих этот процесс. Стратегическое планирование - это стадия управления, на которой определяются цели деятельности организации на долговременный период, а также разрабатывается система мероприятий, определяющих пути достижения этих целей. 3.Процесс стратегического планирования. Процесс стратегического планирования подразделяется на следующие основные этапы: · Определение миссии организации. · Внешний и внутренний анализ (SWOT-анализ). · Формулирование целей и анализ стратегического разрыва. · Рассмотрение альтернативных стратегий. · Выбор определенной стратегии, на базе которой будет развиваться оперативное планирование. Миссия - это четко сформулированные смысл существования организации, ее предназначение, философия бизнеса. Миссия как философия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять. Смысл существования организации раскрывает причину ее появления и отличие данной организации от ей подобных. В миссии организации отражается ее уникальность и значимость для различных субъектов рынка. К обязательным элементам миссии относятся: основные направления деятельности (рынки, технологии); позиция по отношению к внешней среде (принципы работы, ограничения функционирования); культура организации (правила и традиции, имидж). Анализ внешней среды организации представляет собой процесс определения условий внешней среды, которые могут представлять как возможности для существования организации, так и угрозы. Определяются значение факторов среды и их динамика. Традиционно оцениваются следующие факторы внешней среды организации: экономические: уровень инфляции, ставки кредитования, стабильность валюты, рост/падение уровня доходов населения; политико-правовые: государственная политика, уровень налогов, таможенное законодательство, трудовое законодательство; социально-демографические: состав населения и динамика его изменения, наличие общественных организаций, тенденция изменения общественного сознания; технологические: научно-технический прогресс, тенденции в изменениях технологий; рыночные: наличие и уровень спроса, уровень конкуренции, слабые и сильные стороны конкурентов и т. д.; культурно-географические: особенности потребления товаров на различных территориях, удаленность территорий, с которыми работает организация, и т. д. Оценка внутренней среды организации осуществляется для определения сильных и слабых сторон и обычно проводится по следующим направлениям: маркетинг и сбыт: оцениваются потребители организации, уровень их обслуживания товарами и услугами, производимыми организацией (качество, цены, сервис и т. д.); финансы: оцениваются финансовые показатели деятельности с целью выявления ресурсов развития; производство: загруженность мощностей, их изношенность, технический уровень, качество процессов производства; кадры: наличие необходимых специалистов, уровень компетенции, текучесть кадров; организация: общий имидж организации, доля на рынке, конкурентное положение. После проведения анализа ситуации переходят к формулированию целей деятельности организации. Они, в основном, касаются таких показателей, как прибыль, объем реализации, доля рынка, и уже могут быть определены количественно. Например, а) финансовые цели: довести рентабельность производства до 15%; добиться получения валового дохода с реализации в 10 млн. рублей. б) рыночные (маркетинговые) цели: обеспечить реализацию нефти в размере 100 тыс. баррель, что обеспечит предприятию 10% долю рынка; Крайне редко встречаются ситуации, когда у организации имеется всего один путь достижения цели или одна стратегия. Всегда существуют альтернативы. После проведения анализа и формулировки целей руководители должны определить различные варианты распределения ресурсов для получения оптимального результата. Наиболее известные варианты стратегий: · лидерство по затратам или установление более низкой цены путем минимизации затрат; дифференциация или попытка дифференцировать свою продукцию относительно конкурента; фокусирование или стратегия рыночной ниши; · интенсивный рост; · диверсификация. Руководители организации в заключение должны выбрать одну из стратегий, которая наилучшим образом: - повлияет на финансовый результат; - не будет противоречить существующим принципам организации; - будет принята работниками организации; - будет поддержана соответствующими ресурсами в необходимом объеме.
|